марина комиссарова
Музыкально-дидактическое пособие «Волшебный куб»
▼ Скачать
Музыкально-дидактическое пособие
Актуальность
Виды детской активности в дошкольном возрасте разнообразны, среди них особое место занимает музыкально-игровая деятельность, которая обладает уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, являясь удивительно тонким и в тоже время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности. Важным средством развития музыкально - игровой деятельности детей являются музыкально - дидактические пособия. Благодаря использованию данных методических пособий можно простроить различные музыкально-дидактические игры, направленные на развитие у детей музыкальных и творческих способностей, приобщению к прекрасному миру музыки. Игры с музыкально-дидактическими пособиями представляют собой часть методики музыкального воспитания и опираются на следующие дидактические принципы: воспитывающее обучение, научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала, закрепление знаний, умений и навыков, музыкальную активность детей, связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей. Однако, хочется отметить, что сегодня недостаточно музыкально-дидактических пособий, которые были бы многофункциональны, универсальны, красочны, трансформируемы. Понимая эту проблему, возникла идея разработать авторское музыкально- дидактическое пособие «Волшебный куб», которое будет ярким, красочным, трансформируемым и многофункциональным. Основное назначение данного пособия - в доступной форме прививать детям любовь к музыке, заинтересованность к основам музыкальной грамоты - в доступности детскому пониманию, развивать интерес и желание детей участвовать в музыкально-дидактических играх. А такие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, развивают музыкально-сенсорные способности. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. Музыкально-дидактическое пособие «Волшебный куб» задает игровой формат образовательному процессу и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и требованиям, предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среде учреждения. Таким образом, актуальность применения музыкально-дидактического пособия «Волшебный куб» заключается не только в развитии музыкально-сенсорных способностей детей с учетом возрастного аспекта, последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки, но и в возможности сделать образовательный процесс ярким и эмоционально обогащенным.
Публикация «Музыкально-дидактическое пособие „Волшебный куб“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Новизна
Новизна состоит в том, что «Волшебный куб» - мобильное, универсальное, многофункциональное, трансформируемое музыкально - дидактическое пособие, которое состоит из 8-и малых, ярких, разноцветных кубов, привлекающих детей разнообразием действий с ним. Малые кубы внутри пустые. Наполняя каждый раз цветные кубы новым содержанием, педагог способствует обогащению детей новыми впечатлениями, поддерживая интерес к музыкально-игровой деятельности. В ходе практической деятельности, можно использовать как весь куб, состоящий из 8 малых кубов, так и один малый куб, и несколько малых кубов. Липкая лента, позволяет легко и быстро соединить или разъединить кубы, в зависимости от задачи. В содержании музыкально-дидактического пособия предусмотрен элемент неожиданности, (что спрятано в кубах – тайна, которую детям не терпится раскрыть) - что помогает поддерживать внимание детей, создаёт эмоциональный подъём, вызывает положительные эмоции, развивая у детей инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, помогает поддерживать интерес детей к разнообразной деятельности, развивать любознательность, логическое мышление, воображение, воспитывать любовь к музыкальному искусству. Универсальность, доступность дидактического пособия состоит в том, что его можно использовать во всех видах детской деятельности, во всех формах организации детей и во все возрастные периоды. Многофункциональность пособия позволяет в доступной, понятной, привлекательной для детей игровой форме, осуществлять весь комплекс развивающих, образовательных, воспитательных задач.
Цель: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, их творческого самовыражения посредством авторского музыкально-дидактического пособия «Волшебный куб» (далее – «Волшебный куб») в музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные
• приобщать детей к восприятию музыки разного характера, музыкального жанра, обогащая музыкальные впечатления детей;
• формировать представления об образной природе музыки в процессе ознакомления и закрепления музыкальных произведений, песен, вызывая яркий эмоциональный отклик;
• расширять представления о детских музыкальных инструментах, закреплять умение правильно извлекать звук на них.
Развивающие
• развивать у детей музыкальные способности : звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, музыкальную память;
• развивать способность чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения, умение выражать его в движении, игре, инструментальном музицировании;
• развивать творческие проявления в разных видах музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах);
• развивать умение детей придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с предметами, самостоятельно находить способ передачи в движениях музыкально-игровой образ;
• развивать эмоционально положительное отношение к музыкально-игровой деятельности;
• содействовать самостоятельному исполнению знакомых песен, музыкальных упражнений, игр, этюдов в образовательной и самостоятельной деятельности.
Воспитательные
• воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость на музыку в активной творческой музыкально-игровой деятельности;
• воспитывать чувство такта, умение вести себя в процессе совместной музыкально- игровой деятельности с детьми и взрослыми, содействуя проявлению творческой активности детей, их самостоятельности;
• развивать у детей умение сотрудничества в коллективной музыкально-игровой деятельности.
Методические рекомендации
Музыкально-дидактическое пособие «Волшебный куб» представляет собой объёмный большого размера куб-трансформер, состоящий из 8 разноцветных малых кубов, которые скреплены между собой липкой лентой. Кубы изготовлены из поролона и обшиты тканью, на гранях одного куба располагается аппликация с музыкальным знаком или информационной картинкой. Малые кубы легкие, гигиеничные и безопасные в использовании детьми. Авторское музыкально – дидактическое пособие «Волшебный куб» предназначено для использования в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми; в совместной образовательной и самостоятельной деятельности детей, а также в разных возрастных периодах дошкольного детства. Авторское музыкально – дидактическое пособие «Волшебный куб» можно использовать в разных областях музыкального развития детей, а также интегрировать в другие образовательные области, например:
• «Познавательное развитие» - закрепление названий музыкальных инструментов, музыкальных жанров.
• «Речевое развитие» - активизация словарного запаса детей.
• «Художественно-эстетическое развитие» :
• -развитие интереса к музыкальной и театрально - игровой деятельности;
• -развитие слухового восприятия и музыкальной памяти;
• -развитие творческих проявлений в разных видах музыкальной деятельности;
• - формирование умений передавать в движении характер музыки;
• -воспитание у детей эстетического восприятия, интереса к музыкальным инструментам;
• -развитие у детей отзывчивости на музыку разного характера, умение передавать игровые образы, меняя движения в соответствии со сменой характера музыкального произведения.
• «Социально коммуникативное развитие» :
• - развитие коммуникативных навыков;
• -приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
• - формирование активного участия каждого ребенка в совместной деятельности, проявление радостного переживания от выполнения заданий.
• «Физическое развитие» - повышение двигательной активности посредством выполнения танцевальных движений.
Благодаря многофункциональности «Волшебного куба» можно проигрывать с детьми: музыкально-дидактические игры, подвижные игры, упражнения, этюды, композиции, коммуникативные танцы-игры, шумовой оркестр, игры-импровизации и т. д. Например, благодаря трансформированию «Волшебного куба» можно использовать разные варианты игр:
• 2 куба – музыкально-дидактические игры «Птичка и птенчики», «Солнышко – тучка», игра-импровизация «Бабочки и цветочки», музыкальная композиция «Птички и облачко»;
• 3 куба - музыкально-дидактические игры «Три кубика», «Три матрешки», «Три медведя», «Три поросенка», «Три марша», «Музыкальный светофор», игра- импровизация «Веселые матрешки»;
• 4 куба – музыкально-дидактические игры «Кто в домике живет?», «Музыкальное окошко», «Кто к теремку подошел?», коммуникативная игра-танец «Веселые платочки», «Разноцветные рукавички»;
• 5 кубов – музыкально-дидактические игры «Музыкальные загадки», «Музыкальные кубики», игра на закрепление музыкального репертуара «Спой песенку»;
• 6 кубов – музыкально-дидактическая игра «Музыкальный паровозик», «Узнай жанр музыки», игры-импровизации «Узнай игру», «Мы играем и поем»; «С чем мы будем танцевать»;
• 7 кубов – музыкально-дидактическая игра «Домик для ноток», «Ритмическое эхо»
• коммуникативные игры «На лесной поляне», «Угадай сказку»;
• 8 кубов - коммуникативные игры «Найди пару», «Веселые ладошки», «Волшебный куб», «Куда зовет музыка?», этюды «Что я делаю?», «Изобрази животное», «Отгадай», танцевальные композиции с предметами «Музыкальная страна», «Моё настроение».
Каждый игровой куб можно использовать для наполнения и проведения нескольких вариантов игр, заданий. При этом всегда остается возможность углублять, расширять, усложнять содержание игры, дополнять музыкально-дидактическое пособие новыми музыкальными играми.