Громова Алена Валериевна
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа);
СЕНТЯБРЬ
ОПЫТ № 1 «Песчаный конус»
Цель: Установить свойства песка.
Материалы. Сухой песок.
Ход: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплавы; движение песка похоже на течение.
Вывод: Песок может двигаться.
Публикация «Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)» размещена в разделах
ОПЫТ № 2 «Водопроницаемость песка и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка и глины; развивать познавательный интерес.
Материал: песок, глина, вода, деревянная палочка, прозрачные стаканчики.
Ход: Аккуратно налить воду в стаканчик с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым) Куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.) попробовать воткнуть палочку в песок. В какой песок она легче входит: в мокрый или сухой? Затем налить воду в стакан с глиной. Как впитывается вода: быстро или медленно? (медленнее, чем в песок.) часть воды остается наверху, на глине. Воткнуть палочку в стакан с водой. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. Вывод: песок быстрее пропускает воду, чем глина.
ОКТЯБРЬ
ОПЫТ № 1 «Свойства воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы: Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Ход: В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Вкус воды.
Цель: Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы: Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Ход: Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее
добавлено.
Запах воды.
Цель: Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы: Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Ход: Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Цвет воды.
Цель: Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы: Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Ход: Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
ОПЫТ № 2 «Живая вода»
Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.
Материал: вода, ваза, веточки сирени или березы.
Ход: Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
НОЯБРЬ
ОПЫТ № 1 «Измерение размеров изображения с помощью различных линз»
Цель: познакомить с оптическим прибором - линзой, сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения, развивать познавательную активность.
Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, веточки, травинки, волос.
Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через линзу.
Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того какая используется линза.
ОПЫТ № 2 «Как обнаружить воздух»
Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Ход: 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими
предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха. Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке, и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее - он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.
ДЕКАБРЬ
ОПЫТ № 1 «Снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием
температуры».
Цель: развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Ход: Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.
Вывод: вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.
ОПЫТ № 2 «Зависимость таяния снега от температуры»
Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
Материалы: Снег, тарелка
Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?
2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?
Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.
ЯНВАРЬ
ОПЫТ № 1 «Сколько воздуха в лёгких»
Цель: сформировать у детей представления об организме человека (о строении собственного тела)
Материалы: Пустая пластиковая бутылка, таз, вода, длинная трубочка от медицинской капельницы.
Ход: Наполните доверху пластиковую бутылку водой, закройте крышкой. Затем
опустите бутылку горлышком в ёмкость с водой, снимите крышку (бутылку необходимо держать под водой, вставьте в горлышко под водой трубку от медицинской капельницы. Устройство готово. Попросите ребёнка набрать в лёгкие как можно больше воздуха и дуть изо всех сил в шланг. Воздух будет из лёгких поступать в бутылку и вытеснять воду, то есть в верхней части бутылки будет образовываться пустота. Чем больше воздуха ребёнок сумел набрать в свои лёгкие за один вдох, тем больше воды он сумеет вытеснить из бутылки.
Вывод: Воздух вытесняет воду.
ОПЫТ № 2 «Волшебное зеркало» (конспект) Цель: Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей
с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
ФЕВРАЛЬ
ОПЫТ № 1 «Извержение вулкана»
Цель: Познакомить детей с природным явлением - вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
Материалы: пищевая сода, уксус, гуашь красного цвета, стеклянная баночка, фольга, вода, поддон, пластмассовые ложки.
Ход: сода и уксус вступают в химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета. Проведя данный опыт, можно увидеть, как извергается вулкан. Это значит, что можно самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.
Вывод: Когда сода смешивается с уксусом, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.
ОПЫТ № 2 «Лабиринт»
Цель: Установить, как растение ищет свет.
Материалы: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном - отверстие.
Ход: В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).
Вывод: Много света - растению хорошо, оно зеленое; мало света - растению плохо.
МАРТ
ОПЫТ № 1 «Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: познакомить с зависимостью состояния почвы от погодных условий.
Ход. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло - коричневая, полить землю из лейки (как будто прошел дождь, предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
ОПЫТ № 2 «Где лучше расти?»
Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.
Материалы: Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.
Ход: Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе - растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).
Вывод: Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.
АПРЕЛЬ
ОПЫТ № 1 «Что нужно для питания растения?»
Цель: Установить, как растение ищет свет.
Материалы. Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера, лейкопластырь.
Ход: Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.
Вывод: Без света питание растений не образуется.
ОПЫТ № 2 «Какое значение имеет размер семян?»
Цель: Показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.
Ход: Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.
Вывод: всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких: среди последних, многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких - маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 2-4 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.
МАЙ
ОПЫТ №1 «Музыка или шум?»
Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки
Материалы: Металлофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.
Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают 1-2 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию, дети пробуют её узнать. Педагог выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику? (нет). Как назвать то, что получится? (шум). Дети рассматривают коробочки со звуками, заглядывают в них и
определяют, одинаковые ли будут звуки. (Нет, так как разные предметы «шумят» по-разному) Затем дети извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза. Остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок угадывает название музыкального инструмента.
Вывод: Звук можно извлечь из музыкальных инструментов.
ОПЫТ №2 «Как солнце высушивает предметы?»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.
Материалы: Кукольное белье, таз с водой, лейка с водой
Ход: повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых построено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: солнце нагревает предметы.