Марина Рудольфовна
Геометрический квест «Шаг из круга»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 122 «Солнечный лучик»
г. Чебоксары
Методическая разработка
Методическая разработка
Геометрический квест «Шаг из круга»
Выполнила: воспитатель 1 кв. категории
Иванова Марина Рудольфовна
Чебоксары 2019
Аннотация к методической разработке
Геометрический квест «Шаг из круга»
Публикация «Геометрический квест „Шаг из круга“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Сценарии развлечений
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Темочки
Актуальность разработки конкурсного материала
Актуальность данной методической разработки обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют видимый интерес к математическим категориям: количество, форма, пространство, величина, геометрические фигуры, ориентировке в пространстве и во времени которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Современные условия характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.
На всех этапах развития дошкольников проблема формирования элементарных математических представлений с учетом закономерностей становления и развития познавательной деятельности и возрастных особенностей детей имеет важное значение. Математическое развитие дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Цель составления методической разработки
Поддержание образовательного процесса в ДОУ по формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, умение преодолевать трудности, двигаться к постановленной цели, развитию конструктивных и творческих способностей.
Модель организации образовательного процесса
Совместная деятельность детей и взрослого в процессе игрового квеста (интеллектуального развлечения, во время которого участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи).
Форма развития детской деятельности
Совместная игровая познавательная деятельность.
Интеграция образовательных областей и видов деятельности детей
Познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие.
Обоснование особенностей и новизны работы: особенностью методической разработки является активизация мыслительной деятельности дошкольников, умений планировать свои действия, обдумывать их, догадываться о результатах, проявляя при этом творчество; развитию качеств, необходимых для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Возрастная категория
Старший дошкольный возраст.
Ожидаемый результат
Развитие у дошкольников логического и пространственного мышления конструктивных способностей, формирование умения применять полученные знания в других видах деятельности, новой обстановки.
Цель
Создание благоприятных условий для формирования элементарных представлений у дошкольников.
Задачи
1. Формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности. Учить воссоздавать из геометрических фигур образные и сюжетные изображения.
2. Учить составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.
3. Упражнять в ориентировании на листе бумаги в клетку, двигаясь в заданном направлении, меняя его по словесному сигналу.
4. Формировать умение оценивать себя, умение договариваться, умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.
5. Развивать геометрическую зоркость : умение анализировать, находить в ближайшем окружении предметы похожие на геометрические фигуры.
6. Развивать конструктивные и творческие способности, зрительно-двигательную координацию, логическое и пространственное мышление, чувство времени.
7. Воспитывать привычку сообща играть, трудиться, заниматься, двигаться к постановленной цели.
Оборудование
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, мольберт, электронная игра «На что похоже?», материал для игры «Шаг из круга» (игровое поле, доска с геометрическими фигурами, внутри которых игровые задания, сказочный персонаж: «Геометрик», счетные палочки, блоки Дьенеша, набор из головоломки «Танграм» (по количеству детей, простые карандаши (по количеству детей, листы бумаги в крупную клетку (по количеству детей, схема для игры «Танграм», песочные часы 1 минута, резинки-браслеты (по количеству детей, маленький коврик.
Предварительная работа
Выучить слова игры:
«Мы по кругу все идем
И секрет с собой несем
1,2,3 – ты из круга выходи
И фигуру назови!»
Объяснить значение слова «пьедестал».
Ход реализации геометрического квеста «Шаг из круга»
1. Введение в игровую ситуацию
- Ребята, я сегодня хочу вам предложить интересную игру. Но сначала предлагаю просто встать в круг, взяться за руки, улыбнуться и пожелать друг другу хорошего настроения.
- У этой игры есть одно условие, чтобы получить доступ к данной игре мы с вами должны решить одно задание. Я уверена, что вы обязательно получите доступ к данной игре.
(Компьютерная игра «На что похоже?»)
После выполнения задания на экране появляется главный персонаж «Геометрик».
- Ребята, знакомьтесь, это главный персонаж игры, от которого мы получили доступ. Зовут его Геометрик. Он приготовил для вас сюрприз. Чтобы получить сюрприз от Геометрика, нам с вами нужно будет преодолеть препятствия в виде заданий. Вы готовы ребята выполнить задания Геометрика?
- Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, приглашаю всех на поле игры. И что бы не произошло, давайте пообещаем:
«Обещаем дружными мы быть
И слезы горькие не лить
С улыбкой трудности встречать
И смело всё преодолевать!»
2. Ознакомление с правилами игры
- А сейчас, я хочу вас ознакомить с правилами игры. Вот перед вами красное игровое поле. А что вы, ребята, видите еще кроме нашего игрового поля? (геометрические фигуры : квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)
(Ответы детей)
- Совершенно верно! Перед нами четыре геометрические фигуры. Мы с вами, взявшись за руки, пойдем вокруг нашего поля и при этом будем говорить:
«Мы по кругу все идём
И секрет с собой несём,
Раз, два, три – ты из круга выходи
И фигуру назови!»
- После этих слов вам нужно будет посоветоваться между собой, выбрать и назвать одну геометрическую фигуру из четырех.
3. Выполнение заданий игры
Воспитатель на игровое панно переставляет фигуру Геометрика из красного круга в фигуру, которую выбрали дети. Внутри каждой из 4 фигур листок с заданием. Порядок выполнения заданий начинается от выбранной детьми фигуры. Воспитатель регулирует последовательность заданий так, чтобы «Графический диктант» выполнялся последним (четвертым) по счету заданием. После выполнения задания фигура с игрового поля убирается. После того, как дети справились с заданием, мы возвращаемся в игровое поле и снова проговариваем слова: «Мы по кругу все идём…». Данный алгоритм действий используется до выполнения всех заданий, заложенных в геометрических фигурах.
- Итак, перед нами первое задание. Я буду вашим помощником в этой игре, так как я знаю волшебный язык, на котором написаны задания, которые вам подготовил Геометрик.
(Воспитатель достает из фигуры первый сверток с заданием).
Примерная последовательность заданий:
«Оранжевый квадрат» - игра «Танграм» ( работа в подгруппах: 2 подгруппы, предварительно 1 минута).
- Для выполнения этого задания вы должны разделиться на 2 подгруппы. По образцу нужно собрать точно такую же фигуру зайца. У вас есть 1 минута, чтобы выполнить это задание. Итак, все готовы? Время пошло.
(Образец выставляется на мольберт. Дети приступают к заданию)
«Желтый треугольник» - игра со счетными палочками «Составь 3 треугольника из 7 палочек» (работа в парах).
- Это задание вы будете выполнять в парах. Разбейтесь на пары и рассаживайтесь за столы.
(Ребята разбиваются на пары и рассаживаются за столы)
- У каждой пары набор из 7 палочек, из которых вам нужно будет составить 3 треугольника.
«Синий прямоугольник» - игра с блоками Дьенеша «Создай фигуры» (коллективная работа).
- Это задание Геометрик просит вас выполнить всем вместе. Сейчас, вы все дружно должны создать любые фигуры из геометрических блоков.
«Зеленый овал» - графический диктант «Пьедестал».
- Заключительное задание от Геометрика. В этом задании мы будем путешествовать по клеткам. Чтобы во время выполнения данного задания вы не путались где правая и левая сторона, я предлагаю на правую руку надеть браслетики.
(Воспитатель раздает браслеты и листочки с карандашами.
Дети выполняют задание)
- Ребята, кто может назвать, на что похожа фигура, которая у вас получилась?
(Ответы детей)
4. Подведение итогов
- Итак, у вас получились ступеньки пьедестала. За отличное и быстрое выполнение заданий вы все, ребята, заслужили вот такие смайлики.
(Воспитатель каждому раздает «смайлики»)
- А теперь я предлагаю вам каждому поставить свой смайлик на одну из ступенек пьедестала.
5. Вручение сюрприза
- Дорогие ребята, вы успешно справились со всеми заданиями Геометрика. Не испугались трудностей, были дружными, преодолели препятствия, в виде заданий. А вот и заслуженный приз от Геометрика.
(Воспитатель вручает новую игру для группы)
- Это увлекательная игра для вашей группы. Я думаю, она вам очень понравится, поможет узнать много нового и интересного.