Ирина Пахомова
Body percussion — развитие ритмических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Body percussion»–техника развития ритмических способностей на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста.
Автор методической разработки музыкальный руководитель МАДОУ №10 ст. Михайловской Пахомова Ирина Геннадиевна.
Пояснительная записка.
Темочки:
Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому. Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества ребенка (воображение, память, волю и др., воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний, и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Часто дети не слышат ритм, метр, не могут воспроизвести простейшие ритмические формулы, а ведь именно ритм является "скелетом" слова.
Поэтому развитие координации движений, ритма, музыкально-ритмических способностей, умению импровизировать следует уделять особое внимание при работе с детьми дошкольного возраста.
Одним из средств развития двигательно-ритмических способностей, в понятной и интересной форме, является телесная перкуссия. На занятиях она может принимать самые разнообразные формы, включаться во все нетрадиционные и традиционные виды образовательной деятельности.
Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод – «тело-барабан»).
Body Percussion (перкуссия тела) – направление, в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос. Это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.
Включение в упражнения сложных координационных связок и синкопированных ритмов, не редко связанных с ритмическими формами популярной музыки.
Body percussion, который используется как прием аккомпанирования пению и как основа самостоятельных произведений в коллективном исполнительстве. Изучение Body percussion сочетается с использованием на музыкальных занятиях и выступлениях ударных инструментов различных видов, в том числе и детских игровых.
Техника исполнения Body percussion в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, способствует развитию чувства ритма, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
Возросшая роль ритмического начала в музыкальной культуре ХХI в. диктует совершенно новые тенденции в современном музыкальном образовании, при котором в классическую школу интегрируются инновационные методы и подходы, нашедшие практическое применение в мировой практике.
Сегодня Body Percussion включает в себя более широкое понятие, чем просто обучение звукоизвлечению, ритму и ритмике. В мировой практике используют аббревиатуру BAPNE. B – биомеханика, А – анатомия, P – физиология, N – неврология и E – этномузыковедение.
Развивая множественный интеллект через воздействие на тело с помощью музыки, ритма, образа, отмечаются изменения с терапевтическим эффектом.
Актуальность этой техники заключается в представлении варианта организации работы развития чувства музыкального ритма и раскрепощённости средствами Body Percussion.
Цели:
-Совершенствование всех функций организма, укрепление нервной, сердечно-сосудистой, дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата;
-Повышение сопротивляемости организма человека неблагоприятным влияниям внешней среды;
-Иследование всевозможных звуков, ритмов и мелодий, которые можно издавать с помощью тела и голоса;
-Развитие координации тела, способствующая возможности почувствовать большую свободу самовыражения.
Задачи:
-Формировать интерес к музыкальной культуре у Детей дошкольного возраста
-начинать и заканчивать движение вместе с началом и окончанием звучания музыки;
-создание музыкальных мини-композиций и мини-представлений. Соединение движений, ударов ногами и руками по разным поверхностям тела;
-импровизация. Творческие задания в группах, направленные на самостоятельное исследование, эксперимент и погружение в музыку.
-отражать изменением движения любые изменения в характере, темпе, метроритме, регистре звучания музыки;
-передавать на различных звучащих инструментах ритмический рисунок любых знакомых песен и музыкальных пьес;
-участвовать в различных композициях движений из разученных плясок и танцев;
-узнавать звучание общеизвестных народных плясок, популярных вальсов, отрывков из популярных балетов.
Материально-техническая база
-Музыкальный центр
-Детские музыкальные инструменты
-схемы ритмических партитур
Практическая часть.
Упражнения ритмо-техники Body percussion на музыкальных занятиях в виде «звучащих жестов» :
Основной формой в этом виде музыкальной деятельности является «эхо», когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов, либо обучающий метод «делай как я», когда за одним ребенком повторяют все остальные дети.
Начиная работать по технологии Body percussion, я предлагаю детям сопоставить движение:
Щелчки пальцами
Хлопки по груди
Хлопки по животу
Щелчки (клацанье) языком
Хлопки по бедрам
Притопы ногами
Хлопок в ладошки
Особенности применения ритмо-техники «Боди-перкуссия»в процессе проведения На музыкальных занятиях.
1. Хлопки.
Даже такой простой вид движений, как хлопки – требует некоторой сноровки и для их разучивания может понадобиться некоторое количество упражнений. Удар в ладоши должен быть упругим, дыхание при этом – спокойным и размеренным. Вначале хлопки лучше проводить стоя; руки перед хлопком должны быть свободными, а сам удар – легким и мягким.
Все эти элементы могут быть представлены в разных видах:
хлопок горстью - ладони принимают форму чаши, между ними
образуется полое пространство и звук получается глухим;
хлопок плоской ладонью,. в разных местах ладони,.
по пальцам или запястью - каждый раз звук будет разным;
2. Шлепки.
Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус тем не менее должен оставаться свободным и вместе с тем, как бы «готовым к прыжку».
В ритмической партитуре для звуковых жестов могут встречаться самые разные комбинации шлепков:
1) Одновременно двумя руками.
2) Отдельные удары левой или правой рукой.
3) Отдельные удары каждой руки в чередовании с одновременными ударами двумя руками.
4) Перекрестные удары (правая рука ударяет по левому бедру и наоборот).
шлепки - под шлепками в процессе проведения занятия по ритмике, подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен, по плечам.
Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами;
притопы - одной ногой и поочередное то левой, то правой ногой;
щелчок пальцами – извлечение пальцами руки щелкающего звука. Выполняется с помощью создания давления между большим и одним из других пальцев.
3. Щелчки.
Щелчок языком или кликсы кончик языка касается касается альвеолы над верхними зубами.
Элементы ритмо-техники можно делать как стоя, так и сидя. Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом, причем начинать надо с наиболее легкого: с сочетания шлепков и хлопков. Постепенно можно задействовать все большее количество разных "инструментов", ставя все более сложные как ритмические, так и координационные задачи.
В Body Percussion входят следующие элементы: притопы различной силы, шлепки одной или двумя руками, хлопки раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами.
Для того чтобы изобразить определенный ритмический рисунок сначала предлагаю детям выполнить ряд упражнений, применяя Body звук в разной последовательности (размер 2/4; 4/4) :
В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука, название элементов (в порядке от самого низкого до самого высокого) -:
Така-така (хлопки по бедрам) Тэкэ-тэкэ (хлопки по животу) Токо-токо (удары по груди) Па (хлопок в ладоши);
Тум (один притоп ногой) Па (один хлопок в ладоши) Тум-тум (притопы ногами) Па (один хлопок в ладоши);
Чики-чики (щелчки пальцами) Така-така (хлопки по бедрам) Тум-тум (притопы ногами) Па (хлопок в ладоши) Тум-тум (притопы ногами) Па (хлопок в ладоши)
Музыкальное занятие я начинаю с музыкального приветствия с элементами самомассажа «Полька пиццикато» Лео Делиб. Передавая ритмический рисунок произведения с помощью body звука, дети чередуют поступательные движения пальцев по телу (верх/вниз) с хлопками в ладоши, проговаривая слово «Привет», для того чтобы активизировать внимание детей, развивать ритмический слух, настроить детей на эмоциональный отклик, на достижение положительного результата занятия.
Следующее упражнение в своей работе по развитие чувства ритма я использовала китайскую народную песню «Кукушка». На этапе разучивания ритмического рисунка произведения, отработав до автоматизма все движения, дети исполняют эту композицию самостоятельно.
Ритмические упражнения можно использовать на всех этапах музыкального занятия, например, применить в форме активного слушания музыкальных произведений. В видеоряде представлены ритмические композиции произведений В. А. Моцарта «Турецкое рондо» и Л. Бетховена «Контраданс».
Также, для формирования чувства ритма на музыкальных занятиях с детьми разных возрастов выполняем ритмические упражнения. Используя ритмическое упражнение «7 семерок» с детьми старшего дошкольного возраста с помощью чередования хлопков, шлепков и щелчков двумя руками мы отрабатывает точность метрической доли и удержание темпа. Для детей младшего дошкольного возраста по развитию чувства ритма я использую метод чтения ритмослогами с элементами развития мелкой моторики рук (потешка «Мыши»).
При систематических упражнениях в этом направлении, становится возможно исполнение разнообразных комбинаций и ритмов с использованием только возможностей человеческого тела.
Для организации учебного процесса рекомендуется самому подбирать комфортную позу для выполнения практических заданий (сидя, стоя).
Составляются схемы-партитуры, для каждого музыкального произведения.
Цель: знакомство с элементами телесной перкуссии.
Описание: Дети получают карточку с изображением элемента ритмотехники Body Percussion. Задача детей правильно исполнить жест, показанный на картинке.
Знакомство с элементами телесной перкуссии "Звуковые дорожки"
Цель: понимать схему "Звучащих жестов".
Описание: ребенок получает звуковую дорожку, на которой изображены элементы телесной перкуссии. Ребенку необходимо исполнить ритмический рисунок, соответствующий "звуковой дорожке".
Понимание схемы "Звучащих жестов"
Цель: Исполнить элементы ритмотехники "Боди перкуссия" в соответствии со схемой "звуковой дорожки", выбранной самим ребенком или педагогом.
Описание: Пособие состоит из комплекса ритмических схем, которые служит основой для крепления "звуковых дорожек", которые вращаются и меняются.
Исполнение элементов ритмотехники в соответствии со схемой "звуковой дорожки"
Использование элементов телесной перкуссии на физкультурных занятиях и в свободной деятельности с детьми с нарушениями речи позволяет сделать рабочий процесс интересным, ярким, полезным.
Применение техники body percussion способствует развитию чувства товарищества, сплоченности у детей, развивает индивидуальное и групповое чувство ритма, навык импровизации, координацию тела ребенка, зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.
Ритмотехника "Боди-перкуссия" обладает универсальностью, гибкостью в сочетании с различными методиками педагогического процесса.
1. Первый этап:
На первом этапе ребенок включается в процесс. Эмоциональное состояние выражается и развивается более полно на телесном уровне в виде «азбуки звуков», «ритмических зарисовок», создаваемых ресурсами собственного организма.
На этом этапе происходит обучение данной категории учащихся пользоваться доступным языком бесчисленных звуков, которые могут создаваться только с помощью собственного тела. Это основные базовые звуки: хлопки и аплодисменты, похлопывания, щелчки, топот, голосовые эффекты (свист, цокот и т. п., а также их бесчисленные вариации, которые получаются за счет изменения техники игры. Таким образом происходит осознание своих чувств, мыслей и их связи с миром звуков, собственным телом и его возможностями.
2. Второй этап:
На втором этапе отдельные звуки соединяются в коллективные ритмы и мелодии, осуществляется непосредственное взаимодействие с преподавателем. Повторяя и усиливая звуковые эффекты, экспериментируя посредством нового ритмического языка, ученик погружается в мир музыкальной импровизации.
Этому способствуют выполнение комплекса упражнений, направленных на: исследование основ звукоизвлечения ( вариации игры: тихо - громко, медленно - динамично, ритмично - хаотично); расширение знаний основных ритмов; удержание базы (основного ритмического рисунка) и солирование; создание совместной композиции (с использованием основных ритмов и импровизации). Совместно с музыкальным руководителем разучиваются небольшие композиции на четкую ритмическую пульсацию. Отдельно прорабатывается каждый ритмический рисунок на хлопки, шлепки или удары ладонями. Совместное творчество и импровизация, создание музыкальных зарисовок (или мелодии, или музыки, способствует общему единению, подчеркивается вклад и уникальность каждого участника.
3. Третий этап:
Представление продукта совместной деятельности в результате полученных знаний и навыков. Возможны два формата: создание музыкальной композиции или подготовка музыкальных зарисовок.
В самостоятельной работе дети учатся самостоятельно выполнять несложные движения руками и телом под музыку.
Выполняются две, три композиции на разные жесты с четким ритмическим рисунком. В результате появляется определенный репертуар, который можно расширять и дальше, включая элементы импровизации и используя их в различных направлениях мероприятий.
4. Третий этап:
На последнем этапе, когда у детей появится достаточно «ритмических эталонов», можно предложить импровизацию. Если дети почувствовали привлекательность и оригинальность Body Percussion, то возможно эпизодическое использование элементов Body Percussion в качестве ритмического сопровождения как к народным, так к современным произведениям, а также к произведениям, связанным с ритмикой танцевальных жанров.
Заключение
Представленные практические методы и приемы использования упражнений ритмо-техники Body percussion я рекомендую применять на музыкальных занятиях. Практическая польза применения таких игр и упражнений на занятиях - это воспитание метроритмических навыков :
проработка ритмических трудностей;
воспитание двигательной координации в различных последовательностях движений;
равномерное, симметричное владение правой и левой руками.
В заключение хочу отметить, что применение данной техники главным образом влияет на всесторонне развитие способностей детей : познавательных процессов;
На физическом уровне развития ребенка Body Percussion стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Таким образом, можно говорить о том, что Вody percussion способствует выражению своего состояния с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Это позволяет оживить, оптимизировать процесс в области ритмического развития, что особенно важно в работе с детьми (Основы музыкального развития).
Ритмо-техника боди-перкуссия повышает учебную мотивацию, создает ситуацию успеха, что способствует социализации детей-инвалидов, являясь своего рода подготовкой к профессиональной деятельности.
Данный вид деятельности обладает рядом несомненных достоинств: необходимой универсальностью, гибкостью, высокой адаптивностью и сочетанием с различными методиками педагогического процесса.
Считаю, что эта технология, безусловно, интересна и продуктивна, т. к. позволяет сделать музыкальные занятия интересными и динамичными. Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии. Ребенок - соавтор и создатель собственного музыкального мира. В этом заложена успешность в развитии и воспитании активной творческой личности. Дети естественны, раскованы и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка.
Литература:
Новоскольцева И. А., Каплунова И. М. программа «Ладушки»/ «Этот удивительный ритм»
Тютюнникова Т. Э. / Т. Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М. «Астрель» 2000г.
Дмитриева Л. Т., Черноиваненко Н. М / Л. Т. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания» М. “Академия”2000г.
Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду 1983.
Кирнарская Д. Психология музыкальных способностей
Теплов Б. М. Психология музыки и музыкальных способностей : хрестоматия.
Звучащие жесты (Body percussion) https://meta-music. ru/method/zvuchashchie-zhesty-body- percussion