Вера Москаленко
Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к овладению письмом посредством игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
МКУ «Управление образования Чегемского муниципального района»
Муниципальный конкурс профессионального мастерства работников дошкольного образования
Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к овладению письмом
посредством игр и упражнений»
Выполнил (а) :
Москаленко Вера Николаевна
(Ф. ИО.)
воспитатель МКДОУ «ЦРРДС «Звёздный»
Чегемского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики
Темочки:
(наименование ДОО)
г. п. Чегем
Введение
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движения пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Что такое моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти рук. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная подготовка.
Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.
Начало обучения письму - очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисования, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования, лепки, при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Но этого недостаточно, так как без четкого руководства взрослого графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму, и может иметь следующие трудности:
- низкий темп письма;
- быструю утомляемость при письме;
- неровную «дрожащую» линию;
- трудности в написании овалов;
- слишком сильный нажим;
- трудности в воспроизведении формы графических элементов;
- несоблюдение графических элементов;
- сползание букв со строки;
- массу ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.
Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребёнка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов и т. п.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью нужно развивать движение его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координация движений. Все это – основные составляющие овладения письма.
Уровень развития мелкой моторики, является одним из важных показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению.
Исследования многих ученых (В. М. Бехтерев, Н. Ш Кольцова, М. В. Фолина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письма и рисования, но и тесно связано с развитием речи.
I глава
Обоснование методической разработки
Выбор темы данного исследования не случаен и обусловлен рядом причин.
Во-первых, родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей младшего возраста показало, что 80% детей имеют низкий уровень, а 20% средний уровень развития мелкой моторики рук.
А в старшем дошкольном возрасте это один из показателей интеллектуальной готовности к школе, и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.
Во-вторых, если будут развиваться пальцы рук, то будут развивать речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и когнитивное развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие основных психических процессов, особенно, речи – процесса, без которого невозможно полноценное общение ребёнка с окружающим миром, что также является одним из основных факторов успешного обучения ребёнка в школе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет более развитый мозг, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, монологическая связная речь.
В-третьих, актуальность работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в данный период роста ребёнка интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира, включая сенсорные основы познания (зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения).
Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки, и как следствие активизации когнитивного развития детей дошкольного возраста.
В работе с детьми применяю различные инновационные технологии, однако приоритетной для меня является технология-
«Развития речи ребенка дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Новизна опыта состоит в разработке системы, методов, приёмов, форм работы по развитию мелкой моторики и успешному овладению письмом, а также развитию речи детей.
Объект изучения: процесс развития мелкой моторики руки детей, подготовка руки к письму.
Предмет изучения: комплекс игр и упражнений по организации процесса развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Цель работы: выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики руки, подготовки руки к письму.
Задачи:
• Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
• Повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями;
• Изучить игровые технологии в развитии графомоторных навыков для детей дошкольного возраста;
• исследовать эффективность использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у дошкольников.
Образовательные:
• Учить обводить контуры предмета по точкам;
• Формировать поэтапно графические навыки у детей.
• Формировать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Развивающие :
• Развивать умение производить точные движение кистью и пальцами рук, стимулировать тактильные ощущения детей.
Воспитательные:
• Воспитывать волевые качества ребенка и уважительное отношение к своему и чужому труду.
Практическая значимость заключается в следующем:
1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, подготовки руки к письму, включающие различные виды детской деятельности.
2. Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики руки и подготовки руки к письму (игры, упражнения).
3. Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук и с помощью диагностик выявлена результативность достигнутых результатов (Приложение 1).
4. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук.
II глава
Первое, с чего я начала работу по развитию мелкой моторики у детей, с создания предметно-развивающей среды.
В группе в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по данной теме. (Приложение 2)
В своей деятельности использую разнообразные методы и приё мы работы с детьми:
1. Пальчиковые игры.
Хорошим средством для развития мелкой моторики, являются пальчиковые игры.
Игры с бытовыми предметами, такими как прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, нитки, крышки повышают интерес детей к занятиям, развивают подвижность пальцев рук, мелкую моторику.
Деревянные матрёшки, мозаики, конструкторы, счётные палочки – прекрасное средство для развития ручных умений ребёнка и его мышления.
3. Развивающие игры с крупами
Любят дети маме на кухне помогать,
фасоль, горох и рис с ней перебирать.
4. Шнуровки и застёжки
Одним из способов развития мелкой моторики, которым увлекаются дети, является застёгивание и расстёгивание различных застёжек и шнуровка.
5. Изобразительная деятельность.
Развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют занятия по лепке, рисованию, аппликации, конструированию, нетрадиционные техники рисования.
Ну и что же тут скрывать,
Ведь все любят рисовать:
На бумаге, на песке, на снегу и на крупе.
6. «Рука-артистка»
Важная роль в данной технологии отводится использованию различных видов театров (пальчиковый, настольный, театр на магнитной доске и т. д.).
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!
7. Упражнения с малыми мячами.
Значительное место в работе с детьми занимают упражнения с малыми мячами.
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
8. Графические упражнения.
В работе с детьми старшей, подготовительной групп использую графические упражнения. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
9. Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
(Приложение 3,4)
Успешное развитие мелкой моторики дошкольников достигается в тесном сотрудничестве воспитателя с родителями. С этой целью провожу консультации «Что такое мелкая моторика и почему важно её развитие»; «Влияние нетрадиционной, художественной деятельности на развитие мелкой моторики» и т. д.
Для реализации данной темы мною разработана «Программа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста «Ловкие ладошки»».
Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки : это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Учебный план
Количество занятий в месяц 4
Количество занятий в год 36
Структура занятий:
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками (Приложение 2).
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка (Приложение 3).
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
Продолжительность занятия:
Занятия проводятся по 25-30 минут
Задачи:
- развитие логики и логического мышления;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие устойчивого внимания;
- обучение умению ориентироваться на листе в клеточку.
Цели:
- подготовка руки ребёнка к письму;
- формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков;
- воспитание творческой активности;
- развитие зрительного восприятия.
Ожидаемый результат:
- укрепить мышечный тонус кисти рук;
- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
- снизить утомляемость и повысить работоспособность.
Перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики»
2.1. Октябрь
1. Тема «Страна Игралочка».
Цель: Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме : правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики знакомятся».
3. Гимнастика с мячами.
4. Самомассаж ладоней и пальцев руки.
5. Графическое упражнение : собери бусы на нитку, раскрась их, поставь в центре каждой бусинки точку.
6. Графическое упражнение «Дождик» (вертикальные палочки)
7. Работа со счётными палочками(«Заборчик», «Дождик»).
8. Массаж карандашом.
2. Тема «Умный карандаш».
Цель: Научить начинать движения в определённой точке и вести руку в определённом направлении. Совершенствовать умение детей ориентироваться на листе бумаги и в окружающем пространстве. Закрепить понятия: «верх», «низ», «справа», «слева».
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Отгадывание загадки про карандаш.
3. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».
4. Игра-упражнение «Тихо-громко».
5. Игра с камешками: правой рукой выложить камешки по одному из тарелки, левой рукой сложить их обратно в тарелку (затем чередование рук).
6. Массаж ладоней карандашом.
7. Графическое упражнение : нарисуем зёрнышки и червячков цыплёнку.
2.2. Ноябрь 3. Тема «На даче».
Цель: Научить рисовать прямую вертикальную линию. Закрепить сведения, что все вертикальные штрихи пишутся сверху вниз. Следить за позой ребёнка, положением бумаги и карандаша.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж пальцев рук карандашом.
3. Подвижная игра «Шофёры» (дети двумя руками накручивают на палочку верёвку, к концу которой привязана машина).
4. Графическое упражнение : почини забор и дострой будку для Шарика.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
6. Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски».
7. Графическое упражнение : обведи и раскрась овощи. Что лишнее? Почему?
4. Тема «Город».
Цель: Научить рисовать прямую горизонтальную линию. Закрепить, что все горизонтальные штрихи пишутся слева на право.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев руки щёткой-ёжиком.
3. Графическое упражнение : нарисуй пешеходный переход по образцу.
4. Подвижная игра «На шоссе».
5. Проведи машинку по улицам города (пространственная ориентировка).
6. Сложи из счетных палочек (по образцу).
7. Графическое упражнение : обведи по пунктиру машину и закрасить её.
2.3. Декабрь 5. Тема «Весёлый художник».
Цель: Научить рисовать прямую наклонную линию. Закрепить полученные сведения, что все наклонные штрихи пишутся сверху вниз.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев «каштаном» (шарик с шипами).
3. Вырезывание ножницами «Резные снежинки»
4. Графическое упражнение : «Снег идёт».
5. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
6. Графическое упражнение : обведи по пунктиру ёлочную игрушку и аккуратно закрась.
6. Тема «Подарки лесного гномика».
Цель: дать понятие о параллельных и непараллельных линиях. Научить рисовать прямые параллельные линии.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).
3. Подвижная игра «Ёжик и барабан».
4. Графическое упражнение : «Распили» полено.
5. Пальчиковая гимнастика «Снежный кролик».
6. Графическое упражнение : обведи ёлочку;
заштрихуй игрушки прямыми параллельными линиями.
2.4. Январь 7. Тема «Зимушка-зима».
Цель: Научить рисовать круги и овалы.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).
3. Подвижная игра «Снежная баба».
4. Графическое упражнение : раскрути спираль, закрути спираль.
5. Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Ёлочка».
6. Графическое упражнение : помоги бабушке смотать нитки в клубки.
7. Сложи из счетных палочек ёлочку, снежинку.
2.5. Февраль 8. Тема «Дикие птицы».
Цель: Научить рисовать верхние полуовалы с разными направлениями движений.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Самомассаж ладоней и пальцев руки.
3. Графическое упражнение : научи птенчика прыгать.
4. Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».
5. Графический диктант «Гусь» (количество клеток и направление указывается).
6. Вырезывание ножницами «Звезда для папы».
9. Тема «Дом».
Цель: Научить рисовать наклонные параллельные линии.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев рук карандашом.
3. Подвижная игра «Как живёшь?»
4. Графическое упражнение : дорисуй доски на крыше.
5. Пальчиковая гимнастика: «Дом, ворота», «Наша квартира».
6. Графический диктант «Домик» (количество клеток и направление указывает воспитатель).
7. Графическое упражнение : обведи шторы и заштрихуй их наклонными параллельными линиями.
2.6. Март 10. Тема «Золотая рыбка».
Цель: Научить рисовать нижние полуовалы с разными направлениями движений.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж пальцев рук колечками.
3. Графическое упражнение : нарисуй морские волны.
4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
5. Графическое упражнение : дорисуй чешую у золотой рыбки.
6. Сложи из счетных палочек рыбку (по образцу).
7. Обрывание бумаги «Букет для мамы» (аппликация).
8. Упражнение «Бабушкин клубочек», «Проведи по лабиринту».
2.7. Апрель
11. Тема «Путешествие».
Цель: Научить рисовать зигзаги. Закрепить свободное передвижение руки по строке слева направо.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев «каштаном» (шарик с шипами).».
4. Графические упражнения :
помоги водителю проехать по дороге с горками;
проведи кораблик по ручейку;.
5. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня…».
6. Графическое упражнение : заштрихуй машины.
Что лишнее? Почему?
7. Сложи из счетных палочек машину, кораблик, самолёт.
12. Тема «Посуда».
Цель: Научить рисовать полуовалы определённой величины в строке.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).
4. Графическое упражнение : обведи узоры на подносах (узоры состоят из полуовалов);
5. Пальчиковая гимнастика «Помощники».
6. Графическое упражнение : обведи и раскрась только посуду.
7. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».
8. Графическое упражнение : нарисуй пиалы на строке (рисование полуовалов определённой величины в строке).
2.8. Май 13. Тема «Лето».
Цель: научить рисовать линии определённой величины в строке и свободно передвигать руку по строке, объяснить, что такое строка, верхняя и нижняя линии, ограничивающие строку, где середина строки и как должны располагаться элементы на строке.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Графические упражнения :
· назови эти фигуры;
· нарисуй внутри больших фигур меньшие.
3. Подвижная игра «Гусеница».
4. Пальчиковая гимнастика «Помощники».
5. Графические упражнения :
нарисуй маленькую травку;
· нарисуй высокую травку;
· нарисуй большую и маленькую травку.
Заключение:
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребё нку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки; у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений; дети стали более внимательны, усидчивы, пополнился словарный запас.
Как показали мои наблюдения, игры, упражнения, проводимые систематически, с самого раннего возраста в детском саду, во время прогулок, во дворе, во время выездов на природу, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить из пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. А самое главное – когда дети переступают порог школы, у них не возникает трудностей при овладении красивым чётким письмом.
Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем.
Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности, выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников.
Планирую и в дальнейшем накапливать практические знания по данной проблеме.
Список использованных источников.
2. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М. : Просвещение, 1974. - С. 12-25.
3. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи. - М. : Просвещение, 2009. - 196 с.
4. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009. - 143 с.
5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2009. - 192 с.
6. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
7. Винарская Е. Н. Дизартрия. - М. : Изд-во АСТ, 2011. - 183 с.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И. В. Дубровина. - М. : Академия, 2010. - 368 с.
1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.baby2000.ru/um/motorika.html
2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
3. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm