Екатерина Демченко
Познавательное развитие детей младшего возраста посредством интеллектуальных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 20 поселка Степной муниципальное образование Ейский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
Воспитатель: Демченко Екатерина Николаевна
2022г
Оглавление
Пояснительная записка 5
1. Виды интерактивных игр 8
2. Программы для создания интерактивных игр 10
Публикация «Познавательное развитие детей младшего возраста посредством интеллектуальных игр» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. Методика проведения интерактивной игры 12
4. Медиатека интерактивных упражнений и игр 15
Заключение 16
Список литературы 17
Предисловие
Методическая разработка содержит материал, предназначенный для того, чтобы реализовать познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста. В ходе освоения интерактивной игры у дошкольника возникают новые знания и опыт, которые появляются вследствие игрового взаимодействия. Интерактивные игры используют для обучения детей. Дети нового поколения хорошо приспосабливаются к цифровому пространству. Разум дошкольника способен воспринимать большой объем зрительной информации. Например: картинок и рисунков.
Это пособие может быть полезным для совместных действий взрослого и ребенка. В учебном процессе пособие является демонстрационным материалом и применяется для того, чтобы создать игровую мотивацию и решать проблемные ситуации.
Пособие создано в виде медиатеки игр.
Данное пособие удобное, как для педагогов, так и для детей. В процессе работы ребенок выполняет задачи, систематизирует, изучает, фиксирует информацию в процессе работы.
Пояснительная записка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Основу активной, инициативной, творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития познавательных интересов детей. Эти направления нашли отражение в трудах таких авторов как: А. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др. На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) все более активно внедряются в процесс образования. На ступени дошкольного образования интерактивные игры могут стать помощником в организации познавательного развития.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через нее. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Ребенок получает информацию через познавательные процессы : восприятие, мышление, воображение, ощущение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир. Интерактивная дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность – инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности, дети также воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.
С помощью интерактивных игр можно добиться выполнения следующих функций:
- образовательная функция предполагает усвоение воспитанниками общих правил работы с учебным материалом и умелом использовании этих правил при решении других задач;
- развивающая функция заключается в развитии у детей интеллектуальной сферы : мыслительных процессов, внимания, памяти;
- воспитывающая функция позволяет формировать положительное отношение не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения, что является в дальнейшем важным компонентом при подготовке дошкольника к обучению в школе.
Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие ФГОС ДО.
С помощью интерактивных и мультимедийных средств, возможно моделировать различные ситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т. д.
Дети младшего дошкольного возраста начинают проявлять активный интерес к предметам и явлениям предметно-пространственной развивающей среды, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; формируются умения определять цвет, величину, форму, вес предметов, расположение их по отношению к ребенку; знакомятся с материалами и их свойствами; учатся группировать и классифицировать знакомые предметы.
Работу с интерактивными играми можно организовать в разных формах: индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач; для решения заданий в паре используется парная форма; при использовании групповой формы, детей делят на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.
Новизна предлагаемого материала заключается в использовании дидактических интерактивных игр для детей младшего дошкольного возраста, что позволит совершенствовать формы, методы, приемы работы по применению новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.
Цель работы – обеспечить познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование интерактивных дидактических игр в образовательном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) познакомиться с передовым педагогическим опытом использования интерактивной игры как средства познавательной активности детей младшего дошкольного возраста;
2) создать медиатеку интерактивных игр для детей младшего дошкольного возраста.
В данной методической разработке представлена работа по применению интерактивных игр в образовательной деятельности в ДОУ. В разработке описана методика применения интерактивных игр в ДОУ, рассмотрены преимущества применения интерактивных игр в образовательном процессе.
Практическая значимость методической разработки заключается в том, что ее материалы могут быть использованы педагогами и специалистами дошкольных образовательных организаций в образовательном процессе при развитии познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста.
Практическое применение интерактивных дидактических игр не только обогатят предметно-развивающую среду детского сада, но и значительно повысят эффективность усвоения материала дошкольниками, устойчиво мотивируют их к дальнейшему получению новых знаний, реализуя основную цель, которую ставит перед педагогами концепция модернизации российского образования, – подготовка разносторонне развитой личности.
1. Виды интерактивных игр
Интерактивные игры, использующиеся в зависимости от образовательной области:
1. Интерактивные игры, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни, развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту.
2. Интерактивные игры, направленные на формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, воспитание умения правильно вести себя в природе, воспитание любви к природе, желания беречь ее.
3. Интерактивные игры, направленные на развитие элементарных математических представлений усвоение понятий формы, цвета, величины, числа и множества, пространства и времени.
4. Интерактивные игры, направленные на формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, толерантность.
5. Интерактивные игры, направленные на развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, приобщение к искусству, музыкальная деятельность, знакомство с художественной литературой.
6. Интерактивные игры, направленные на развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие навыков самообслуживания, формирование основ безопасности).
7. Интерактивные игры, направленные на развитие речи развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи (диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Интерактивные игры по функции :
1. Развивающие игры : направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения. В них нет четко выделенной дидактической задачи –они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. К этому виду относятся разнообразные графические редакторы («раскрашки» и «рисовалки», музыкальные редакторы, конструкторы сказок, работа с иллюстрациями и др.
2. Обучающие игры: ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на формирование у детей начальных математических представлений, обучением родному иностранному языкам, с эстетическим и нравственным воспитанием, с развитием речи и др.
3. Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенка-дошкольника. К таким играм относятся головоломки с одной или несколькими задачами, которые должен решить ребенок.
4. Игры-забавы: дают возможность ребенку в развлекательной форме полезно провести время. Здесь он может отправиться в увлекательное путешествие с любимым героем сказки или придумать дальнейшее развитие сюжета мультфильма.
2. Программы для создания интерактивных игр
В Интернете существуют готовые интерактивные игры и упражнения, доступные для свободного пользования, однако при необходимости не составит труда самостоятельно создать собственный продукт - интерактивную игру, которая будет соответствовать определенным целям, возрасту, направленности, тематике.
1. Программа компании Microsoft – PowerPoint. С помощью этой программы создаются презентации с различными анимационными эффектами.
2. Образовательная платформа LEARNIS. Уникальность платформы в том, что она обладает многофункциональностью. С её помощью можно создать образовательные квесты, дидактические игры, терминологические словари (флэш-карточки, интерактивное видео.
3. Wordwall.net – это многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Коллекция предлагаемых шаблонов дидактических игр весьма разнообразна и может быть использована для составления игр как по предметам естественно-научного цикла, так и для гуманитарных дисциплин. Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет : на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске. Печатные версии можно распечатать и использовать их в качестве самостоятельных учебных заданий.
4. Программа Genially – это онлайн-сервис для создания интересных, интерактивных, познавательных работ, в том числе и интерактивных плакатов, которые позволяют автоматизировать все этапы обучения: изложение нового материала, закрепление пройденного и контроль знаний.
5. Онлайн-сервис Renderforest, с помощью которого можно создать уникальную анимацию, презентацию, открытку или слайд-шоу по готовым шаблонам.
6. Программа NARAKEET, которая автоматически создает видеоклипы из слайдов презентации в формате Mp4 с возможностью скачивания на ПК, а также создает реалистичное повествование текста, указанного в заметках к слайдам.
7. Красочное удобное приложение для детей TuxPaint, в котором можно рисовать с музыкальным сопровождением и анимационными эффектами. Имеет простейший понятный интерфейс, большое количество заготовок и эффектов, а также функции для создания личных штампов и слайд-шоу из готовых работ. С этой предельно простой программой ребенок с в игровой форме не только создает рисунки, но и познает азы в работе за компьютером. Система подсказок, веселые анимационные и звуковые эффекты, а также забавный помощник пингвиненок Тукс очень нравятся юным художникам.
8. Ресурс LearningApps.org https://learningapps.org/. Данный ресурс является приложением сервиса Web 2.0. Ресурс дает возможность использовать готовые задания-тренажеры (доступно без регистрации, создавать новые задания-тренажеры на основе готовых, разрабатывать задания на основе имеющихся шаблонов, получать текстовые ссылки на задания и в виде QR-кода, кода для вставки на веб-страницу (доступно без регистрации, сохранять на ПК для использования задания офф-лайн, создавать рабочее пространство для работы с группой, использовать инструменты для работы и совместной работы (с некоторыми готовыми заданиями можно работать без регистрации).
Общие требования к созданию любой интерактивной игры.
• Основными компонентами интерактивной игры являются : игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактическая задача, оборудование, результат игры.
• Объекты, воспроизводимые на экране, должны быть достаточными по размеру, знакомы детям.
• Текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым.
• Задания должны быть занимательны, интересны, понятны, просты в управлении, а также соответствовать возрастным особенностям.
• Задания должны соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме.
3. Методика проведения интерактивной игры
Планируя образовательную деятельность с интерактивными играми, необходимо соблюдать следующие требования: определять цель применения ресурса в образовательном процессе; учитывать время и место использования и специфику материала; ориентироваться на возрастные особенности группы детей; отбирать текстовый материал так, чтобы не допустить перегруженности (он должен быть научным, доступным для понимания детьми, лаконичным и выразительным); продумывать композиционные решения подачи материала.
Игры, используемые в организации образовательной деятельности, должны быть познавательно-развивающего характера, хорошо оформлены графически, с качественным звуковым оформлением, достаточно простым сюжетом, небольшими по длительности и не сложным игровым процессом управления.
Важно также соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка: для проведения фронтальных занятий возможно использование мультимедийного проектора, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети должно составлять 2-2,5 метра. Презентационные материалы можно использовать во время организации образовательной деятельности, проведения досуговых мероприятий и организации самостоятельной деятельности детей для создания сюрпризных моментов, иллюстрации рассказов и сказок, музыкального сопровождения действий и движений. Не рекомендуется использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Использование интерактивных игр должно соответствовать дидактическим принципам.
1. Принцип доступности. Отбор наглядного материала, форм и методов организации образовательной деятельности в соответствии с уровнем подготовки детей, их возрастными особенностями.
2. Принцип систематичности и последовательности.
Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации и интерактивные игры подбираются в соответствии с тематическим планом.
3. Принцип научности. Помощь детям в усвоении реальных знаний, правильно отражающих действительность. Интерактивные игры дают возможность представлять реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
4. Принцип творческой активности. Использование ИК-технологий, стимулирует познавательную активность детей, повышает интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
5. Принцип наглядности. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим необходимо использовать мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, интерактивные игры.
Принципы использования интерактивных игр
- индивидуальный подход;
- высокое качество педагогического процесса;
- профессионализм и ответственность педагогов;
- сохранение здоровья ребенка;
- временной регламент согласно рекомендациям САНПИн.
Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной. Например, такая игра может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания при повторении и обобщении изученного материала. Интерактивные мультимедийные игры, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Интерактивная игра дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к коррекционной практике
Алгоритм проведения интерактивной игры
1. Подбор интерактивной игры, возможна предварительная работа.
2. Знакомство детей с целью игры, правилами и инструкцией. Информация доносится четко и доступно.
3. Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры. При затруднительных моментах педагог корректирует действия детей.
4. Подведение итогов игры. После проведения интерактивной игры проводится анализ результатов, который включает рефлексию эмоционального и содержательного аспекта.
4. Медиатека интерактивных упражнений и игр
После анализа методической литературы, изучения передового педагогического опыта воспитателей дошкольных образовательных организаций по интересующей проблеме была составлена медиатека интерактивных упражнений и игр, которые направлены на познавательное развитие детей младшей дошкольной группы.
1. Ссылки на онлайн-игры для детей младшего дошкольного возраста :
-https://kids-smart.ru/exercises/groups/2-years?ysclid=latbh0cmp7915905071
- https://iqsha.ru/uprazhneniya?utm_content=button
- https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej
- https://igraem.pro/
- https://bobik.net/igri-razvivaushie-dlya-detei
- https://chudo-udo.info/
2. Интерактивные игры и упражнения (Приложение 1)
Заключение
Таким образом, нельзя недооценивать применение метода интерактивных игр в образовательном процессе дошкольного образования. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей, способствует познавательному развитию.
Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью, повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания; развивается мелкая моторика детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой. При этом происходит формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т. к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а также активизирует умственную деятельность, повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно; формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли; побуждение детей к познавательной деятельности.
Список литературы
1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. М. : Айриспресс, 2008 – 208с.
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 2017г., № 5
3. Интернет-ресурс https://learningapps.org/
4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2017
5. Кащук Ю. О. Вопросы использования ИКТ в развитии и обучении детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psychology.snauka.ru/2016/01/6214. - 18.11.2017.
6. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : Учеб. -метод. пособие /Киселева Л. С. 2010 —242с.
7. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] : Учеб. -метод. пособие /Комарова Т. С. М, 2017 – 44с.
8. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание, 2016г., № 11
9. Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст] : учеб. для вузов /Новосёлова С. Л. М. : Новая школа, 2017 – с. 3941
10. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М., [Электронный ресурс] - Режим доступа: file :///C :/Users/RANBOYSE/Desktop/Part1_c.0-43.pdf. - 19.11.2022.
11. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".)
12. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2018
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : ФГОС ДО – 2013. Введ. 2013 –17—10—М. : Издво «Просвещение», 2013.
14. https://uti-puti.com.ua/kiev_kids.php?cat=7051
15. https://583.tvoysadik.ru/?section_id=93&ysclid=latid7mkz3466897982
16. https://dsladuchki21.caduk.ru/p158aa1.html?ysclid=latjazth63449449927
17. https://zharkovaoksana.ru/?page_id=99&ysclid=laxtg50bsn549644209
18. https://kladraz.ru/blogs/natalja-viktorovna-burdeinaja/ispolzovanie-interaktivnyh-multimediinyh-igrovyh-posobii-v-razviti-doshkolnikov.html?ysclid=laxvfqqiiq722159057
19. https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-igry-kak-sredstvo-povysheniya-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov?ysclid=laxvg9lmrp832082669
20. https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-primenenie-interaktivnyh-igr-v-obrazovatelnoi-dejatelnosti-dou.html?ysclid=laxvgwpdzz976444233