Лучший педагог года

Формирование экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности

ГРИГОРЬЕВА НИНА ИВАНОВНА
Формирование экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности
▼ Скачать +Заказ

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Целью программы является формирование элементарных экономических понятий у детей старшего дошкольного возраста.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Что же такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

В чем же актуальность данного направления работы и зачем же изучать финансовую

грамотность в детском саду.

В современном мире нас повсюду окружает реклама. Ребенок ежедневно сталкивается с

экономическими понятиями и у него возникает множество вопросов. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру,

он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно

действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно. Поэтому экономическое образование надо начинать, как можно раньше, уже с дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем в стране, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Хотим рассказать историю из жизни нашей группы. В беседе с детьми, в рассуждениях о том, кем они хотят стать, когда вырастут, очень много детей заявило – я хочу работать в банке.

На вопрос почему, они отвечают: «Там всегда дают деньги. Я буду работать в банке, и у меня будет много денег». И никак мы не могли объяснить, что деньги в банке не появляются просто так, и что просто так их людям не дают. Такие же высказывания были в адрес банковских карт. Многие дети не могут понять, что деньги не появляются на карте просто так, что это зарплата – оплата за то, что я работаю на работе. Поэтому, работа по финансовой грамотности детей, сейчас очень актуальна.

Система работы по формированию финансовой грамотности состоит из образовательных

событий и рассчитана на один учебный год. Образовательные события проводятся всей группой детей один раз в неделю, их продолжительность составляет 30 минут. В нашем детском саду образовательные события проходили в подготовительной группе в количестве 29 детей.

Для организации занятий в детском саду была преобразована

предметно-пространственная среда нашей группы:

-Организованы уголки и центр по финансовой грамотности.

-Изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк» (банкомат)

- Пополнены игры «Супермаркет» «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Рекламное агентство», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».

-Разработаны и изготовлены настольные дидактические игры «Копилка»,

«Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные»

-Собрана картотека экономических сказок, пословиц и поговорок, картотека дидактических игр.

Образовательные события проводились в помещении группы детского сада, в

музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.

Образовательные события давались в различных формах: занятия-соревнования,

квест-игры, занятия-викторины и т. д.

Занятия проводились с использованием ИКТ технологий:

Использовали: мультимедийное оборудование.

Занятия сопровождались показом мультфильмов, таких как:

«Богатый бобренок», «Уроки тетушки Совы», «Смешарики».

В этих мультфильмах, на доступном для детей языке рассказывают о различных финансовых понятиях.

Также использовали чтение художественной литературы, читали сказки с экономическим содержанием. Детям интересно обсуждать сказки, говорить о персонажах, их личностных качествах и т. п., на их основе мы делаем определенные выводы и умозаключения. Сказка помогает формированию предпосылок финансовой грамотности у детей.

Сказки по финансовой грамотности: «Домашнее хозяйство», «Мишин магазин» «Копилка», «Про доверчивого мышонка и мамина зарплата», «Волшебная иголочка».

Большая работа была проведена с родителями: было проведено анкетирование родителей

по основам финансовой грамотности детей, сделаны папки-передвижки с информационной направленностью, проведены беседы и консультации.

С помощью родителей был создан мини-музей денег. Совместно с родителями собрали коллекцию российских монет, оформили ее в альбомы, также собрали коллекцию денежных единиц разных стран. Работа велась в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой

грамотности. На занятиях старались им дать не только знания, но правильные навыки обращения с личными финансами. Но основные навыки дети могут получить только в семье, поэтому делали упор на работу с родителями. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.

Мы ожидаем, что в результате нашей работы дошкольники получат необходимые знания,

и их родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Данное направление мы старались включать в разные виды деятельности: чтение

художественной литературы, изобразительная деятельность (дети создавали собственный дизайн- аппликация (собирали продуктовую корзину) составляем собственную рекламу, сюжетно-ролевые игры, дидактические и настольные игры, исследовательская и театральная деятельность.

Ведь в современном мире для ребенка все появляется магическим образом, нажали кнопку, выбрали и оплатили заказ. Ребенок не видит ни того, кто это вырастил, произвел, приготовил. Не видит и не знает всей цепочки, для него это как скатерть-самобранка.

Эти процессы детям нужно описывать.

Например, можно проследить эту цепочку на примере рисовой каши, которую дают в детском саду на завтрак.

Посеяли рис, вырастили на полях, потом собрали, загрузили в мешки, упаковали, отправили на склад. Со склада он попал в магазин, из магазина рис закупил детский сад. Но это только всего зернышки риса. Что же нужно, чтобы он стал кашей? Повар на кухне варит кашу, добавляет масло, молоко, сахар, и за этим тоже стоит цепочка. И только потом все это превращается в кашу. Важно отследить эту цепочку, сколько людей поработало, чтобы ты сегодня поел кашу.

Т. е. мы стараемся работать во всех направлениях, изучаем не только понятия, но и весь процесс.

В начале учебного года была проведена диагностика детей по определению уровня

финансовой грамотности. Большинство детей показали низкий уровень. В конце учебного года ситуация с пандемией внесла свои коррективы, но мы продолжали реализацию проекта всеми доступными способами (использовали эл. почту родителей, группу

в вайбере, куда постоянно скидывали задания, рекомендации и видеоматериалы).

В конце года была проведена итоговая диагностика, где уже дети показали средний

уровень. Это говорит о том, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности.

В течение учебного года дети активно участвовали во всероссийских и международных

конкурсах по финансовой грамотности, где занимали призовые места. Мы тоже не стоим на месте, участвуем в вебинарах, конкурсах, проходим курсовую подготовку.

Реализуя Свой проект, мы не только даем знания детям, но и в каких-то вопросах

сами узнаем много нового и полезного. Поэтому, работа по формированию финансовой

грамотности набирает обороты в нашем учреждении детский сад «Теремок»

- прошла «Неделя финансовой грамотности» с участием коллектива в целом, родителей и

детей.

- прошел «Конкурс реклам», где дети совместно с родителями и воспитателем создавали

рекламный баннер и видеоролик с рекламой нашего детского сада.

Завершающим этапом этого учебного года станет постановка экономической сказки в

рамках бизнес проекта «Золотое яичко».

Финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.

Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями, при соблюдении условия продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительных и искренних отношений. Мы ожидаем, что в результате нашей работы дошкольники получат необходимые знания, и их родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Публикации по теме:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособийФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий Дидактические игра «Откуда можно взять монеты и где их хранить?» Для игры используются дидактические материалы: «Где можно хранить деньги»,.

Фотоотчет «Формирование основ финансовой грамотности у воспитанников первой младшей группы»Фотоотчет «Формирование основ финансовой грамотности у воспитанников первой младшей группы» Освоение финансовой грамотности воспитанниками приобщает их к современной жизни. В детском саду закладываются не только основы финансовой.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности
Опубликовано: 14 ноября 2024 в 18:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности» (включая файлы) размещена пользователем ГРИГОРЬЕВА НИНА ИВАНОВНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД