Надежда Сергеевна Кудрявцева
Дидактические игры, направленные на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Что это?»
Задачи: развивать словесно - логическое мышление, воспитывать внимательность, развивать связную речь, память.
Цель: учить детей описывать предметы выделять их характер, признаки, указывать материал, из которого они состоят, как и для чего их используют.
Материал: набор карточек с изображением овощей, фруктов, одежда, посуда предметы быта.
Публикация «Дидактические игры, направленные на развитие речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход: Воспитатель предлагает сесть детям за круглый стол. На столе разложены карточки изображением вниз овощей, фруктов, одежда, посуда предметы быта.
Правила игры : - По очереди нужно взять карточку с изображением предмета и не называя его дать описание изображению, тот ребенок, который угадал что изображено на картинке берет следующую карточку и продолжает игру. В игре ни кто друг другу не мешает, слушают внимательно и не перебивают. Если ребенок затрудняется воспитатель дает подсказки наводящими вопросами.
2. Что предмет о себе рассказывает.
Цель: учит детей различать форму, цвет, величину, название предмета и его назначение. Составлять краткий рассказ.
Задачи: развивать словесно - логическое мышление, воспитывать внимательность, развивать связную речь, память. Развивать наблюдательность уметь видеть в предмете целое и части. Учить детей составлять краткий рассказ описание. Приучать детей слушать друг друга и не мешать излагать свою мысль.
Материал: Волшебный короб, предметы (маленькие куколки, машинки одежда кукол, и т. д)
Ход: воспитатель объясняет правила игра.
-У нас в группе есть волшебный короб, в котором лежат различные предметы. И мы сейчас узнаем, что там хранится. Ребята вы сейчас по очереди будете доставать из него предметы и рассказывать все о нем, давать краткий рассказ что это, как он выглядит из чего сделана, какой формы для чего используется.
Вот на пример: я достаю из короба предмет это тарелочка из кухонного уголка. И начинаю рассказ о ней. Это плоская тарелочка, изготовленная из пластмассы, розового цвета на ней изображены фигурки оранжевого цвета, ее используют на кухне для приема пищи.
А теперь давайте вы все по очереди.
3. «Сердечко доброты»
Цель: Учить детей быть вежливыми со сверстниками и находить вежливые и правильные слова для общения. Расширять словарный запас.
Задача: развивать словесно – логическое мышление, воспитывать доброжелательность к окружающим, развивать связную речь.
Оборудование. Яркая игрушка в форме сердца.
Ход: Воспитатель предлагает детям сесть на коврике в кружочек.
Правила игры : дети по кругу передают сердце друг другу, при этом говорят другу, которому будут передавать сердце вежливые, дружелюбные, доброжелательные слова. Назвать ласковым именем, высказать пожелания.
Игра продолжается пока все дети не проиграют.
4. «Варим витаминный компот»
Цели: развивать словесно логическое мышление, мышление, сообразительность.
Задача: закрепить знания о пользе фруктов и ягод разного вида.
Материал: магнитная доска, пакет кастрюли, карточки с изображением фруктов и ягод.
Ход. Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель рассказывает детям о пользе фруктов и ягод. И предлагает приготовить витаминный компот.
Ребята а давайте мы с вами приготовим ягодный либо фруктовый компот, а можно еще приготовить ягодно- фруктовый компот.
У нас есть кастрюля, в которой мы будим готовить свой витаминный компот, и карточки с изображением различных ягод и фруктов.
Предлагаю все по очереди подходить к кастрюле и готовить компот.
Дети по очереди встают со стульчиков выбирают карточки и вешают на доску проговаривая что у них получится.
Из вишни получается вишневый компот, а если добавим в него еще клубнику, то будет вишнево-клубничный. Из яблок – яблочный, если добавить сливы то получится яблочно - сливовый компот. И т. д.
5. «Зоопарк»
Цель: увеличить словарный запас детей, развивать словесно логическое мышление.
Задача: учить правильно произносить звуки, формировать логическое мышление.
Оборудование: шарик, макеты диких и домашних животных.
Правила: Дети сидят на стульчиках, воспитатель бросает шарик ребенку называя животное предлагает ответить какой звук издает это животное, после шарик возвращается к воспитателю.
Игра продолжается, пока все не проиграют в нее. В этой игре можно воспользоваться вторым вариантом. Воспитатель говорит звуки, а дети отгадывают животное.
Ход: Дети садятся на стульчики. Воспитатель, выставляя на стол животных дети проговаривают название животных, ребята я вам предлагаю поиграть в зоопарк. Я буду бросать вам шарик по порядку каждому, и называть животное, а вы должны произнести звуки, которые произносит это животное.
Лошадь, лев, обезьяна, кабан, кошка, ослик, утки, пеликан, горный козел, лебедь, баран, волк, тигр.
6. «Звук из тишины».
Цель: развивать усидчивость, слуховое восприятие, мышление.
Задача: научить в тишине слышать разные звуки и соблюдать правила игры.
Оборудование: занавес или ширма, предметы издающие знакомые звуки – колокольчик, барабан, пианино, дудочка, погремушка, бубен, деревянные ложки, методическая кастрюлька.
Правила: Дети, сидя на стульчиках соблюдая тишину прислушиваются к звукам, которые издает воспитатель за занавесом, кто узнал звук отвечает, подняв руку.
Ход. Дети я вам предлагаю поиграть в игру «Звук из тишины» и мы узнаем кто у нас самый внимательный.
Воспитатель просит, чтоб была тишина, а то вы не расслышите звук. За занавесом издает звук предметом, ребенок, подняв руку отвечает.
7. Кем стали, кем были?
Цель: Развитие мышления, речи, внимание.
Задачи: закрепить знания о домашних и диких животных и их детенышах.
Ход: воспитатель предлагает, вспомнит животных их детенышей.
Дети я вам буду называть животное, а вы мне отвечать кем они были раньше.
Лошадь - жеребенком,
Курица - цыпленком,
Собака - щенком,
Корова - теленком,
утка - утенком,
цыпленок- яйцом,
тигр - тигренком,
лев - львенком,
Слон - слоненком,
Орел - орленком,
Свинья – поросенком,
Коза - козленком,