Папки-передвижки

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей «Его величество — платок!»

ирина зотеева
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей «Его величество — платок!»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей

Содержание

1. Аннотация 3

2. Непосредственно методическая разработка 4

3. Литература 12

4. Приложение 13

Аннотация

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются духовно – нравственные ценности, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.

Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей „Его величество — платок!“» размещена в разделах

Испокон веков на русской земле были мастера, способные творить своими руками красивые вещи. Именно народное декоративное искусство способствует воспитанию духовно богатых людей, учит любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с произведениями народного декоративно – прикладного искусства пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию нравственно – патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

В рамках реализации парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» воспитанники знакомятся с русским традиционным костюмом, неотъемлемой частью которого является платок. Дети узнают много интересного о Павлопосадской платочной мануфактуре, технологии изготовления платков и уникальности данного промысла.

Современный ребенок редко интересуется прошлым, его привлекают интерактивные объекты, поэтому задача педагога пробудить детский интерес к старинным вещам, которые несут в себе традиции народной культуры. Воспитателю необходимо с помощью современных педагогических технологий погрузить детей в мир народной культуры. Тогда обыкновенный платок станет для ребенка уникальным объектом для исследования и установления духовной связи с прошлым своего народа.

Непосредственно методическая разработка

организации совместной образовательной деятельности педагога и детей

Тема: «Его величество – платок

Участники образовательной деятельности : дети седьмого года жизни, педагог

Форма совместной образовательной деятельности : развивающая образовательная ситуация

Форма организации: подгрупповая

Длительность: 30 минут

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Цель образовательной деятельности : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через знакомство с народными промыслами.

Задачи образовательной деятельности :

Обучающие:

* познакомить детей с платком как неотъемлемой частью русского народного костюма;

*расширить представления детей об истории возникновения платка, видах ткани, о Павлопосадской платочной мануфактуре, разнообразии платочных изделий.

Развивающие:

* развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству народов России;

*развивать творческие способности в создании различных композиций, орнаментов, узоров на платке;

*способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.

Воспитательные:

* воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства, уважение к труду народных мастеров.

Виды детской деятельности : продуктивная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклёра, познавательно - исследовательская, музыкальная, двигательная.

Технологии:

*социоигровые технологии

*технология сотрудничества

*информационно-коммуникационные технологии

*технология проблемного обучения

*ТРИЗ-технология

*здоровьесберегающие технологии

Методы и приемы:

Словесные: художественное слово, объяснение, разъяснение, диалог, беседа, проблемные и уточняющие вопросы, рассказывание скороговорки.

Наглядные: показ мультимедийной презентации «Павлопосадские платки», рассматривание иллюстраций, показ образца, показ способов действий.

Игровые: словесная игра «Опиши платок», развивающая игра «Угадай предмет старины», подвижная игра «Платочек голубой», интерактивная игра «Угадай пословицу».

Практические: создание эскизов с помощью трафаретов, моделирование узоров и цветочных гирлянд, украшение платков с помощью штампов, дефиле «Узорье русского платка», практическое упражнение «Завяжи платок разными способами».

Стимулирование и мотивация: постановка проблемных вопросов в течение совместной деятельности, проявление уважения к мнению каждого ребенка, его личному выбору; позитивная оценка деятельности детей.

Методы воздействия на эмоциональную сферу: доброжелательное общение педагога с детьми, музыкальный фон при проведении развивающей образовательной ситуации, рефлексия.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, экран

Средства:

зрительный ряд – волшебный поясок, презентация «Павло-Посадский платок», сундучок, картинки: деревянная ложка, платок, свистулька, лапти, сарафан, самовар.

литературный ряд - стихотворение Мокроусовой О. А. «Расписной платок»

музыкальный ряд – русская народная мелодия «Во поле береза стояла», пляска «Барыня», песня «Подари мне платок»

мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук, экран

раздаточный материал: платки

Предварительная работа: чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц и поговорок о платках, вырезание цветков для моделирования композиций, слушание песен о русских платках.

Активизация словаря: «свистулька», «сундучок», «лапти», «Павлопосадский платок», «ткацкий станок», «платочная мануфактура», «старина».

Планируемый результат в виде целевых ориентиров:

*дети проявляют интерес к традициям и ремеслам русского народа

*дети имеют представления о самом известном в России промысле по производству платков в Павлово-Посаде

*дети владеют разными способами подвязывания платков

*дети с удовольствием организуют игры с платками

Этап деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, планируемый результат

Мотивация к деятельности

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне Воспитатель заходит в музыкальный зал в народном сарафане, звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла».

Ой, вы гости-дорогие!

Милые и родные.

Рада видеть вас всегда

Золотая детвора!

Пришла я к вам не с пустыми руками. Сундучок расписной всегда со мной! Вы хотели бы узнать, какая старинная вещь здесь находится? (ответы детей)

(Приложение №1)

*Где мой помощник – волшебный поясок? (показывает детям)

*Какие картинки вы видите на пояске? (деревянная ложка, платок, свистулька, лапти, сарафан, самовар)

(Приложение №2)

*Как можно одним словом назвать эти картинки? (предметы старины)

В моем сундучке находится один из этих предметов. Попробуйте с помощью вопросов отгадать его. Не забывайте, я могу отвечать только «да» или «нет».

Вопросы:

*Этот предмет круглой формы (квадратной и т. д. ?

*Этот предмет сделан из дерева (из металла, из ткани?

*На этом предмете есть узоры?

*Этот предмет находится справа от… (слева, между?

*Это одежда (обувь?

*Его носят женщины?

Совершенно верно, это платок.

(Приложение №3)

Привлекает внимание детей к «сундучку».

Поддерживает самостоятельные попытки детей решить познавательную задачу.

Направляет мышление детей на поиск ответа с помощью вопросов.

В ходе диалога комментирует высказывания детей, подводит к обобщению

Дети обсуждают содержимое «волшебного пояска», выдвигают разные идеи, делают выводы и умозаключения, делятся предположениями

Поиск решения задачи, проблемы

Цель: опора на опыт детей, необходимый для "открытия" нового знания, освоения нового способа, умения, выработка навыка Чтобы сундучок открылся, давайте скажем скороговорку: «Ткет ткач ткани на платки Тане». Сундук открывается. Посмотрите, сколько здесь платков. Выбирайте любой (дети берут по одному платку) А теперь опишите свой платок.

Словесное упражнение «Опиши платок»

- Ребята, как вы думаете, для чего нужны платки?

- Где сегодня можно увидеть русский платок?

- Кто придумывает узоры для платков?

Все вы примечаете и славно рассуждаете!

- Ребята, скажите, ваши мамы и бабушки носят платки?

- А вы хотели бы их примерить (ответы)

Девочки-красавицы не скучайте

Яркие платочки примеряйте!

Ну, а вы, добры молодцы, не зевайте!

Русских красавиц на подиум провожайте!

Дефиле

«Узорье русского платка»

(Приложение №4) Активизирует речевую активность детей

Обращает внимание на красоту платка

Развивает речь-описание

Активизирует речь-рассуждение

Стимулирует творческую инициативу детей

Дети произносят скороговорку

Дети описывают платки

Ведут диалог, высказывают собственное мнение

Дети примеряют платки и создают творческие образы

Открытие ребёнком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель: формирование представлений и развитие умений Издавна матушка Россия славилась красивыми и яркими платками. Русские платки были признаны лучшими в мире, благодаря труду талантливых художников и мастеров.

Презентация «Павло-Посадский платок»

1 слайд. Есть в Подмосковье небольшой городок – Павловский Посад. Слава о его платках разлетелась далеко по свету.

2 слайд. Шерстяные и полушерстяные платки, украшенные красочным орнаментом, стали производить в Павловском Посаде с 19 века.

3 слайд. Мастера делают платки на ткацких станках.

4 слайд. Умельцы тщательно продумывают каждый узор и подбирают цветовую гамму.

5-6 слайд. Посмотрите внимательно на Павло-посадские платки. Какие цветы на них изображены?

*розы (в пышных букетах и гирляндах встречаются красные, белые, желтые розы)

*георгины символизировали силу жизни

*пионы изображали к богатству и веселью

* полевые цветы: ромашки, василек, колокольчик, незабудки.

-Как вы думаете, какое количество цветов используется при создании узора?

-Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на павлопосадские платки?

7-8 слайд. Модницы всех времен с удовольствием носят платки на плечах.

9 слайд. Покрывают ими голову.

10 слайд. Известные модельеры используют русский платок для модной коллекции.

11 слайд.

На посадском платке

Россыпь разных цветов.

Ароматы весны, дуновенье ветров!

Эту русскую сказку

Каждый видеть здесь рад!

Это сказка с названием

Павлов Посад!

12-17 слайды.

- О платках русский народ слагал пословицы и поговорки. Давайте их вспомним, а помогут нам в этом разные символы и картинки.

(Приложение №5)

Интерактивная игра «Узнай пословицу»

*Большой голове платок на спасение

*Шесть досок да холстинки платок

*Купил бы платок к лету, да денег нету.

*На чужой роток не накинешь платок

*Не к лицу платочек, утрешься рукавичкой.

*Отдай перстень золотой, возьми платок шелковый.

(Приложение №6)

Эх, гуляй, детвора,

Впереди нас ждет игра!

(Приложение №6)

Подвижная игра

«Платочек голубой»

Дети встают в круг и под музыку передают платочек по кругу :

Наш платочек голубой.

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок, по кругу

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

(Приложение №7)

- Ребята, вы хотели бы узнать, как в старину завязывали платки? (ответы детей)

*Первый способ всем известен, завязываем платок под подбородком.

*Второй способ – берем за уголки, заворачиваем крест-накрест и завязываем сзади на шее.

*Третий способ – берем за уголки, заводим назад, делаем крест-накрест и завязываем наверху.

Найдите себе пару и попробуйте все эти способы. (звучит песня «Подари мне платок»)

(Приложение №8)

- Ребята, у вас есть уникальная возможность посетить платочную мануфактуру и попробовать свои силы в создании павлопосадского платка.

Давайте разделимся на три группы.

1 группа – создают эскизы с помощью трафаретов

2 группа – дизайнеры моделируют узоры и цветочные гирлянды на цветном фоне

3 группа – украшают платок с помощью штампов

(Приложение №9)

Предлагает детям посмотреть презентацию

Привлекает внимание детей к платку

Поощряет детские высказывания

Инициирует общее обсуждение

Организует динамическую паузу

Предлагает изучить разные способы завязывания платков в старину

Организует работу в парах

Организует продуктивную деятельность в микрогруппах

Дети знакомятся с родиной павлопосадских платков и историей народного промысла

Дети рассматривают платки и отвечают на вопросы

Дети отгадывают пословицы и поговорки с помощью мнемодорожек

Дети встают в круг и передают платок по кругу

Дети осваивают способы завязывания платков

Дети осуществляют выбор материала

Принимают совместные решения

Создают авторские продукты

Самоконтроль

Цель: соотнесение продукта деятельности с поставленной целью

Воспитатель обращает внимание детей на результат совместной и самостоятельной деятельности Побуждает к анализу, синтезу, умозаключению Дети соотносят продукт, результат деятельности с намеченным планом

Рефлексия

Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка полученных результатов Какие бы ветры не царили в мире моды, они не смогли унести обыкновенный, привычный всем нам платок. И всегда считалось, что если даришь платок, значит, желаешь людям радость и любовь. У меня есть вот такой платок-говорок. Кто в руки его возьмет, тот поведает нам о своих чувствах и мыслях: что вам понравилось сегодня, что вы узнали нового, чем восхищались и чем занимались. Давайте я начну:

- Я очень рада, что вы познакомились с русским платком - символом русского народного костюма и надеюсь, что вы будете бережно относиться к нему и хранить память наших предков.

- Передаю платок-говорок…. Стимулирует детей к самоанализу и самооценке

Осуществляет совместную с детьми оценку процесса и результата деятельности Дети осуществляют самооценку своей деятельности, анализируют личные достижения, чувства.

Открытость

Цель: трансформация приобретённых знаний и умений в опыт самостоятельной деятельности Ребята, как вы относитесь к предложению сделать лэпбук «Павлопосадский платок – гордость России»?

Давайте вместе подумаем, какую информацию надо собрать, найдем картинки, интересные факты и занимательные задания. Обсуждение с детьми продолжения работы в разных формах самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Презентация лэпбука «Павлопосадский платок - гордость России»

Список использованной литературы

1. Клиенов А. П. Народные промыслы. – М. : Белый город, 2002. – 102 с.

2. Князева О. Л. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.

3. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 246 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о совместной деятельности детей и педагога «Поздравительный плакат» ко Дню материФотоотчет о совместной деятельности детей и педагога «Поздравительный плакат» ко Дню матери Фотоотчет о совместной деятельности детей и педагога "Поздравительный плакат" ко Дню матери. Для того, чтобы поднять настроение нашим.

Фотоотчёт совместной творческой деятельности педагога и детей на прогулке в зимний период. Украшение участкаФотоотчёт совместной творческой деятельности педагога и детей на прогулке в зимний период. Украшение участка В этом году зима нас радует. Она получилась настоящей, снежной, морозной, волшебной. Прогулки зимой приносят массу положительных эмоций.

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада»Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада» Тема: «Уборка участка детского сада» [/b] Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость.

Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с конской упряжью» в под грКонспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с конской упряжью» в под гр Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: "Речевое", "Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой»Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой» Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей «Его величество — платок!»
Опубликовано: 16 сентября 2024 в 12:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей «Его величество — платок!»» (включая файлы) размещена пользователем ирина зотеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД