Наталья Салтовец
Формирование элементарных математических представлений с элементами финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «ДЕТСКИЙ САД № 49»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (название разработки)
Автор: Салтовец Наталья Геннадьевна
воспитатель I категории
Севастополь
2021
Публикация «Формирование элементарных математических представлений с элементами финансовой грамотности» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Пояснительная записка
к учебно-методической разработке
"Формирование элементарных математических представлений с элементами финансовой грамотности"
Дошкольное образование-фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом дошкольном периоде закладывается основа интеллекта малыша. Вследствие этого работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является частью их общей подготовки к школе.
В системе дошкольного образования математика занимает одно из ведущих мест. И именно математическое мышление позволяет адекватно воспринимать окружающий мир. Математика формирует такие важные качества человека, как умение оценивать происходящие события, развивает логическое мышление, интуицию. Одной из важнейших задач математического развития является формирование познавательных интересов и способностей детей, расширение кругозора личности ребёнка. Формирование элементарных математических представлений способствует приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни.
Каждый малыш-дошкольник вырастет, закончит школу, выучится и приобретёт ту или иную профессию, станет специалистом своего дела. Но основу успеха в любом деле, как и в жизни составляет грамотность, и математическая, и финансовая. Чем раньше ребёнок станет финансово грамотным, тем легче он войдёт во взрослый мир.
Финансовая грамотность-это не просто фраза, которая включает в себя множество понятий, с которыми необходимо познакомить детей- дошкольников. Формирование финансовой грамотности – это значит дать детям понятия (деньги, товар, услуги, расчёт, банк, кредит, карточки и т. д., обязательно научить пользоваться этими понятиями и осуществлять с ними операции.
Актуальность данного занятия состоит в том, что дети дошкольного возраста не имеют представления о финансах, понятиях (деньги, карточка, оплата, рубли, банк, банкомат, кассир, продажа, покупка, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать свои дела, осуждать жадность, а также мало методических разработок по данной теме. Элементарные знания позволят улучшить качество учёбы в школе. Так как экономика и финансы всегда были, есть и будут неотъемлемой частью жизни каждого человека, то начинать финансовое образование необходимо со среднего и старшего дошкольного возраста, через игру и сказку. То есть через то, что является самым близким по роду деятельности детям.
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)
по познавательному развитию
с использованием элементов финансовой грамотности
Тема: «Весёлые покупки»
Цель: Повышать качество образовательного процесса, обучать ребят пониманию учебной задачи и выполнению её.
Обогащать детскую деятельность финансовым содержанием, формировать математическое мышление.
Развивать самостоятельность и инициативность.
Воспитывать культуру обращения с деньгами.
Программное содержание :
1. Продолжать формировать элементарные представления о специальных банковских знаках, которые используют люди при купле–продаже разных товаров и услуг. Показать через практическую деятельность, на конкретных примерах возможные операции с денежными единицами.
2. Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Создавать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
3. Способствовать формированию коммуникативных отношений между взрослыми и детьми.
4. Развивать познавательный интерес, мышление, память, речь.
5. Воспитывать культуру общения и обращения, умение рассуждать, высказывать своё мнение, считаться с мнением других.
Предварительная работа :
- беседа с детьми о деньгах, о покупках, о хранении денег;
- чтение сказки «Цветик–семицветик».
Методы и приё мы:
• Словесные:
-вопросы;
- индивидуальные ответы детей.
• Наглядные:
-карточки;
- денежные купюры;
- пластиковые карточки;
- ценники;
- цветик-семицветик;
- игрушки с ценниками;
- бутафория в магазине с ценами;
- презентация.
• Практические:
-манипуляции с денежными единицами;
- действия с фишками по карточкам (состав числа).
Словарная работа - правильное употребление прилагательных, существительных и глаголов при построении предложений : "Я хочу купить стакан лимонада", "Я взяла картинку с изображением сладкой ваты".
Оборудование: Музыкальное сопровождение (песня «Моя семья» в исполнении группы Непоседы, песня «Когда мои друзья со мной» в исполнении Большого детского хора, волшебная сказочная музыка, песня
«А ручки хлоп…» в исполнении группы Непоседы); кошельки и сумки, детские рюкзаки, кепки; деньги бумажные (муляжи, монеты настоящие; отдел магазина (с/р игра магазин) в группе, отдел магазина Детский мир, карточки с набором различных предметов, цветик - семицветик, буклеты для гостей.
Структура НОД
1. Вводная часть-2 мин.
2. Основная часть-20 мин.
Беседа по сказке
Беседа о деньгах с презентацией
Составление выражений с деньгами
Работа фишками по карточкам
Состав числа и действия с деньгами
3. Заключительная часть (3-4 мин.)
Выслушать мнение ребят. Угощения.
Ход занятия (НОД)
Дети входят в группу под песню «Моя семья» в исполнении группы «Непоседы», и становятся полукругом
Воспитатель.
– Ребята, наш девиз:
Капелек много, а вместе река,
В группе ребята, все вместе-семья.
Вместе гуляем, вместе играем
Счастливую жизнь в детсаду проживаем (Слова произносят дети).
– Дорогие ребята, сегодня я хочу предложить вам поиграть в увлекательную игру под названием «Весёлые покупки».
- Скажите, а что у меня в руках?
( Ответ детей: «Цветок, цветик – семицветик».) (приложение 1)
- Из какой сказки этот цветок?
( Ответ детей: «Этот цветок из сказки «Цветик- семицветик».)
- А кто из вас помнит автора этой сказки?
( Ответ детей: "Написал сказку "Цветик-семицветик "Валентин Катаев".)
- Как звали главную героиню сказки?
( Ответ детей: " Женя".)
- Что умел делать сказочный цветок?
( Ответ детей: "Исполнять желания".)
- Какое желание было самым ценным?
( Ответ детей: "Чтобы мальчик Витя был здоров".)
- Вы представляете, мой цветик–семицветик тоже волшебный, а значит умеет исполнять желания. Я знаю, что у всех ребят есть одно заветное желание - стать взрослыми. Сегодня я предлагаю одним детям побыть в роли родителей (мамы и папы, а другие останутся детьми. И мы все вместе отправимся за покупками.
Я буду везде вашим помощником. А волшебный цветок будет исполнять наши желания.
- Итак, (Слова произносит воспитатель)
Лети, лети лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг, возвращайся сделав круг;
Лишь коснёшься ты земли, будь по–моему вели!
- Желаю чтобы дети стали взрослыми!
- Ребята, которые будут в роли родителей, берите себе атрибуты взрослых
(преобразование происходит под волшебную музыку – дети надевают шляпки, берут сумки, кошельки).
- Друзья мои скажите, а где люди берут деньги?
( Ответ детей: "Зарабатывают".)
Воспитатель.
- Но прежде чем мы с вами начнём играть и отправимся за покупками, предлагаю вам посмотреть, где ещё можно взять деньги.
(Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией презентации (приложение 2).
"За свой труд люди получают деньги и оплачивают ими самые разные услуги, покупают товары. В каждой стране есть свои деньги: в России– рубли, США–доллары, Швейцарии–франки, а в некоторых странах Европы есть общие деньги–евро. Деньги могут быть в виде монеты, в виде бумажного билета–банкноты и в виде кредитной карточки. Когда человеку нужна определённая сумма денег, а взять её негде, и заработать не удаётся, человек идёт в банк. В банке деньги занимают для временного пользования. И дают деньги в банке или наличными, или кредитной картой
Воспитатель.
- Сегодня я предлагаю вам тоже занять деньги в нашем банке, во временное пользование.
- Подойдите к нашему банку, возьмите бумажные купюры и металлические монеты разным номиналом.
- Назовите купюры, которые вы взяли (Дети берут денежные единицы и называют, выбранные ими купюры).
-Ну что же, отправляемся в путь.
- Родители, возьмите своих детей за руку и пройдите в троллейбус (Троллейбус – стульчики в 2 ряда выставлены, впереди табличка с номером троллейбуса и маршрутом: № 7 ул. Горпищенко – Центр; а также водитель с рулём).
- Родители, напомните детям о правилах поведения в общественном транспорте.
1 ребенок: "Входить надо спокойно, пропустив предварительно, выходящих; смотреть под ноги".
2 ребенок: "Во время езды надо держаться за поручни, громко не разговаривать".
3 ребенок: "Уступать места пожилым людям и к выходу готовиться заранее".
4 ребенок: "Не забывать оплачивать проезд. Проезд можно оплатить наличными деньгами и карточкой" (банковской или ЕГКС).
Воспитатель
–Водителем будет Валера. Водитель должен быть очень внимательным.
- Отправляемся (звучит весёлая песня «Когда мои друзья со мной» в исполнении Большого детского хора»).
Воспитатель.
- Ребята, а вы любите сладости? ( Ответ детей: "Да".)
(Слова произносит воспитатель)
Лети, лети лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг, возвращайся сделав круг;
Лишь коснёшься ты земли, будь по – моему вели!
- Желаю, чтобы мы оказались там, где много сладостей!
- Внимание! Следующая остановка «Конфетная площадь».
- Выходим. Посмотрите какая интересная площадь, вокруг одни знаки вопросов, значит нам прежде нужно отгадать загадки.
Воспитатель.
-Если хочешь в магазине, ты купить к примеру сок,
Отправляясь за покупкой, возьми с собою?
( Ответ детей: "Кошелёк".)
- В кошелёк мы их кладём, с ними в магазин идём?
( Ответ детей: "Деньги".)
- Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет, всем нужна?
( Ответ детей: "Монета".)
- За прилавком магазина, где красивая витрина,
Покупателей он ждёт и товары продаёт?
( Ответ детей: "Продавец".)
- Молодцы, вот смотрите, магазин.
(Магазин с ценниками, в группе сюжетно–ролевая игра, приложение 3.)
- Чтобы в нём купить леденцовые конфеты, необходимо заплатить 10 рублей.
- Какие купюры достанете?
( Ответ детей: "Монету или бумажные 10 рублей".)
- А чтобы купить конфеты в коробке, которые стоят 50 рублей?
( Ответ детей: "Чтобы купить конфеты, нужно взять бумажную купюру номиналом 50 рублей".)
- А если сок стоит 56 рублей, какими купюрами расплатитесь?
( Ответ детей: " Сок оплатим бумажной купюрой 50 рублей и монетами 5р. и 1р. ")
- Подходите пожалуйста. Пусть дети выберут покупки, а родители оплатят.
- Вы молодцы, скупились, продолжим наш путь.
- Проходите в троллейбус (звучит песня «Когда мои друзья со мной» в исполнении Большого детского хора).
Воспитатель.
– Друзья мои, хотите оказаться в большом магазине, где много игрушек? ( Ответ детей: "Да".)
- (Слова произносит воспитатель)
Лети, лети лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг, возвращайся сделав круг;
Лишь коснёшься ты земли, будь по – моему вели!
- Желаю, чтобы родители с детьми оказались в большом магазине детских товаров!
- Внимание, следующая остановка «Детский мир» (приложение 4).
- Дети смотрите, какой большой магазин. Как называется такой магазин в нашем городе?
( Ответ детей: "В нашем городе Севастополе такой магазин называется "Детский мир".)
- Приглашаю вас туда.
- В "Детском мире" не только отделы с игрушками и детскими товарами, а ещё и продуктовый отдел, и аптека. Прежде чем вы со своими детьми выберете и купите игрушку или вещь, прошу вас подойти к карточкам, на которых изображены различные предметы. А рядом с ними фишки с номерами. Вам необходимо посоветоваться со своими родными, и закрыть в определённой последовательности фишками предметы первой необходимости–наиболее важные для жизнедеятельности человека, без которых трудно обойтись. А затем обоснуете свой выбор и последовательность (приложение 5).
(Дети выполняют задание) (Ответ первого ребё нка: "Первой я закрыл картинку с продуктами, цифрой один, потому, что человек не может существовать без еды.) (Ответ второго ребё нка: "Я закрыл числом два картинку с лекарствами, потому, что это жизненно необходимо для человека после еды.) (Ответ ребё нка третьего: "Числом три я закрыл картинку с изображением одежды. Так как без одежды человек не сможет пойти туда, куда захочется".)
- Вы молодцы ребята. Теперь можете приобрести понравившуюся вам игрушку или вещь (Дети выбирают и покупают игрушку.)
Воспитатель.
- Ну что же, мне кажется пора бы нам и отдохнуть. А хотите мы все вместе отправимся в детскую комнату развлечений?
( Ответ детей: "Хотим очень".)
- Занимайте места в троллейбусе (звучит песня «Когда мои друзья со мной» в исполнении Большого детского хора).
(Слова произносит воспитатель)
Лети, лети лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг, возвращайся сделав круг;
Лишь коснёшься ты земли, будь по–моему вели!
- Желаю чтобы ребята и родители оказались в детской комнате развлечений!
- Что можно делать в детской комнате развлечений?
( Ответы детей: "В детской комнате можно поиграть, потанцевать, купить сладкую вату, мороженое".)
- Посмотрите в свои кошельки, у вас наверное закончились деньги. Я предлагаю вам их (деньги) заработать путём счёта и сравнения (приложение 6).
- Перед вами картинки со сладостями и ценами на них (мороженое–8 рублей, сладкая вата - 6 рублей, лимонад - 4 рубля, чупа-чупс - 5 рублей, печенье-7 рублей) и монеты номиналом 5 р, 2 р. и 1р. по несколько штук).
- Вам необходимо выбрать картинку с той сладостью, которую вы хотите купить. Затем, взять монеты, выложить под картинкой сумму стоимости этого продукта разными монетами и знаками (Дети выполняют задание).
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
( Ответы детей:
- Я выбрала мороженое, которое стоит восемь рублей, 8= 5+2+1;
- Я взяла картинку с изображением сладкой ваты, её цена шесть рублей, 6=1+1+1+2+1;
- А я хотел бы купить стакан лимонада, который стоит четыре рубля, 4= 2+2.)
- Молодцы. Перед вами различные купюры: бумажные и металлические.
(Детям предлагаются все купюры на магнитах - 50, 10, 5, 1 и 2 рубля.)
- Покажите и назовите купюру самого высокого достоинства
( Ответ детей: "Купюра 50 рублей".)
- Какая купюра самого низкого достоинства?
( Ответ детей: "Самая маленькая купюра один рубль".)
- Возьмите каждый по одной любой монете. К магнитной доске выйдут те дети, в руках которых монеты номиналом 5р, 2р, 1р, и 10 рублей.
(Дети выполняют задание.)
- Вася, монета каким номиналом у тебя в руках?
(Ответ ребё нка: "У меня монета 5 рублей.)
- Размести её первой на доске (Ребёнок выполняет задание.)
- Марта, назови свою монету? (Ответ ребё нка: "У меня 10 рублей.)
- Размести её второй в ряду на доске (Ребёнок выполняет задание.)
- Лиза, монета какого номинала у тебя? (Ответ ребё нка: "У меня монета номиналом 2 рубля".)
- Размести эту монету третей в ряду (Ребёнок выполняет задание).
- Миша, каким номиналом монета у тебя? (Ответ ребё нка: "У меня монета номиналом 1 рубль".)
- Размести её последней в нашем ряду, на доске. Давайте вместе сложим все монеты.
- Какая сумма у нас с вами получилась? ( Ответ детей: "Получилось 18 рублей.) (приложение 7.)
- Теперь можете купить своим детям сладости. Не забывайте, что рассчитаться можно не только наличными деньгами, а также карточкой.
(Ребята делают покупки).
- А ещё предлагаю потанцевать и отдохнуть (Звучит детская песня «А ручки хлоп- хлоп, а ножки топ–топ–перевернулся потолок…»).
- Дорогие ребята и родители, прошу вас пройти в троллейбус. Мы прекрасно отдохнули, скупились и повеселились. Предлагаю вернуться в наш детский сад (Дети садятся в троллейбус.)
Воспитатель.
- Внимание! Следующая остановка Детский сад. Как называется наш детский сад?
( Ответ детей: «Наш детский сад называется "Кораблик».)
(Дети выходят из троллейбуса.)
- Ну вот мы с вами и в детском саду. На моём цветике остался предпоследний лепесток и я ему велю….
(Слова произносит воспитатель)
Лети, лети лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг, возвращайся сделав круг;
Лишь коснёшься ты земли, будь по–моему вели!
- Желаю, чтобы все мои дети вернулись ко мне детьми – дошкольниками (звучит волшебная музыка превращения).
- Ну вот все ребята стали дошколятами и наше путешествие завершилось.
- Ребята, кому из вас очень понравилась наша игра, прикрепите на магнитную доску монету 10 рублей (Дети выполняют задание).
- Кому не всё понравилось или что–то не очень понравилось, прикрепите монету 5 рублей и объясните (Дети выполняют задание и дают свои ответы.)
Воспитатель.
- А вот последний лепесток моего семицветика, он исполнит любое ваше желание. Предлагаю всем детям и гостям загадать желание, и оно обязательно исполнится.
(Дети и гости загадывают желания.)
- Вам, уважаемые гости, я хочу на память подарить буклеты
(приложение 8).
- Вас ребята я благодарю за прекрасную игру и предлагаю угоститься теми сладостями, которые вы приобрели в процессе игры.
Список литературы
1.. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" - Учитель, 2020.-399с.
2. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Учебное пособие. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста. Екатеринбург; УрГПУ-2018.-298с.
3. Горохова А. М. Решаем примеры и задачи. -Эксмодетство, 2020.-16с.
4. Поварницына Г. П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Ресурсный и диагностический материал-Учитель, 2020-186с.
5. Стахович Л. В. Программа. Азы финансовой культуры для дошкольников. Вита-Пресс,2020.-32с.
6. Стахович Л. В. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Играем вместе. - Вита-Пресс, 2020.-40с.
7. Электронный ресурс Интеллектуальный клуб-Режим доступа: www.klubkontakt.net/
8. Электронный ресурс Дети и деньги. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/ uspeh/mykinder.shtm/