МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к овладению письмом посредством игр и упражнений

Вера Москаленко
Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к овладению письмом посредством игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

МКУ «Управление образования Чегемского муниципального района»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства работников дошкольного образования

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к овладению письмом

посредством игр и упражнений»

Выполнил (а) :

Москаленко Вера Николаевна

(Ф. ИО.)

воспитатель МКДОУ «ЦРРДС «Звёздный»

Чегемского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики

Темочки:

(наименование ДОО)

г. п. Чегем

Введение

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движения пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Что такое моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти рук. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная подготовка.

Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Начало обучения письму - очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисования, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования, лепки, при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Но этого недостаточно, так как без четкого руководства взрослого графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму, и может иметь следующие трудности:

- низкий темп письма;

- быструю утомляемость при письме;

- неровную «дрожащую» линию;

- трудности в написании овалов;

- слишком сильный нажим;

- трудности в воспроизведении формы графических элементов;

- несоблюдение графических элементов;

- сползание букв со строки;

- массу ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.

Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребёнка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов и т. п.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью нужно развивать движение его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координация движений. Все это – основные составляющие овладения письма.

Уровень развития мелкой моторики, является одним из важных показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению.

Исследования многих ученых (В. М. Бехтерев, Н. Ш Кольцова, М. В. Фолина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письма и рисования, но и тесно связано с развитием речи.

I глава

Обоснование методической разработки

Выбор темы данного исследования не случаен и обусловлен рядом причин.

Во-первых, родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей младшего возраста показало, что 80% детей имеют низкий уровень, а 20% средний уровень развития мелкой моторики рук.

А в старшем дошкольном возрасте это один из показателей интеллектуальной готовности к школе, и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.

Во-вторых, если будут развиваться пальцы рук, то будут развивать речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и когнитивное развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие основных психических процессов, особенно, речи – процесса, без которого невозможно полноценное общение ребёнка с окружающим миром, что также является одним из основных факторов успешного обучения ребёнка в школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет более развитый мозг, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, монологическая связная речь.

В-третьих, актуальность работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в данный период роста ребёнка интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира, включая сенсорные основы познания (зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения).

Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки, и как следствие активизации когнитивного развития детей дошкольного возраста.

В работе с детьми применяю различные инновационные технологии, однако приоритетной для меня является технология-

«Развития речи ребенка дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Новизна опыта состоит в разработке системы, методов, приёмов, форм работы по развитию мелкой моторики и успешному овладению письмом, а также развитию речи детей.

Объект изучения: процесс развития мелкой моторики руки детей, подготовка руки к письму.

Предмет изучения: комплекс игр и упражнений по организации процесса развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Цель работы: выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики руки, подготовки руки к письму.

Задачи:

• Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

• Повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями;

• Изучить игровые технологии в развитии графомоторных навыков для детей дошкольного возраста;

• исследовать эффективность использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у дошкольников.

Образовательные:

• Учить обводить контуры предмета по точкам;

Формировать поэтапно графические навыки у детей.

Формировать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Развивающие :

Развивать умение производить точные движение кистью и пальцами рук, стимулировать тактильные ощущения детей.

Воспитательные:

• Воспитывать волевые качества ребенка и уважительное отношение к своему и чужому труду.

Практическая значимость заключается в следующем:

1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, подготовки руки к письму, включающие различные виды детской деятельности.

2. Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики руки и подготовки руки к письму (игры, упражнения).

3. Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук и с помощью диагностик выявлена результативность достигнутых результатов (Приложение 1).

4. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук.

II глава

Первое, с чего я начала работу по развитию мелкой моторики у детей, с создания предметно-развивающей среды.

В группе в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по данной теме. (Приложение 2)

В своей деятельности использую разнообразные методы и приё мы работы с детьми:

1. Пальчиковые игры.

Хорошим средством для развития мелкой моторики, являются пальчиковые игры.

2. Игры с предметами.

Игры с бытовыми предметами, такими как прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, нитки, крышки повышают интерес детей к занятиям, развивают подвижность пальцев рук, мелкую моторику.

Деревянные матрёшки, мозаики, конструкторы, счётные палочки – прекрасное средство для развития ручных умений ребёнка и его мышления.

3. Развивающие игры с крупами

Любят дети маме на кухне помогать,

фасоль, горох и рис с ней перебирать.

4. Шнуровки и застёжки

Одним из способов развития мелкой моторики, которым увлекаются дети, является застёгивание и расстёгивание различных застёжек и шнуровка.

5. Изобразительная деятельность.

Развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют занятия по лепке, рисованию, аппликации, конструированию, нетрадиционные техники рисования.

Ну и что же тут скрывать,

Ведь все любят рисовать:

На бумаге, на песке, на снегу и на крупе.

6. «Рука-артистка»

Важная роль в данной технологии отводится использованию различных видов театров (пальчиковый, настольный, театр на магнитной доске и т. д.).

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант – и всё в порядке!

7. Упражнения с малыми мячами.

Значительное место в работе с детьми занимают упражнения с малыми мячами.

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

8. Графические упражнения.

В работе с детьми старшей, подготовительной групп использую графические упражнения. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

9. Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

(Приложение 3,4)

Успешное развитие мелкой моторики дошкольников достигается в тесном сотрудничестве воспитателя с родителями. С этой целью провожу консультации «Что такое мелкая моторика и почему важно её развитие»; «Влияние нетрадиционной, художественной деятельности на развитие мелкой моторики» и т. д.

Для реализации данной темы мною разработана «Программа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста «Ловкие ладошки»».

Пояснительная записка

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки : это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.

Учебный план

Количество занятий в месяц 4

Количество занятий в год 36

Структура занятий:

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками (Приложение 2).

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка (Приложение 3).

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

Продолжительность занятия:

Занятия проводятся по 25-30 минут

Задачи:

- развитие логики и логического мышления;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие устойчивого внимания;

- обучение умению ориентироваться на листе в клеточку.

Цели:

- подготовка руки ребёнка к письму;

- формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков;

- воспитание творческой активности;

- развитие зрительного восприятия.

Ожидаемый результат:

- укрепить мышечный тонус кисти рук;

- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;

- снизить утомляемость и повысить работоспособность.

Перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики»

2.1. Октябрь

1. Тема «Страна Игралочка».

Цель: Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме : правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики знакомятся».

3. Гимнастика с мячами.

4. Самомассаж ладоней и пальцев руки.

5. Графическое упражнение : собери бусы на нитку, раскрась их, поставь в центре каждой бусинки точку.

6. Графическое упражнение «Дождик» (вертикальные палочки)

7. Работа со счётными палочками(«Заборчик», «Дождик»).

8. Массаж карандашом.

2. Тема «Умный карандаш».

Цель: Научить начинать движения в определённой точке и вести руку в определённом направлении. Совершенствовать умение детей ориентироваться на листе бумаги и в окружающем пространстве. Закрепить понятия: «верх», «низ», «справа», «слева».

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Отгадывание загадки про карандаш.

3. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

4. Игра-упражнение «Тихо-громко».

5. Игра с камешками: правой рукой выложить камешки по одному из тарелки, левой рукой сложить их обратно в тарелку (затем чередование рук).

6. Массаж ладоней карандашом.

7. Графическое упражнение : нарисуем зёрнышки и червячков цыплёнку.

2.2. Ноябрь 3. Тема «На даче».

Цель: Научить рисовать прямую вертикальную линию. Закрепить сведения, что все вертикальные штрихи пишутся сверху вниз. Следить за позой ребёнка, положением бумаги и карандаша.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж пальцев рук карандашом.

3. Подвижная игра «Шофёры» (дети двумя руками накручивают на палочку верёвку, к концу которой привязана машина).

4. Графическое упражнение : почини забор и дострой будку для Шарика.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

6. Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски».

7. Графическое упражнение : обведи и раскрась овощи. Что лишнее? Почему?

4. Тема «Город».

Цель: Научить рисовать прямую горизонтальную линию. Закрепить, что все горизонтальные штрихи пишутся слева на право.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев руки щёткой-ёжиком.

3. Графическое упражнение : нарисуй пешеходный переход по образцу.

4. Подвижная игра «На шоссе».

5. Проведи машинку по улицам города (пространственная ориентировка).

6. Сложи из счетных палочек (по образцу).

7. Графическое упражнение : обведи по пунктиру машину и закрасить её.

2.3. Декабрь 5. Тема «Весёлый художник».

Цель: Научить рисовать прямую наклонную линию. Закрепить полученные сведения, что все наклонные штрихи пишутся сверху вниз.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев «каштаном» (шарик с шипами).

3. Вырезывание ножницами «Резные снежинки»

4. Графическое упражнение : «Снег идёт».

5. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

6. Графическое упражнение : обведи по пунктиру ёлочную игрушку и аккуратно закрась.

6. Тема «Подарки лесного гномика».

Цель: дать понятие о параллельных и непараллельных линиях. Научить рисовать прямые параллельные линии.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).

3. Подвижная игра «Ёжик и барабан».

4. Графическое упражнение : «Распили» полено.

5. Пальчиковая гимнастика «Снежный кролик».

6. Графическое упражнение : обведи ёлочку;

заштрихуй игрушки прямыми параллельными линиями.

2.4. Январь 7. Тема «Зимушка-зима».

Цель: Научить рисовать круги и овалы.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).

3. Подвижная игра «Снежная баба».

4. Графическое упражнение : раскрути спираль, закрути спираль.

5. Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Ёлочка».

6. Графическое упражнение : помоги бабушке смотать нитки в клубки.

7. Сложи из счетных палочек ёлочку, снежинку.

2.5. Февраль 8. Тема «Дикие птицы».

Цель: Научить рисовать верхние полуовалы с разными направлениями движений.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки.

3. Графическое упражнение : научи птенчика прыгать.

4. Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».

5. Графический диктант «Гусь» (количество клеток и направление указывается).

6. Вырезывание ножницами «Звезда для папы».

9. Тема «Дом».

Цель: Научить рисовать наклонные параллельные линии.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук карандашом.

3. Подвижная игра «Как живёшь?»

4. Графическое упражнение : дорисуй доски на крыше.

5. Пальчиковая гимнастика: «Дом, ворота», «Наша квартира».

6. Графический диктант «Домик» (количество клеток и направление указывает воспитатель).

7. Графическое упражнение : обведи шторы и заштрихуй их наклонными параллельными линиями.

2.6. Март 10. Тема «Золотая рыбка».

Цель: Научить рисовать нижние полуовалы с разными направлениями движений.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж пальцев рук колечками.

3. Графическое упражнение : нарисуй морские волны.

4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

5. Графическое упражнение : дорисуй чешую у золотой рыбки.

6. Сложи из счетных палочек рыбку (по образцу).

7. Обрывание бумаги «Букет для мамы» (аппликация).

8. Упражнение «Бабушкин клубочек», «Проведи по лабиринту».

2.7. Апрель

11. Тема «Путешествие».

Цель: Научить рисовать зигзаги. Закрепить свободное передвижение руки по строке слева направо.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев «каштаном» (шарик с шипами).».

4. Графические упражнения :

помоги водителю проехать по дороге с горками;

проведи кораблик по ручейку;.

5. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня…».

6. Графическое упражнение : заштрихуй машины.

Что лишнее? Почему?

7. Сложи из счетных палочек машину, кораблик, самолёт.

12. Тема «Посуда».

Цель: Научить рисовать полуовалы определённой величины в строке.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).

4. Графическое упражнение : обведи узоры на подносах (узоры состоят из полуовалов);

5. Пальчиковая гимнастика «Помощники».

6. Графическое упражнение : обведи и раскрась только посуду.

7. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

8. Графическое упражнение : нарисуй пиалы на строке (рисование полуовалов определённой величины в строке).

2.8. Май 13. Тема «Лето».

Цель: научить рисовать линии определённой величины в строке и свободно передвигать руку по строке, объяснить, что такое строка, верхняя и нижняя линии, ограничивающие строку, где середина строки и как должны располагаться элементы на строке.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Графические упражнения :

· назови эти фигуры;

· нарисуй внутри больших фигур меньшие.

3. Подвижная игра «Гусеница».

4. Пальчиковая гимнастика «Помощники».

5. Графические упражнения :

нарисуй маленькую травку;

· нарисуй высокую травку;

· нарисуй большую и маленькую травку.

Заключение:

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребё нку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки; у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений; дети стали более внимательны, усидчивы, пополнился словарный запас.

Как показали мои наблюдения, игры, упражнения, проводимые систематически, с самого раннего возраста в детском саду, во время прогулок, во дворе, во время выездов на природу, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить из пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. А самое главное – когда дети переступают порог школы, у них не возникает трудностей при овладении красивым чётким письмом.

Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем.

Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности, выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников.

Планирую и в дальнейшем накапливать практические знания по данной проблеме.

Список использованных источников.

2. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М. : Просвещение, 1974. - С. 12-25.

3. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи. - М. : Просвещение, 2009. - 196 с.

4. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009. - 143 с.

5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2009. - 192 с.

6. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.

7. Винарская Е. Н. Дизартрия. - М. : Изд-во АСТ, 2011. - 183 с.

8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И. В. Дубровина. - М. : Академия, 2010. - 368 с.

1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.baby2000.ru/um/motorika.html

2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132

3. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm

Публикации по теме:

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда»Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда» Проект в ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики через Бизиборд» I.Структура проекта: Актуальность В дошкольном образовательном учреждении.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Рисуем зиму пальчиками и ладошками»Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Рисуем зиму пальчиками и ладошками» Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование. Одним из способов развития мелкой моторики является нетрадиционное рисование.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки»Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки» Добрый вечер уважаемые коллеги. Сегодня хотелось бы поделится с вами как, я провела родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к овладению письмом посредством игр и упражнений
Опубликовано: 23 мая 2021 в 16:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к овладению письмом посредством игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Вера Москаленко (УИ 37899) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД