Светлана Мандрыкина
Конспект занятия для старшей группы «О чем рассказали горы»
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «Прогимназия № 5 г. Баксана».
Методическая разработка
совместной образовательной
деятельности педагога с детьми
в старшей группе «Колокольчик».
Тема:
«О чем рассказали горы».
Работу выполнила воспитатель:
Мандрыкина Светлана Петровна.
Баксан 2016. г
Тема: " О чём рассказали горы".
ЦЕЛЬ:
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „О чем рассказали горы“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;
2. Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т. д.);
3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
4. Учить работать со схемами и отмечать результаты обследования;
5. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о камнях, используя схему;
6. Уточнить знания детей об использовании камней (строительство зданий, мостов, дорог)
7. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ :
1. Глобус;
2. Сосуды с водой;
3. Камни на каждого ребенка;
4. Салфетки;
5. Иллюстрации с изображением гор;
6. Загадки о камнях и о глобусе;
7. Схемы исследования камней;
8. Музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля»;
9. Коробка с камнями для поделки;
10. Герой – «Хозяйка Медной горы».
11. Мультимедийная установка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
рассматривание камней на занятиях и в свободное время;
собирание коллекции камней;
чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы»;
беседы по темам: «Какие бывают камни», «Что такое горы?», «Как человек использует камни»;
прослушивание музыки Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля».
Ход ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент: - Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Я хозяйка Медной горы. А почему меня так называют? (живу в горах, охраняю и берегу их, я из сказки).
Вос-ль: Мы сегодня будем говорить о горах, потому, что международный день гор отмечают 11 декабря с 2003 года. А с чего начнем наш разговор, вы должны отгадать сами.
Загадка:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.
Что это? (Глобус). (слайд №2)
Хозяйка Медной горы :
Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это что горы, синий – это что моря, реки, зеленый - это что леса, поля, желтый – это что пустыни).
Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).
Хозяйка Медной горы : Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы?
Дети: (Кавказские горы, Эльбрус, Казбек). (Слайд №3,4,5).
Хозяйка Медной горы : Горы поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью. И в то же время они притягивали людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Послушайте стихотворение А. С. Пушкина, которое называется «Кавказ» : (Слайд №6).
…Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой…
Хозяйка медной горы :
Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел?
Дети: (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).
Хозяйка Медной горы : Да, ребята, такими увидел горы А. С. Пушкин и рассказал нам о них.
Хозяйка Медной горы : Горы это гигантские складки земной коры, то есть кожи. Они состоят из пластов различных пород. Одни породы твердые, а другие мягкие. Мягкие породы легко поддаются воздействию дождя и ветра. Из –за этого в горах случаются обвалы, образуются ущелья, обрывы. (Слайд 7).
Хозяйка Медной горы : Ребята а вы знаете что такое твердые породы? Это гранит, каменный уголь, алмазы, малахит.
Еще ребята есть мягкие породы. Это такие как мел, гипс. (Слайд 8,9).
А все это можно назвать одним словом – полезные ископаемые.
Хозяйка Медной горы : Как это можно назвать.
Дети: полезным ископаемым.
Хозяйка Медной горы : Какие вы знаете полезные ископаемые.
Дети: мел, гипс, алмазы, малахит, каменный уголь, гранит.
Хозяйка Медной горы : А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.
Рассматривание фотографий на мультимедийной установке.
Воспитатель комментирует рассматривание.
Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Слайд № 7,8).
Дети: Большие и маленькие, крутые,пологие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни).
Хозяйка Медной горы : Ребята, а вы знаете что горы не прощают человеку невнимательность, и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах.
Дети: не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями, внимательно смотреть нет ли обрыва, и можно ли пройти по тропинки. Не разжигать костер и не мусорить.
Хозяйка Медной горы : Молодцы ребята, Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Слайд № 9).
Дети: Бараны,горные козлы, дикие кабаны, дикие медведи, орел, ястреб.
Хозяйка Медной горы : Ребята а вы знаете что дети на Кавказе любят играть в игру которая называется «Пастух и стадо». (Слайд № 10).
(для начало выберем пастуха считалочкой).
Ребенок: Кто пастух, кричит тебе: бе,бе,бе.
На овец наводит страх?
Волк в горах.
Кто прогонит волка вон?
Ну, конечно, это он!
(остальные играющие – овцы). Пастуху завязывают глаза, он стоит недалеко от овчарни и говорит: Овечки, овечки, вот я и пришел!. Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне сделать шагов?». Каждый раз пастух называет какое-либо число в пределах десяти. Овцы отсчитывают соответствующее количество шагов и останавливаются. Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?» Все овцы отзываются: «Бе,бе,бе». Потом затихают. Пастух начинает искать овец – идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах неподвижно. Когда пастух дотрагивается до кого ни будь рукой, он говорит : «Овечка, овечка, кто ты?». Овца отвечает : «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто ни будь из них отводит пастуха к овчарне. А сам возвращается на свое место. Игра продожается до тех пор, пока не узнает пойманную овечку. После этого он становиться овцой, а овечка – пастухом.
Хозяйка Медной горы : Молодцы ребята, хорошо поиграли. А кто знает что растет в горах. (Слайд № 11).
Дети: мох, кустарники, деревья, цветы.
Хозяйка Медной горы : А у меня для вас есть один сюрприз. Ой, какая красивая коробочка, а вы хотите посмотреть, что там в ней лежит. А открывать нельзя, нужно отгадать загадку.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжелый, большой – одному не поднять,
А может быть легким – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?» (Слайд № 13).
Дети: Это камень, разные камни.
Хозяйка Медной горы : Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку (Открываем коробку) :
Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот это сюрприз. Сколько много разных камней. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (Слайд № 14).
Дети: в горах.
Хозяйка Медной горы : А для чего нам нужны горы.
Дети: они нас спасают от ветров и ураганов.
Хозяйка Медной горы : конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней. Ребята, а кто ищет камни и исследует их?
Дети: геологи
Хозяйка Медной горы :
Исследовательская работа.
Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. Рассмотрим камни через лупу и узнаем какого он цвета, какой формы, есть запах, вкус, тонет или нет, можно помять или нет, стучит). Идет обследование камней: (показать какие они маленькие или большие, потрогать их, понюхать, кинуть в воду и посмотреть тонет или нет, постучать ими, помять их). Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне? (рассказ по схеме). (Слайд № 15).
Расскажи Джамилия – камни бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, без запаха, без вкуса, тонут в воде, не мнутся, стучат, но все они камни).
Хозяйка Медной горы : Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что разрушает горы? (Слайд № 16).
Дети: Дождь, ветер.
Физминутка:
А мы с вами знаем игру «Гора и камешки». (Слайд № 17).
Дети – камешки стоят все, вместе тесно прижавшись, друг к другу. (Звучит легкая музыка)
Воспитатель: Жила-была большая гора. Гора считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. (Звучит музыка дождя и ветра). Вода проливалась на гору дождями и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот покатился один камешек (ребенок отходит от остальных, потом другой, третий (дети отходят). Начала гора уменьшаться, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся) .Так ветер и вода победили большую гору.
Хозяйка Медной горы : Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Слайд № 18)
Дети: Павел Бажов.
Хозяйка Медной горы : Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы?
Дети: Сказка и правда.
Хозяйка Медной горы : Правильно, сказ – это и сказка, и быль. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Слайд № 19).
Дети: Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы : Молодцы! А где используют камни?
Дети: для строительства дорог, домов, для изготовления украшений
Хозяйка Медной горы : А теперь отправимся в горское поселение и узнаем, как народы гор строили дома. (Слайд № 20).
Хозяйка Медной горы : дома строили из дикого камня, а над плоской крыше – земля. Крыша могла быть и огородом, и двором для домика, расположенного выше. А вот носить воду в дом из ближайшего источника должны были женщины. Воду обычно носили на голове. Благодаря этому упражнению у горских девушек была очень красивая осанка. (Слайд № 21)
Хозяйка Медной горы : Я предлагаю вам собрать кавказкие костюмы,
Игра «Собери пазл».
Хозяйка Медной горы : Ребята какие вы молодцы. Как красиво и ловко вы собрали, вы меня очень порадовали. За ваши знания я вас хочу отблагодарить.
Итог:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).
- О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные : высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).
- Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе. Дети уходят из зала.