Мария Гераськина
Арт-терапия на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в детский сад с серьёзными эмоциональными и логопедическими расстройствами, нарушениями опорно-двигательной системы.
Помочь таким детям могут не только специалисты - логопеды, дефектологи, но и музыкальные руководители, уделяя на своих музыкальных занятиях внимание дыхательной гимнастике, вокальным упражнениям и ритмической работе. Эти занятия оказывают на дошкольника значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение. Арт - терапевтические приёмы, применяемые на музыкальных занятиях, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира.
Публикация «Арт-терапия на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
Технологии арт-терапии на музыкальном занятии.
"Танцуем и слушаем".
Материалы для работы: музыка; шифоновые шарфы; акварельные краски, восковые мелки, бумага, кисти, баночка для воды.
I ЭТАП. Музыка и движение.
Обращаемся к детям со следующими словами:
«Сегодня мы отправимся в Волшебную страну Эмоций. Нашим помощником и другом будет музыка. Я включаю музыку и предлагаю вам подвигаться. Возьмите шифоновые шарфики. Вы можете накинуть их на себя, или просто возьмите в руки. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам и танцуйте.»
Ткань в этом случае выполняет роль проводника и гаранта безопасности. Когда ребёнок накидывает на себя ткань, он становится одновременно невидимым и видимым. С тканью ему значительно легче двигаться под музыку. Ребёнок всё видит и в то же время защищён прозрачной завесой. Предоставляем необходимое количество времени для танца. Ни в коем случае не смеяться, а подбадривать танцоров-детей. Музыка и движения телом помогут детям избавиться от мышечных зажимов и позволят получить удовольствие от управления своим телом.
II ЭТАП. Живопись (создание творческой работы).
Когда дети закончат танцевать, предложить им перейти к столу с художественными материалами:
"А теперь я предлагаю вам нарисовать картину. Вспомните свой танец, музыку и нарисуйте те ощущения, которые были у вас во время танца. Итак, приступайте к работе!"
Если детям трудно сразу начать первые штрихи и мазки, предложите несколько минут посидеть с закрытыми глазами. Пусть они представят танец, в своём воображении. Когда они будут готовы, то можно начинать рисовать. Обязательно сказать, что можно нарисовать всё, что угодно, любую картину. Нужно лишь прислушиваться к своим ощущениям и выполнять те движения рукой, какие хочется, и брать те краски, которые нравятся.
III ЭТАП. Описание картины.
По завершении творческой работы предложить детям придумать для картины название. Далее, лучше всего попросить детей отложить рисунок на некоторое (небольшое) расстояние от автора и предоставить им возможность сочинить историю по своей картине.
Если дети неохотно или скупо рассказывают, задать им наводящие вопросы. Ни в коем случае не навязывать своё понимание детского рисунка и не трактовать его по-своему. Вопросы могут быть такими: "Связан ли твой рисунок с танцем? Удалось ли тебе передать ощущение радости и веселья в своей работе? Какими цветами ты изображал своё состояние? Как ты себя сейчас чувствуешь по завершении работы?"
Обязательно поблагодарить детей за работу, за их старания и искренность. Желательно записать истории, рассказанные детьми, на листе бумаги, поставить дату, а живописную работу оформить и повесить на стенд.
Данная работа будет способствовать выработке у детей умения чувствовать своё тело, прислушиваться к своим ощущениям и выражать их с помощью движений. Это хороший опыт расширения сенсорного диапазона и развития внутреннего "Я" каждого ребёнка.
"Слушаем и рисуем. "
Рекомендуемые музыкальные произведения :
- "Баба-яга" П. И. Чайковский и М. Мусоргский
- "В пещере горного короля", "Шествие гномов" Э. Григ
- "Танец Красной шапочки и Волка" балет "Спящая красавица" П. И. Чайковский
- "Аквариум" К. Сен -Санс;
Материалы для работы:
краски акварель,
восковые мелки,
бумага,
кисти,
баночка с водой.
I ЭТАП. Слушание музыки.
Стараемся приучать детей к хорошей классической музыке.
Приглашаем детей к встрече с прекрасной музыкой следующими словами :
"Сегодня мы услышим прекрасную музыку, а затем на листе бумаги красками и восковыми мелками будем изображать свои ощущения".
Сначала произведение звучит 2-3 минуты.
Прежде чем слушать музыку, нужно сказать о том, чтобы во время звучания произведения дети старались представить в своём воображении какие-либо картины, каких-то персонажей - всё то, что они почувствует.
II ЭТАП. Изображение представленного.
Музыку можно слушать с закрытыми или с открытыми глазами. Если дети захотят рассказать то, что они представили во время звучания. Пусть они это сделают. Мелкие объекты лучше рисовать восковыми карандашами, а затем кистью прокладывать цветовые ощущения от музыки. Иногда это могут быть абстрактные очертания. Главное, чтобы дети научились ощущать музыку, а затем передавать свои чувства на бумаге.
После того как дети завершили работу, обязательно нужно сказать, название музыкального произведения, и фамилию композитора. Лучше делать это в завершении занятия, чтобы слова взрослого никоем образом не повлияли на чувства и ощущения детей.
Главная цель каждого педагога - сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства.
Упражнения по арт- терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, повышения самооценки и укрепления уверенности в себе.
В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусств. Это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.