Громова Алена Валериевна
Конспект НОД «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Удивительные камни"
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть - тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Публикация «Конспект НОД „Удивительные камни“» размещена в разделах
Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.
Демонстрационный и раздаточный материал.
1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
2. Сундучок ощущений.
3. Набор камней на каждого ребенка.
4. Лупы.
5. Стакан с водой, ложка.
6. Большие подносы.
7. Салфетки маленькие.
8. Салфетки большие.
9. Коробка с ячейками.
Предварительная работа. Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.
Словарная работа. Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Ход:
Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит сундучок ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет.
Воспитатель: Ребята, с чем же мы будем сегодня делать опыты?
Дети: с камнями.
Воспитатель: Я прошу вас поудобнее садиться за столы. Сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: ребята, скажите мне, “Все камни одинакового размера?”
Дети: Нет, они все разные.
Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: ребята, «Что интересного вы увидели, рассматривая камни?»
Дети: ямочки, узоры и т. д.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные. У меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весы?
Дети: весы все взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Воспитатель: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?
Дети: они утонут, станут мокрыми
Воспитатель: Давайте, мы с вами это сейчас проверим.
Опыт № 6. Плавучесть.
Дети осторожно кладут камни в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Воспитатель: Ребята! Давайте мы все вместе сделаем важный вывод о свойствах камней? (дети вспоминают все свойства камней) А сейчас вам нужно привести свое рабочее место в порядок, воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку камней.