МААМ-картинки

Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Книжка-малышка» (12 фото)

люба кулик
Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Книжка-малышка»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

1. Пояснительная записка

Методическая разработка по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр «Книжка - малышка», направлена на развитие интеллектуальных и сенсорных способности у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Представленный материал интересен, актуален, содержит элементы авторства, направлен на развитие сенсорных способностей, развитие восприятия памяти, наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.

Публикация «Дидактическое пособие по сенсорному развитию „Книжка-малышка“» размещена в разделах

Данная методическая разработка адресована педагогам дошкольного образования, может быть полезна родителям детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

Для того чтобы в памяти ребёнка-дошкольного возраста закрепилось понятие, его название, он должен это увидеть, услышать, попробовать и потрогать. Большое значение для развития сенсорных способностей имеют дидактические игры и пособия. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают познавательные и речевые процессы.

Цель: обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

• закреплять представления детей о различных свойствах предметов (цвет, форма);

• при помощи проблемной ситуации создавать положительную мотивацию к выполнению задания;

развивать анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный) Развивать мелкую моторику, внимание;

• воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Формы и методы работы:

- наглядные (наблюдение, рассматривание, демонстрация образцов);

- словесные (беседа, объяснение, указание, напоминание, художественное слово);

- репродуктивные методы, суть которых заключается в практической деятельности, направленной на обследование предмета;

-исследовательские методы (как элементы технологии проблемного обучения, суть которых заключается в экспериментальной и проблемно-поисковой деятельности, в результате которой воспитанники обследуют предметы и замечают, что они разного цвета, также могут по аналогии искать предметы определённого цвета и т. д.

Актуальность методической разработки состоит в том, что для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Новизна методической разработки в систематизации и обобщении дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, с использованием традиционных и нетрадиционных методик.

2. Основная часть

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка : зрения, слуха, обоняния, вкуса. Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться.

Существует множество игр и занятий, которые направлены на сенсорное развитие у детей. Они особенно популярны в наше время, потому рынок товаров для детей способен предложить большой выбор игрушек, книг и пособий.

Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

«Книжка-малышка» это многофункциональное дидактическое пособие, представляет собой мобильный, полифункциональный набор дидактических игр развивающей направленности собранных в книгу, состоящую из двенадцати страниц. Включает в себя съемные детали, различные виды креплений. Наличие предметных, мобильных «ламинированных» картинок в книге позволяет активизировать речевую деятельность и повысить интерес к познанию нового.

Основные достоинства пособия

• простое в изготовлении;

• складной, не занимает много места;

развивает умственные и творческие способности детей;

• вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление ранее полученных знаний;

• можно применять как в ДОУ, так и в семье.

Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по цвету. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?» Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает цвет, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию. К концу третьего года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики и т. д.

При проведении игр-занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий.

Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Авторские дидактические игры и пособия направлены на то, чтобы помочь расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, выражать свои чувства, переживания через игровую деятельность.

3. Заключение

Детям книжка интересна тем, что все можно потрогать, отстегнуть, пристегнуть, подвигать. А мне помогает обогатить чувственный опыт ребенка, совершенствовать его восприятие, движение кисти рук и пальцев, развивать речь, мышление, внимание, память. Малыши с удовольствием сами достают «Книжку - малышку» с полки, что позволяет мне воспитать у ребенка интерес к книге, окружающему миру, формировать умение самостоятельно обследовать предметы.

Благодаря этой книжке у детей активно развиваются все органы чувств, и такая книжка будет им в этом отличным помощником.

4. Список литературы:

Интернет-ресурсы:

https://metodbv.ru/igrushki-dlya-razvitiya-sensoriki-svoimi-rukami/

• Барбитова, А. Д. Инклюзивное образование: от теории к практике: монография / А. Д. Барбитова. — Ульяновск: УИПКПРО, 2013.

Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей : [16+] / Е. А. Янушко. - Москва :Владос, 2016. - 351 с.

Приложение 1

Дидактическое пособие «Книжка - малышка» включает в себя дидактические игры, иллюстрации, направленные на формирование сенсорных представлений дошкольников.

1страница

Лист: титульная сторона

Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Книжка-малышка»

На титульной стороне название «Книжка - малышка»

Материал: картон за ламинирован

2страница

1. Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Фото «Книжка-малышка»

Цель: продолжать знакомить с основными цветами, знакомство с геометрическими фигурами.

Материал: геометрические фигуры разных цветов.

Ход игры: Мышка

Поселилась в доме мышка,

Рада, бедная глупышка,

Что не будит голодна.

Но не знает ведь она,

Что в квартире этой, кот,

Уж который год живёт! (С. Бахрушина)

Ребенку предлагается игровая ситуация: «Спрятать свою мышку от кошки и подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти».

3 страница

1. Дидактическая игра «В гости к зайцам»

Дидактическое пособие по сенсорному развитию - фото
Фото №1 Представленный материал интересен актуален содержит элементы авторства направлен на развитие сенсорных способностей развитие восприятия памяти наблюдательности детей младшего дошкольного возраста

Цель игры: учить детей подбирать предметы по размеру; учить различать понятия большой, маленький; развивать внимание, наглядно-действенное мышление; воспитывать любознательность.

Материал: большие и маленькие: зайцы, ёлочки, грибочки, мячики, морковки.

Ход игры: Заяц — зверь в лесах не редкий,

Только прячется под веткой.

— Мы тебя, ушастый, видим.

Выходи к нам, не обидим.

Угостим тебя немного,

Заяц скромный, недотрога… (Гвоздев В.)

Воспитатель показывает зайцев, предлагает детям их рассмотреть. Затем говорит, что зайчики просят детей помочь им собрать грибочки (морковку) и показывает поднос с грибочками, делая акцент на то, что грибочки большие и маленькие. Дети выполняют задание, зайчики благодарят их за помощь.

4 - 5 страница

Дидактическая игра «Божья коровка»

Фото №2 Публикация Дидактическое пособие по сенсорному развитию Книжка малышка размещена в разделах Дидактические игры Книга Фото №3 Все материалы по теме книг Книги и книжки своими руками Книжки малышки Развитие ребенка

Цель игры: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, воображения, изучения цвета.

Материал: картинки-божьи коровки.

Ход игры: Божья коровка

Я разжала кулачок,

А в руке сидит жучок,

Спинка красная в горошек,

До чего же он хороший!

На ладошке посидел…

Зажужжал, и улетел.

Предложить детям помочь божьим коровкам найти свой лепесток- посадить на такой лепесток такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет божьи коровки и лепестка.

6 – 7 страница

Дидактическая игра «Паровоз»

Фото №4 Материалы для педагогов Сенсорное развитие и воспитание

Цель: изучение геометрических фигур; научит находить нужную фигуру среди множества других и научит работать по образцу.

Материал: картинки: паровозы с изображением геометрических фигур, вагоны с предметными картинками.

Ход игры: Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий!

Он вагоны повез,

Словно настоящий.

Кто едет в поезде?.

Воспитатель показывает паровоз с геометрической фигурой, просит ребенка найти вагоны с нужной формой предмета.

8 страница

Дидактическая игра «Разноцветная гусеница»

Фото №5 Сенсорика Сенсорные игры Темочки Данная методическая разработка адресована педагогам дошкольного образования может быть полезна родителям детей младшего дошкольного возраста

Цель игры: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, воображения, изучения цвета.

Материал: разноцветные овалы.

Ход игры: Гусеница

По листочку всё ползёт

И края его грызёт.

А когда чуть подрастёт,

В кокон тело завернёт.

А ещё через мгновение,

Людям всем на удивление,

Выбравшись из заточения,

Бабочкой она вспорхнёт. (Прилуцкий С.)

Педагог предлагает рассмотреть гусеницу, просит назвать цвета из которых состоит гусеница, из каких фигур она состоит. Просит составить гусеницу самостоятельно (продолжи ряд).

9 страница

Дидактическая игра «Цветочная полянка»

Фото №6 С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание

Цель: развитие у детей воображения; формирование зрительно-моторной координации на основе действия с предметами; закрепление знания цвета; развитие моторики рук.

Материал: карточки –бабочки.

Ход игры: На лесной полянке чудо —

На цветочках бантики,

Это бабочки расселись

Как цветные фантики. (Г. Ряскина)

Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы- посадить на такой цветок такого же цвета. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.

10 страница

Дидактическая игра «Три медведя»

Фото №7 Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить

Цель игры: учить детей подбирать предметы по размеру; учить различать понятия большой, чуть поменьше, маленький; закреплять знание основных цветов; развивать внимание, наглядно-действенное мышление; воспитывать любознательность.

Материал: карточки –домики.

Ход игры: Жили-были три медведя,

Отдалённо от соседей,

Где у леса, на опушке,

Возвели себе избушки.

Приложили сил немало, -

Как дворец избушки стали:

В них уютно и светло,

А в холодный день - тепло.

Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были три медведя, и вот однажды они решили построить себе домики. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какого он цвета? Медвежата очень рады, что вы им помогли».

11 страница

1. Дидактическая игра «Курочка Ряба»

Фото №8 Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств накопления представлений об окружающем мире

Цель игры: учить детей группировать предметы по двум признакам: цвету и величине; развивать мелкую моторику рук.

Материал: карточки –разноцветные яички.

Ход игры: Курочка Цыганка

Встала спозаранку,

"Ко-Ко-ко" произнесла,

И на улочку пошла,

Травку пощипала,

Мушек поклевала,

Погуляла тут и там, -

И снесла яичко нам.

Воспитатель предлагает ребенку помочь курочке найти яичко такого же цвета.

12 страница

Дидактическая игра «Найди заплатку»

Фото №9 Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф

Цель игры: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Материал: карточки -заплатки

Ход игры: Дыра на штанине

Открыто и смело

На мир восхищенно

Неделю смотрела.

Могла бы с восторгом

Смотреть до сих пор.

Да только заплатка

Закрыла обзор. (Степанова Е. А.)

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку и поставить на место.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Книжка-малышка из фетра»Дидактическое пособие «Книжка-малышка из фетра» Консультация для родителей «Книжки-малышки из фетра» Цель - изготовить книжки-малышки из фетра. Задачи: Изучить историю возникновения.

Дидактическое игровое пособие из пряжи по сенсорному развитию «Подбери панцирь для черепахи»Дидактическое игровое пособие из пряжи по сенсорному развитию «Подбери панцирь для черепахи» Дидактическое игровое пособие «Подбери панцирь для черепахи» по сенсорному развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Зайкин огород»Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Зайкин огород» Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Зайкин огород» Хочу представить вам дидактическое увлекательное пособие по сенсорному развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Книжка-малышка»
Опубликовано: 25 октября 2024 в 19:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Книжка-малышка»» (включая файлы) размещена пользователем люба кулик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД