Наталья Коваленко
Применение здоровьесберегающих технологий при организации различных мероприятий в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района «Детский сад № 14 «Теремок»
Н. И. Коваленко
«Применение здоровьесберегающих технологий при организации различных мероприятий в ДОУ»
Методическая разработка
г. Кадуй
2020
Аннотация.
Методическая разработка на тему «Применение здоровьесберегающих технологий при организации различных мероприятий в ДОУ»
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий при организации различных мероприятий в ДОУ» размещена в разделах
дает возможность созданию благоприятной обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка в условиях ДОУ.
Направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, на создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Позволяет создать комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий.
Раскрывает такие вопросы как, развитие мелкой моторики у детей группы раннего возраста, формированию и развитию речи, развитию двигательной активности и профилактики различных заболеваний.
Данная методическая разработка может использоваться педагогами групп раннего возраста.
Содержание
Аннотация ….2
Введение …4
Основная часть. Современные здоровьесберегающие технологии…. 7
Раздел 1. Медико-профилактические технологии….
Раздел 2. Физкультурно-оздоровительная технология…. 8
Раздел 3. Технологии сохранения и стимулирования здоровья…10
3.1. Пальчиковая гимнастика….
3.2. Дыхательная гимнастика….
3.3. Зрительная гимнастика…. 11
3.4. Бодрящая гимнастика….
3.5. Релаксация…. 12
3.6. Су-Джок терапия….13
Раздел 4. Технология обеспечения социально-психологического благополучия…. 14
Заключение….15
Литература…. 16
Приложения…17
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема «Применение здоровьесберегающих технологий при организации различных мероприятий в ДОУ»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ д/с № 14 «Теремок»
Коваленко Наталья Ивановна
Актуальность темы.
Дети - это наше будущее. И ключевая задача современной педагогики в заботе о здоровье детей и его укреплении. И очень важно при построении и развитии системы дошкольного образования учитывать это.
Важно отметить, что здоровье и привычки к здоровому образу жизни формируются у детей дошкольного возраста, в том числе в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Этот возраст является решающим этапом в формировании как физического, так и ментального здоровья.
В настоящее время в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим педагогическим технологиям, ведь задача педагога состоит в сохранении детского здоровья. Раскрывая понятие здоровьесберегающих технологий важно отметить, что речь не идет о каких-то чудодейственных технологиях, а о системе, направленной на развитие физического и речевого развития ребенка, сохранение его здоровья.
Основная суть педагогической технологии состоит в поэтапном развитии, которая, в свою очередь, состоит из набора профессиональных действий. Большим преимуществом при таком подходе является то, что уже на стадии планирования педагог может предсказать как итоговые, так и промежуточные результаты своей педагогической деятельности.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Почему я выбрала данную тему? Мной был проведен мониторинг в группе раннего возраста (возраст детей от 1 года 10 месяцев до 2 года 10 месяцев, в ходе которого я выявила, что мелкая моторика у детей плохо развита, и они нуждаются в активном стимулировании сенсорно-перцептивных действий, физическая активность развита неравномерно, поэтому необходима помощь педагога в полноценном физическом развитии.
Цель работы:
Целью моей данной работы является возможность создания сдоровьесберегающей среды в группе раннего возраста, процесс сохранения и укрепления здоровья детей.
Задачи:
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• Развитие двигательной активности, профилактика различных заболеваний;
• Формирование и развитие речи детей;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного развития;
• Успешная социализация детей.
Ожидаемые результаты:
• Повысить двигательную активность детей;
• Способствовать развитию моторики рук;
• Активизирование и развитие речи у детей;
• Пополнить развивающую среду группы;
• Способствовать развитию физического развития каждого ребенка.
Часто можно услышать о важности развития мелкой моторики. Но почему развивать мелкую моторику так важно? Примерно одна третья часть общей площади двигательной проекции коры головного мозга состоит из проекции кисти руки. Стоит отметить, что эта часть располагается около зоны, отвечающей за речь. Таким образом, мы можем смело сказать, что кисть руки – это «орган речи».
В раннем возрасте плохо развиты основные виды движения, малыши не умеют прыгать, бросать мяч, подлезать, перешагивать через препятствия, плохая координация движений.
И одним путем решения данной проблемы я выбрала комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
И все-таки, что такое «здоровьесберегающая технология»? Это передовая комплексная методология воспитательно-оздоровительных мероприятий, осуществляющихся в деятельности педагога и ставящая перед собой цель сохранить и укрепить здоровье ребенка. После внедрения здоровосберегающей технологии в процесс работы ДОУ можно рассчитывать на серьезные улучшения познавательной активности у детей, а главное улучшения психоэмоционального и физического здоровья.
Принципы здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ:
• «Не навреди!»
• Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
• Принцип гармоничного развития личности ребенка.
• Принцип систематичности и последовательности.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Знания о пользе и вреде продуктов-это все формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.
Соблюдение режимных моментов также играет огромное значение.
- четкая организация теплового и воздушного режима;
- правильно подобранная одежда для нахождения детей в группе и на прогулке;
- соблюдение режимов прогулок при температуре 15-20 градусов;
- сон в проветренном помещении;
- воздушные ванны;
- умывание после сна.
Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
1. Медико-профилактические технологии.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры.
Задачи деятельности:
• Организация и контроль питания детей
• Организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – САНПИНов.
• Организакция здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2. Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление ребенка.
Задачи деятельности:
• Развитие физических качеств
• Контроль двигательной активности
• Формирование правильной осанки у детей раннего возраста, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата
• Воспитание привычки повседневной физической активности.
Освоение движений детей раннего возраста происходит в основных чертах (в целом). Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.
Важной задачей физического воспитания является формирование правильной осанки. Ясельный и дошкольный период являются наиболее благоприятными для предупреждения нарушения осанки у всех детей.
На втором и третьем году жизни происходит дальнейшее развитие основных двигательных навыков. Движения детей становятся более координированными, совершенными, появляется возможность овладевать более сложными движениями: бегом, прыжками, метанием.
В ходе мониторинга было очевидно, что простые движения малышам даются с трудом. Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой. Такие движения, как подлезание, бросание мяча, прыжки – совершают немногие.
Учитывая эти особенности, я начала использовать более эффективные подвижные и малоподвижные игры, каждое утро выполняется утренняя зарядка, в игровой форме под музыкальное сопровождение. Стараюсь использовать упражнения, которые не только стимулируют двигательную активность, но и способствуют развитию основных видов движений.
Гимнастика – это универсальное средство физического развития ребенка.
Общеукрепляющая гимнастика –это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные эмоции от движения в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
В группе есть картотека утренней зарядки для малышей.
Часто в своей работе использую «Дорожку препятствий», где малыши учатся подлезать, перепрыгивать, перешагивать через препятствия, совершенствуя при этом основные виды движений.
В группе оборудован «Физкультурный уголок».
3. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
3.1 Пальчиковая гимнастика – один из способов развития мелкой моторики у малышей. Значение пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр в речевом развитии велико.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка».
Учитывая это, я начала активно использовать в ходе работы различные пальчиковые игры, малышам очень нравится играть в игры с пальчиками и делать гимнастику для пальчиков. В группе имеется картотека пальчиковой гимнастики.
3.2 Параллельно с пальчиковой гимнастикой, я начала использовать некоторые дыхательные упражнения.
Дыхание – один из важнейших физиологических процессов. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика.
Известно, что дыхательная гимнастика:
• Повышает общий тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы
• Предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту
• Насыщает организм оптимальным количеством кислорода
• Способствует уравновешиванию нервных процессов
• Способствует речевому развитию
Можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
Учитывая эти возрастные особенности группы раннего возраста, делать нам еще их тяжело, хотя некоторые дети уже справляются с этим (приложение № 1).
3.3 В ходе данной методической разработки, мы начинаем выполнять зрительную гимнастику, что тоже имеет большое значение в укреплении и сохранении здоровья детей.
Бытует мнение, что глаза – зеркало души. Чистые блестящие глаза детей – признак хорошего здоровья, а как известно, здоровье надо беречь.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушения зрения и развития глазных заболеваний.
Гимнастику мы проводим с детьми в индивидуальной работе.
В группе была создана картотека зрительной гимнастики (приложение № 2).
3.4 Бодрящая гимнастика также активно используется в нашей группе после дневного сна.
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, укрепляет здоровье.
Варианты гимнастики после пробуждения представлены в картотеке.
Для группы раннего возраста бодрящая гимнастика проводится в игровом характере, с персонажем сказок, которые хорошо известны детям.
В процессе работы я использую элементы коррегирующей гимнастики (ходьба по коррегирующей дорожке).
3.5 Релаксация.
Маленькие дети находятся в состоянии высоко психоэмоционального возбуждения. Виной этому могут разные факторы : адаптационный период, когда дети испытывают стресс, усталость и другие причины.
Для снятия психоэмоционального возбуждения я использую в своей работе релаксационные игры.
Цель этих игр – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.
Существуют разные релаксационные игры:
Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела.
Игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки. Монотонные движения руками и сжимание кистей рук затормаживают отрицательные эмоции.
Игры – «усыплялки» имеют сильное психоэмоциональное воздействие на ребенка, расслабляют и лечат (приложение № 4).
Также в процессе работы используются различные музыкальные композиции на релаксацию.
3.6 Су-Джок терапия.
Применение Су- Джок массажера – это простое, высоэффективное и безопасное в применении, последнее достижение восточной медицины, разработанная южнокорейским профессором Пак Чже Ву.
В рамках своей разработки я использую элементы Су-Джок терапии, а именно игры и игровые упражнения с массажером.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное колечко». Массаж элластичным кольцом. Все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы. Кольцо нужно надеть на палец и покатать до появления покраснения и ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день (Приложение № 4).
Еще хотелось бы отметить, что использование разных потешек в работе педагога. Чтение потешек в раннем возрасте является своеобразным методом телесной терапии, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребенком, развитию мелкой моторики рук и способствует закреплению полезных привычек.
Использование музыкотерапии в своей работе также положительно влияет на здоровье детей. Прослушивание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится в течение всего дня при укладывании спать, поднимание после дневного сна под соответствующую музыку, в свободной деятельности.
4. Технология обеспечения социально-психологического благополучия
Задача деятельности –обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье. Так как эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.
В ходе данной методической разработки, были проведены консультации с родителями по темам :
«Значение пальчиковых игр для детей раннего возраста»
«Повышение двигательной активности у детей»
«Подвижные игры с малышами»
Массажер «Су-Джок»
Были разработаны памятки для родителей по сохранению здоровья малышей
(приложение № 5).
Перспектива на дальнейшую работу по оздоравлению и сохранению здоровья детей :
• Продолжить создание здоровьесберегающей среды в группе ;
• Продолжить работу по развитию мелкой моторики рук в группе раннего возраста;
• Продолжить развитие у детей двигательной активности, сбалансированного физического развития;
• Способствовать развитию активной речи детей, формированию активного словаря;
• Продолжать создавать благоприятную эмоциональную среду каждому ребенку при проведении воспитательного процесса;
• Пополнять развивающую среду группы;
• Повышать свои профессиональные качества и умения, посредствам различных методик по оздоравлению и сохранению здоровья детей, применяя различные здоровьесберегающие технологии.
В ходе работы над данной методической разработкой я могу сделать вывод, что использование технологий сохранения и стимулирования здоровья при систематизированном подходе, дает свои положительные результаты.
У детей повысился интерес к процессу выполнения игровых упражнений по развитию мелкой моторики. Дети начинают разговаривать, их словарный запас увеличился, их движения становятся координированными, более совершенными при выполнении физических упражнений, становятся более дисциплинированными, улучшается положительный эмоциональный фон в группе, приходят в детский сад с положительными эмоциями, у родителей появился интерес к развитию мелкой моторики у детей, созданию условий для этого дома, видна их заинтересованность и поддержка.
А это самая большая награда для воспитателя!
Использованная литература:
Е. В. Василенко «Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста»;
И. Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы»;
С. Я. Лайзане «Физическая культура для малышей»;
Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика»;
М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить»;
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad
https://vk.com/doc330903679_531796013
https://vk.com/doc-172860932_524923168
https://vk.com/doc26826474_540292918