Ольга Мохунь
Буктрейлер как инновационное средство повышения интереса к чтению у школьников Видео
▼ Скачать + Заказать документы
БУКТРЕЙЛЕР КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ
BOOKTRAILER AS AN INNOVATIVE MEANS OF INCREASING INTEREST IN READING AMONG SCHOOLCHILDREN
Мохунь О. А.,
Учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с. Баскатовка»
Марксовского района
Саратовской области
Публикация «Буктрейлер как инновационное средство повышения интереса к чтению у школьников Видео» размещена в разделах
- Буктрейлер
- Видео
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Учителя-словесники ищут, находят и применяют разные способы и методы повышения интереса к чтению своих учеников. Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Применение создания буктрейлеров на уроках литературы является инновационным методом, позволяющим повысить читательский интерес.
Language and literature teachers seek, find and apply different means and methods of increasing interest in reading among their students. Booktrailer is a short video clip, which describes a certain book in any chosen artistic form. Making booktrailers at literature lessons is an innovative method, which helps increase reader’s interest.
Повышение интереса к чтению, буктрейлер, инновации в образовании, уроки литературы в школе
Increasing interest in reading, booktrailer, innovations in education, literature lessons at school
Сегодня вряд ли можно встретить «не читающего» человека, то есть, не умеющего читать. Такой человек вызовет у других сильное удивление, негодование. А вот не прочитавшего за свою сознательную жизнь ни одной книги, – пожалуйста! Таких людей много. К сожалению, в последние годы интерес к чтению художественной литературы в нашей стране падает. Эту мысль на разные лады повторяют в Правительстве и СМИ, этот факт не дает покоя школьным учителям литературы и преподавателям ВУЗов. Современные подростки часто не могут отличить классику и хорошую беллетристику от «ширпотреба» и того, что вообще нельзя назвать литературой, но получившего широкое распространение в сети Интернет.
Учителя-словесники ищут, находят и применяют разные способы и методы повышения интереса к чтению своих учеников. Как правило, в начальных классах дети любят читать. В пятом классе этот интерес еще сохраняется. И вот в этот период важно «не спугнуть» детей, укрепить желание узнавать из книг новое, интересное, полезное, научить видеть красоту русского языка. Но иногда произведения школьной программы не совпадают с ожиданиями учеников. Наверное, некоторые произведения действительно следует заменить на другие, более понятные, современные. Думаю, многие педагоги со мной в этом согласятся.
Но в данном докладе я хотела бы обратиться к вопросу инновационной деятельности на уроках литературы на примере относительно нового явления – буктрейлера.
Инновация (нововведение) – это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности. Результатом таких преобразований является новшество.
Педагогическая инновация – это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. Согласно современной образовательной теории образовательная инновация развивается в пять этапов.
Первый этап – инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана (директора, завуча). На практике же часто инициатива нововведения идет не сверху, а снизу – от педагогов-новаторов.
Второй этап – теоретический, т. е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс, какими будут негативные и позитивные последствия (экономические, юридические и под.). Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс.
Третий этап – организационно-практический – создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т. д. Этот этап инновационного процесса заканчивается убеждением большинства членов организации в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивационного фона.
Четвертый этап – аналитический – обобщение и анализ полученной модели.
Пятый этап – внедрение, оно может быть пробным, а затем и полным. Успех на этом этапе зависит от трех факторов:
1. от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды, где осуществляется новшество;
2. от квалификации преподавателей и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности;
3. от морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, степени сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.). [1]
Инновационное образование – это модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы, направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения). [2]
На основе вышеприведённого определения педагогической инновации, этапов её внедрения, определения сути инновационного образования считаю, можно сделать вывод о том, что применение создания буктрейлеров на уроках литературы является инновационным методом, позволяющим повысить читательский интерес.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут, их снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментарими. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги (Алексей Маврин «Псоглавцы») Существует классификация буктрейлеров.
По способу визуального воплощения текста:
1. игровые (минифильм по книге);
2. неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
3. анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию:
1. повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
2. атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
3. концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Этапы создания могут отличаться в зависимости от личности автора, его творческой задумки и манеры воплощения. Но всё-таки сначала нужно выбрать книгу, которая нравится и содержание которой хорошо известно, затем продумать идею буктрейлера. При этом не лишним будет посмотреть уже созданные клипы по этой книге. Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации, видеоматериал : по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги. Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку. Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее ПО (от Windows Movie Maker для создания любительских роликов до Adobe Premiere для создания профессиональных трейлеров). Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления. [3]
В прошлом учебном году (2014-2015) я решила предложить старшеклассникам сделать буктрейлеры, получившиеся работы были оформлены в виде проектов. Каждый из учеников 10-11 классов, всего 13 ребят, после предварительной работы сумел сделать буктрейлер к любимой книге. На защите проектов присутствовали ученики 8-9 классов, которые после просмотра роликов тоже захотели не только участвовать в проекте, но и заявили о желании и намерении прочитать книги, по которым были сняты клипы. В текущем учебном году работа в нашей школе по созданию буктрейлеров продолжается, в проекте участвуют ученики 5,6, 9-10 классов.
Считаю возможной организацию межшкольного Фестиваля буктрейлеров. Думаю, не следует ограничивать выбор книг, руководствуясь определёнными датами (юбилеями и т. д., обращать внимание нужно только на содержание предложенного произведения, то есть это должна быть «качественная» литература.
На данном этапе распространения такого движения, как создание буктрейлеров, существует проблема теоретического обоснования. В России практически нет исследований на эту тему. Историю буктрейлерства более или менее освещает Википедия. Кроме того, я нашла две небесполезные статьи: Юлии Щербининой и Льва Оборина. В то же время, буктрейлеры сейчас снимают не только киностудии и издательства, но и любители, в том числе педагоги, студенты, школьники.
Для меня и моих учеников создавать буктрейлеры – одно из увлекательнейших занятий на сегодняшний момент. Это возможность раскрыть творческие способности, научиться мыслить по-новому, быть модным и современным. И это действительно работает – повышает читательский интерес!
Библиографический список
(электронные ресурсы)
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – ООО «Квазар», 2010-2014-. – Режим доступа: https://nsportal.ru, свободный. – Загл. с экрана
2. Открытый класс [Электронный ресурс]. – НФПК, 2008-2010-. – Режим доступа: https://www.openclass.ru, свободный. – Загл. с экрана
3. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki, свободный. – Загл. с экрана