ГРИГОРЬЕВА НИНА ИВАНОВНА
Формирование экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Целью программы является формирование элементарных экономических понятий у детей старшего дошкольного возраста.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи : сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Публикация «Формирование экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности» размещена в разделах
Что же такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
В чем же актуальность данного направления работы и зачем же изучать финансовую
грамотность в детском саду.
В современном мире нас повсюду окружает реклама. Ребенок ежедневно сталкивается с
экономическими понятиями и у него возникает множество вопросов. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру,
он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно
действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно. Поэтому экономическое образование надо начинать, как можно раньше, уже с дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем в стране, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Хотим рассказать историю из жизни нашей группы. В беседе с детьми, в рассуждениях о том, кем они хотят стать, когда вырастут, очень много детей заявило – я хочу работать в банке.
На вопрос почему, они отвечают: «Там всегда дают деньги. Я буду работать в банке, и у меня будет много денег». И никак мы не могли объяснить, что деньги в банке не появляются просто так, и что просто так их людям не дают. Такие же высказывания были в адрес банковских карт. Многие дети не могут понять, что деньги не появляются на карте просто так, что это зарплата – оплата за то, что я работаю на работе. Поэтому, работа по финансовой грамотности детей, сейчас очень актуальна.
Система работы по формированию финансовой грамотности состоит из образовательных
событий и рассчитана на один учебный год. Образовательные события проводятся всей группой детей один раз в неделю, их продолжительность составляет 30 минут. В нашем детском саду образовательные события проходили в подготовительной группе в количестве 29 детей.
Для организации занятий в детском саду была преобразована
предметно-пространственная среда нашей группы :
-Организованы уголки и центр по финансовой грамотности.
-Изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк» (банкомат)
- Пополнены игры «Супермаркет» «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Рекламное агентство», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».
-Разработаны и изготовлены настольные дидактические игры «Копилка»,
«Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные»
-Собрана картотека экономических сказок, пословиц и поговорок, картотека дидактических игр.
Образовательные события проводились в помещении группы детского сада, в
музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.
Образовательные события давались в различных формах : занятия-соревнования,
квест-игры, занятия-викторины и т. д.
Занятия проводились с использованием ИКТ технологий:
Использовали: мультимедийное оборудование.
Занятия сопровождались показом мультфильмов, таких как:
«Богатый бобренок», «Уроки тетушки Совы», «Смешарики».
В этих мультфильмах, на доступном для детей языке рассказывают о различных финансовых понятиях.
Также использовали чтение художественной литературы, читали сказки с экономическим содержанием. Детям интересно обсуждать сказки, говорить о персонажах, их личностных качествах и т. п., на их основе мы делаем определенные выводы и умозаключения. Сказка помогает формированию предпосылок финансовой грамотности у детей.
Сказки по финансовой грамотности : «Домашнее хозяйство», «Мишин магазин» «Копилка», «Про доверчивого мышонка и мамина зарплата», «Волшебная иголочка».
Большая работа была проведена с родителями: было проведено анкетирование родителей
по основам финансовой грамотности детей, сделаны папки-передвижки с информационной направленностью, проведены беседы и консультации.
С помощью родителей был создан мини-музей денег. Совместно с родителями собрали коллекцию российских монет, оформили ее в альбомы, также собрали коллекцию денежных единиц разных стран. Работа велась в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой
грамотности. На занятиях старались им дать не только знания, но правильные навыки обращения с личными финансами. Но основные навыки дети могут получить только в семье, поэтому делали упор на работу с родителями. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.
Мы ожидаем, что в результате нашей работы дошкольники получат необходимые знания,
и их родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Данное направление мы старались включать в разные виды деятельности: чтение
художественной литературы, изобразительная деятельность (дети создавали собственный дизайн- аппликация (собирали продуктовую корзину) составляем собственную рекламу, сюжетно-ролевые игры, дидактические и настольные игры, исследовательская и театральная деятельность.
Ведь в современном мире для ребенка все появляется магическим образом, нажали кнопку, выбрали и оплатили заказ. Ребенок не видит ни того, кто это вырастил, произвел, приготовил. Не видит и не знает всей цепочки, для него это как скатерть-самобранка.
Эти процессы детям нужно описывать.
Например, можно проследить эту цепочку на примере рисовой каши, которую дают в детском саду на завтрак.
Посеяли рис, вырастили на полях, потом собрали, загрузили в мешки, упаковали, отправили на склад. Со склада он попал в магазин, из магазина рис закупил детский сад. Но это только всего зернышки риса. Что же нужно, чтобы он стал кашей? Повар на кухне варит кашу, добавляет масло, молоко, сахар, и за этим тоже стоит цепочка. И только потом все это превращается в кашу. Важно отследить эту цепочку, сколько людей поработало, чтобы ты сегодня поел кашу.
Т. е. мы стараемся работать во всех направлениях, изучаем не только понятия, но и весь процесс.
В начале учебного года была проведена диагностика детей по определению уровня
финансовой грамотности. Большинство детей показали низкий уровень. В конце учебного года ситуация с пандемией внесла свои коррективы, но мы продолжали реализацию проекта всеми доступными способами (использовали эл. почту родителей, группу
в вайбере, куда постоянно скидывали задания, рекомендации и видеоматериалы).
В конце года была проведена итоговая диагностика, где уже дети показали средний
уровень. Это говорит о том, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности.
В течение учебного года дети активно участвовали во всероссийских и международных
конкурсах по финансовой грамотности, где занимали призовые места. Мы тоже не стоим на месте, участвуем в вебинарах, конкурсах, проходим курсовую подготовку.
Реализуя Свой проект, мы не только даем знания детям, но и в каких-то вопросах
сами узнаем много нового и полезного. Поэтому, работа по формированию финансовой
грамотности набирает обороты в нашем учреждении детский сад «Теремок»
- прошла «Неделя финансовой грамотности» с участием коллектива в целом, родителей и
детей.
- прошел «Конкурс реклам», где дети совместно с родителями и воспитателем создавали
рекламный баннер и видеоролик с рекламой нашего детского сада.
Завершающим этапом этого учебного года станет постановка экономической сказки в
рамках бизнес проекта «Золотое яичко».
Финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.
Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями, при соблюдении условия продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительных и искренних отношений. Мы ожидаем, что в результате нашей работы дошкольники получат необходимые знания, и их родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.