Инна Чернявская
Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 3–4 лет
Актуальнейшей из задач дошкольного и начального образования в контексте федеральных образовательных стандартов является формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности. Работа над этим аспектом имеет свою специфику на каждом возрастном этапе развития ребёнка и включает в себя широкий спектр проблем, каждая из которых неразрывно связана с речевым развитием. В настоящее время, при воздействии таких неблагоприятных факторов, как плохая экология, пища, богатая опасными для здоровья веществами, низкая профилактика заболеваемости матери и ребенка, социальное неблагополучие семей и многие другие «вредности», которые окружают малыша с самого рождения - очень многие дети страдают задержкой речевого развития, выраженной в неправильном звукопроизношении, в бедности словарного запаса, в невозможности замысла и продуцирования собственного высказывания. Известно, что очень многое в речевой способности зависит от времени созревания у детей тех отделов мозга, которые отвечают за операции восприятия, усвоения и порождения речи и существует большое число отклонений речевого развития, обусловленных чисто биологическими факторами, изучением которых занимаются нейрофизиологи и нейропсихологи. Также, огромную роль в усвоении речи играет так называемый тип функциональной межполушарной асимметрии мозга, а именно предпочтение правой или левой руки, правого или левого глаза (см. исследования Т. В. Ахутиной, Т. П. Хризман, Т. В. Черниговской, В. Д. Еремеевой, Т. Г. Визель и др.). [1]
Публикация «Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 3–4 лет» размещена в разделах
Очевидно также, что огромное значение в успешном овладении ребёнком родным языком имеет окружающая речевая среда, называемая речевым инпутом. Есть семьи, где инпут крайне беден из-за занятости родителей, сосредоточенности их внимания не на детях и т. п., и ребенок оказывается в ситуации психической депривации, мало чем отличающейся от депривации в детских домах. [1] В настоящее время появилась категория депривативных детей из обеспеченных семей. Дети сыты, хорошо одеты, окруженны дорогими игрушками, но при этом лишенны настоящего внимания и заботы. Материальное благополучие не может компенсировать недостатка общения со взрослыми, которое так необходимо детям, особенно в первые три года жизни. Отсутствие нормальной речевой среды, естественного диалогического общения в эмоционально благоприятной обстановке оставляет глубочайший след на речевом развитии ребёнка.
В младшей группе детского сада очень редко встречаются дети без речевых проблем той или иной этиологии, это знает каждый педагог дошкольного учреждения. У детей наблюдаются нарушения произносительной стороны речи: пропуски и замены звуков на более лёгкие, нарушение слоговой структуры слов. Наряду с нарушениями звукопроизношения, часто наблюдается недостаточно сформированный словарный запас, несоблюдение в речи родовидовых отношений и даже практически полное отсутствие речи. Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Однако, даже при отсутствии родовых травм или других факторов, приводящих к органическим поражениям или недоразвитию речевых отделов мозга и нарушению иннервации черепно-мозговых нервных волокон, дети имеют речевые нарушения, вызванные частыми соматическими заболеваниями в младенческом и раннем возрасте, которые приводят к нарушениям фонематического слуха и фонематического восприятия. Фонематический слух определяется операциями различения и определения фонем и является основой фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - это совокупность умений осуществлять анализ и синтез языковых единиц (фонем, слогов, слов, которая состоит из компонентов анализа отдельных языковых единиц и компонентов анализа взаимовлияний языковых единиц. Современные исследования психолингвистов позволяют не только различать между собой конкретные фонематические операции, но и рассматривать их в структуре орфографического навыка. [2] Выявлено, что фонематический слух является обязательным компонентом структуры орфографического навыка и относится к таким механизмам производства речи как механизм поиска, выбора, моторного оформления и контроля, следовательно, составляет основу письменной речи. Установлено, что орфографическая грамотность письма зависит от уровня развития фонематического восприятия и фонематического слуха.
Целью речевого развития на протяжении всего дошкольного детства является формирование индивидуальной языковой системы ребёнка. Каждый возрастной период имеет свою специфику формирования всех компонентов языковой компетентности: фонетического, лексического, грамматического, семантического, прагматического и метаязыкового компонентов, которые формируют индивидуальную языковую систему детей. [3]
В младшей группе детского сада работа по формированию индивидуальной языковой системы носит комплексный характер. Начальный этап включает в себя артикуляционные игры, речевую, дыхательную и пальчиковую гимнастику, а также игры по формированию фонематического слуха. [4]
Мы хотим поделиться опытом работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 3-4 лет. Работу в этом направлении мы начинаем с объяснения понятия «звук». Для этого удобно использовать игру «Внимательно послушай, запомни и назови», которая заключается в предъявлении детям различных неречевых звуков, производимых музыкальными игрушками: погремушками, шарманками, бубнами и др. Для работы в этом направлении можно использовать различные материалы: бумагу, ракушки, камешки, пластмассу, дерево и мн. др. В процессе перечисленных игр формируется понятие «громко», «тихо», развиваются просодические речевые навыки, развивается слуховое внимание и память. Игра «Что ты слышишь» заключается во вслушивании в звуки окружающего мира, педагог кидает ребё нку мяч и спрашивает: - Что ты слышишь?. Ребёнок возвращает мяч с ответом. В процессе этой игры дополнительно формируется связная речь, т. к. в ней заранее установлено правило, отвечать на вопрос полным ответом. Далее следует работа по дифференциации речевых звуков, с уточнением места артикуляции. Параллельно ведётся ежедневная индивидуальная и фронтальная работа по звукопостановке и развитию мелкой и общей моторики. И в это же время, в игровой форме мы начинаем изучение зрительного образа буквы, которая обозначает соответствующий звук. На начальном этапе изучаются гласные первого ряда. Для этого используются стихи, рисунки, раскраски, игры. Например: «Найди и зачеркни букву», «Найди и раскрась букву», «Собери букву», «Выложи букву» и др., что способствует не только развитию фонематического слуха, но и формированию зрительного образа буквы. Затем мы приступаем к формированию фонематического восприятия, работа начинается с выделения первого звука в слове и включает в себя ежедневные упражнения и игры, которые проводятся в основном в режимных моментах. Например: детям предъявляется буква и предлагается назвать её, вспомнить про неё стихотворение, подумать на что она похожа и придумать слова, которые начинаются на звук, обозначающий эту букву. Для формирования фонематического восприятия мы используем игру «Послушай слово». Выбор речевого материала для этой игры очень важен. Это только короткие слова, которые содержат гласные первого ряда и легко произносимые детьми согласные. Слово несколько раз медленно произносится, затем выделяется каждый звук и считается количество звуков в слове с обсуждением местоположения каждого звука, что способствует формированию элементарного звукового анализа. На этом этапе мы начинаем игру под названием «Хали-Хало», которая заключается в отгадывании слов на заданный звук и формирует не только фонематическое восприятие, но и операции обобщения, дифференциации по признакам, обогащает словарный запас и развивает у детей мышление и память. Параллельно ведётся работа по формированию всех вышеперечисленных языковых компетенций. Это игры «Расскажи, что ты видишь», «Расскажи какой», игры на толкование значений слов с опорой на внуреннюю форму слова, игры на словообразование с выделением и уточнением значений морфем и мн. др. Деятельность по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия с детьми младшего дошкольного возраста не подразумевает обучение чтению, но интересно отметить, что при такой работе большинство детей младшего возраста к концу года осваивают принцип чтения и способны читать слова из знакомых букв и синтезировать заданное слово по буквам пишущему на доске педагогу.
Современные учёные, среди значимых проблем обучения школьников, выделяют значительное снижение орфографической грамотности и слабое смысловое восприятие текста. Исследования с использованием диагностических разработок доказывают, что данная категория детей страдает несформированностью фонематического слуха и фонематического восприятия. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия должна быть своевременной и проводиться в благоприятный для развития период, в дошкольном возрасте.
В заключении необходимо добавить, что работа c детьми младшего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия, а также игры формирующие оптический образ буквы являются не только одной из самых актуальных составляюших в вопросе формирования предпосылок учебной деятельности, но и важной профилактической работой по возникновению дисграфии в школьном возрасте.
Список литературы
1. Цейтлин С. Н. - Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
2. Белоус Е. Н. – Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме – диссертация. https://www.dissercat.com/content/osobennosti-fonematicheskogo-vospriyatiya-rechi-i-ikh-otrazhenie-na-pisme
3. Шахнарович А. М. – К проблеме языковой способности (механизма)// Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М. - Наука, 1991. – С. 185-220
4. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детеи дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателеи дошк. образоват. учреждении. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.