Получи документы

«Увлекательные друдлы» в образовательной деятельности и режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста

Елена Сергеевна Безродняя
«Увлекательные друдлы» в образовательной деятельности и режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

карточек друдлов, используемых в образовательной деятельностии режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста

«Увлекательные друдлы»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация…. …. 3

2. Введение….….4

3. Основная часть…. 6

4. Заключение….…. 9

5. Список используемой литературы….…10

6. Приложения….….11

1. АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка поможет воспитателю детского сада развить творческие способности, воображение, гибкость мышления старших дошкольников, используя технологию «друдлы».

2. ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

С самого детства нужно стремиться развивать творческий потенциал ребёнка и умение фантазировать.

Безусловно, существует множество игр и специальных упражнений для развития креативного мышления. Моё внимание привлекла техника «Друдлы».

С этой техникой знакомы все, даже если не слышали её название. Вспомните, как в детстве вы смотрели на небо и пытались угадать, что видится в причудливых формах облаков или ваше внимание привлекало отражение облаков в водной глади. Возможно, рассматривали трещины на стенах или на асфальте. А кто-то даже рисовал кодированные записки для друзей.

Развитие воображения, альтернативного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети, так или иначе, одарены от природы, а развивать их способности возможно, посредством различных технологий, где важен сам процесс, а не конечный результат и его оценка. По мнению многих авторов, такой вид деятельности считается одним из перспективных направлений в педагогической и социальной работе с детьми.

Цель работы: развитие творческих способностей,воображения, гибкости мышления старших дошкольников, используя технологию «друдлы».

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить детей с новой формой работы – картинками «друдлы».

Развивающие:

-Создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления, речи;

-Поощрять инициативность и самостоятельность в работе;

-Тренировать усидчивость.

Воспитательные:

-Способствовать воспитанию у детей творческой инициативы.

Задачи образовательных областей в интеграции:

Познавательное развитие:

-познакомить детей с новой технологией – каточки «друдлы».

Речевое развитие:

-обогащать словарный запас детей, развивать устную речь.

Физическое развитие:

-снимать психоэмоциональное напряжение.

Социально-коммуникативное развитие:

-закреплять навыки позитивного взаимодействия между детьми. Способствовать повышению эмоционального настроя детей.

Материалы и оборудование: карточки «друдлы», фломастеры, карандаши.

Актуальность: В связи с обновлением системы дошкольного образования, перед педагогом возникла задача воспитания дошкольника «нового поколения». Он должен обладать творческим, креативным мышлением, иметь хорошо развитое воображение. Ребенок должен учиться мыслить нестандартно, с разных точек зрения подходить к проблеме. Существует множество методик и тренингов, развивающих эти навыки современного ребенка. И мы, педагоги, не должны забывать о том, что в дошкольном детстве формируются основы творческого мышления. Мое внимание привлек один из перспективных современных методов - техника «Друдлы». В своей практике я решила использовать данную технологию, потому что «Друдлы» обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение.

Кому подходят друдлы?

Детям от 4 лет, взрослым.

Где можно использовать друдлы в детском саду?

• в образовательной деятельности.

• в совместной деятельности педагога с детьми.

• в самостоятельной деятельности.

Основной планируемый результат:

Развитие у детей гибкости мышления, умения подойти к ситуации с разных сторон, развитие связной речи

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I. Описание техники друдлов в совместной деятельности с детьми.

В масштабах целой страны друдлами увлеклись в 1953 - ем. Увлекся данной игрой американец Роджер Прайс. Он был автор – юморист и использовал друдлы в качестве развлечения для публики. А в 1953 году издал книгу под названием "Droodles" В скором времени сборник несметного количества головоломок пропиарили абсолютно все средства массовой информации, и началась друдломания.

То есть «друдлы» включают в себя рисование, как процесс развития мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения и способствует овладению связной речью и обогащению словарного запаса.

«Друдлы» - это черно – белые, минималистические картинки – загадки в квадратной рамке, в которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры. Смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Друдлы желательно рисовать на белой бумаге - этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. Смысл «Друдлов» - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.

Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».

Чем же полезна технология «Друдлы»?

- она развивает у детей речь, укрепляют связь между воображением и речью. Когда они рисуют, то проговаривают то, что рисуют. Ведь если заниматься с ребенком в паре, то без общения не обойтись.

Многим знакомо ощущение, когда слово вертится на языке, но мы не можем вспомнить его, а придумывая названия для друдлов, мы развиваем навык актуализации пассивного словаря.

- тренирует творческое мышление. Для друдла нужно придумать несколько названий, поэтому в работу включается творческое мышление. Нужно посмотреть на рисунок под разными углами и сообразить, что же это тебе напоминает, включить в работу поиск альтернатив.

Друдлы заставляют задуматься о том, что возможно множество интерпретаций, и не нужно хвататься за первую попавшуюся.

II. Как использовать друдлы в работе с дошкольниками?

На основании проведенного анализа материала, составлена классификация друдлов по уровням сложности выполнения заданий: простой, средний, сложный, то есть выбор нужного уровня завит от индивидуальных особенностей детей. Для работы с детьми я использовала карточки друдлы, разработанные мной, которые можно разбить на темы: («На что похожа геометрическая фигура?»; «Дорисуй»; «Дорисуй геометрическую фигуру»; «Что за зверь?»; «Назови одним словом»; и др.)см. Приложение 4, а можно использовать все вместе или каждую карточку отдельно.

Этапы обучения

1. «Волшебные картинки» Этот этап преимущественно подходит для детей средней группы. Детям предлагаются различные схематичные картинки и они должны сказать на что или на кого они похожи.

2. «Дорисуй геометрическую фигуру»

Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это превращение во что-либо геометрических фигур. Но нужно придумать как можно больше вариантов.

3. «Что за зверь?»

Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т. д., можно использовать тематические наборы? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами и фантазии ребенка продолжаются.

4. «Дорисуй картинку».

Перед ребёнком лежит лист с друдлом. Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?» данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.

5. «Придумай и нарисуй друдл».

Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, воспитатель и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.

Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

Еще варианты использования:

1. Придумайте 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке.

На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.

2. Играть в компании. Смысл игры подобрать как можно больше версий. Игроки по очереди дают описание картинки. Описания недолжны повторяться. Кто не может придумать оригинальное описание – вылетает. Игра продолжается пока не останется один победитель.

3. Предложить несколько друдлов, дети определяют, что в них зашифровано и составляют небольшие рассказы.

В процессе работы с техникой «Друдл», дети нуждаются в сопровождении, а также, при необходимости – в направляющей, обучающей, разъясняющей помощи педагога.

Друдлы–одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Друдлы можно разделить на несколько групп по уровню сложности:

-простые (друдлы, где имеется немного элементов); см. Приложение 1

-средние (друдлы, где элементов уже больше);см. Приложение 2

- сложные (друдлы, где максимальное количество элементов).см. Приложение 3

Как научить ребенка придумывать интерпретации друдлов?

1. Подсказка рисунка

Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Используйте эти идеи для того, чтобы генерировать различные варианты. Если ребенок затрудняется, подскажите. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т. д. изогнутая линия наводит на мысль о веревочке. Бумажка на веревочке для кошки. Или машинка на веревочке для ребенка. А может, камень, обвязанный веревкой и используемый в качестве якоря?

2. Изменение ракурса

Пусть ребенок попробует представить себе рисунок с точки зрения смотрящего сверху, снизу, с необычного ракурса, очень большим или очень маленьким, в необычной ситуации, и т. д.

3. Случайный импульс

Возьмите произвольное слово (из журнала или книги, любой предмет в комнате или просто из головы) и каким-то образом привяжите его к картинке. Как угодно! Затем, то же самое попробуйте проделать с двумя, а потом тремя словами сразу – это поможет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше. Например, слово "размытая". Первая мысль, которая приходит в голову почти сразу - озеро с втекающим в него ручейком. Подумав еще, можно додуматься до заглушки в ванную на веревочке (ассоциативная связь через слово вода и мыться).Посмотрев на будильник - часы - маятник. Мысль: Маятник настенных часов во время землетрясения. Посмотрев на телефон, подумать, что это, возможно, телефонный аппарат с проводом к трубке.

4. Трислова.

Использование не одного, а трех слов сразу. Позволяет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше. Увеличение слов до трех увеличивает возможное количество вариантов. С помощью друдлов можно закреплять с детьми понятия: звук, слог, слово, предложение.

4. Заключение

Смысл друдлов – придумать, как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить массу информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.

Друдл – это не только занимательная головоломка для ребёнка, но и весёлое занятие для всей семьи, увлекательный конкурс на праздники для дружной компании. Это удивительная методика обеспечивает фактически неограниченный полёт фантазии для генерации креативных идей, развития образности речи, гибкого мышления и творческих способностей. Она, безусловно, объединяет детей и взрослых.

Очень важно, что работая с технологией «Друдлы», вместе с детьми развиваются и сами педагоги. Ведь по большей части у нас всех сформировано мышление, которое подразумевает поиск одного единственно верного решения. В свою очередь и детей мы оцениваем соответственно: либо ты ответил правильно, либо ответ неверный.

А современная жизнь и вызовы социума требуют разнонаправленного, творческого мышления, т. е. чтобы мы могли осуществлять поиск множества решений для одной задачи.

Достигнутые результаты применения техники «Друдлы»:

• Эффективность использования Друдлов в образовательной деятельности для развития гибкости и креативности мышления я исследовала посредством психологической диагностики. Я определяла уровень воображения у воспитанников старшей группы до применения друдлов (в начале учебного года) и после (в конце учебного года) с применением техники «друдлы». В результате проведенного исследования была получена очевидная положительная динамика в развитии дивергентного мышления у детей. Дети легко вспоминают и зарисовывают сюжеты из жизни и игр.

• Самостоятельно придумывают разнообразные сюжеты в изобразительной деятельности.

• Качественно и количественно обогатился словарный запас детей.

• Сформирована способность к речевому описанию сюжета.

Активизирована фантазия, воображение.

Опираясь на мой практический опыт с технологией Друдлы, я могу сделать вывод о значительной эффективности методики и рекомендовать Друдлы коллегам к применению в профессиональной деятельности, так как при минимуме затрат (финансы, время, трудоемкость) они получат максимальный результат, выражающийся в уровне развития воспитанников ДОУ.

В заключение, мне хочется призвать вас: «Учитесь сами видеть необычное в обычном и учите этому детей».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антропова Е. Интерактивная игра «Друдлы»/Е. Антропова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www/maam.ru/detskijsad/interaktivnaja-kvestigra-razvedchiki-podgotovitelnaja-grupa.html

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

3. Воскресенская С. А. Методическая разработка «Друдлы: отдыхаем, играем, творим» / С. А. Воскресенская, Е. В. Палочкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnayarabota/2021/02/26/metodicheskaya-razrabotka-drudly-otdyhaem-igraem-tvorim (дата обращения: 06.11.2022).

4. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей/ О. Антонова. - Новосибирск 2008.-270с.

5. Богоявленская Д. Б. «Психология творческих способностей» 2002 г.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л. С. Выготский – Спб. : Союз, 2007.- 370с.

7. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»; Москва 2000 г.

8. Рубанцев В. «Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки»; Издательство: БХВ-Петербург; 2017г, 128 с.

9. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. ФГОС» Москва: Мозаика-Синтез 2017г.

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Увлекательные друдлы» в образовательной деятельности и режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 ноября 2024 в 19:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Увлекательные друдлы» в образовательной деятельности и режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сергеевна Безродняя в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД