Светлана Игнатьева
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме
«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Игнатьева Светлана Викторовна
Образование: среднее специальное, Боровичское педагогическое училище.
Квалификационная категория:1 квалификационная категория
Место работы: МАДОУ №17 «Детский сад «Теремок».
Должность: воспитатель.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Я очень люблю детей, ценю в людях доброту, терпение, активность, эрудицию, творчество, требовательна к себе, отличаюсь большой работоспособностью и чувством ответственности, всегда соблюдаю этические нормы. Владею методами анализа и самоанализа собственной педагогической деятельности. Успешно внедряю в практику работы современные инновационные технологии обучения: интеграция педагогического процесса, проектный метод, технологию ТРИЗ. Особенно близка мне технология исследовательской деятельности. В своей работе опираюсь на высказывание В. Сухомлинского: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». Родители моей группы активные помощники и участники воспитательно-образовательного процесса.
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что реализация основной образовательной программы дошкольного образования осуществляется на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Особенно интересна и близка детям дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии личности ребенка, она понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск новых открытий, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Знания, полученные в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, усваиваются прочно и надолго. Именно на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.
Актуальность опыта.
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским
потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в развитии и обучении дошкольников затрудняют образовательный процесс, поэтому необходимо внедрять технологию исследовательской деятельности систематично и планомерно. Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием превращаются в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют применять нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека, а так же в систематичности и планомерности проведения поисковой деятельности.
Основная идея.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, которое наиболее эффективно осуществляется с помощью внедрения в педагогический процесс системы опытно-экспериментальной работы с детьми.
Цель:
Развитие познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
- Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
- Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно - исследовательской деятельности.
Развивающие:
- Сенсорное развитие (развивать представления о форме, цвете, материале и свойствах).
- Развивать умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Воспитательные:
- Воспитывать умение быть доброжелательными и корректными собеседниками.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Технология опыта.
Организацию опытно-экспериментальной деятельности в группе построена согласно следующим принципам:
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
6. Принцип активного обучения:
- организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Работу провожу в следующих направлениях:
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
2. Работа с детьми.
3. Взаимодействие с педагогами.
4. Взаимодействие с родителями.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
При оборудовании центра экспериментирования, главным образом, учитывала следующие требования:
-безопасность для жизни и здоровья детей;
-насыщенность;
-доступность расположения.
Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработаны условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками моей группы.
Центр экспериментирования насыщен разнообразным оборудованием:
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и другие.
Работа с детьми.
В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.
Применяю следующие методы и приемы:
Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними.
Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов, фиксация результатов опытов.
Словесный – беседы, инструкции, описание, обсуждение.
Образовательную деятельность, осуществляю в процессе организации различных видов детской деятельности по всем образовательным областям.
Совместную и самостоятельную деятельность, осуществляю в ходе режимных моментов, также веду активное взаимодействие с семьями воспитанников. Особое внимание обращаю на соблюдение правил техники безопасности, культуру поведения, проявление самостоятельности, инициативы, творчества, умение взаимодействовать, договариваться.
Свою работу с детьми строю, опираясь на разработанный мною перспективный план работы по опытно – экспериментальной деятельности.
В нем прослеживаются два взаимосвязанных направления:
• живая природа;
• неживая природа.
«Живая природа» : в данном направлении обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др. С детьми проводила опыты : «Проращивание семян», «Почему семена сеют в землю», «На свету и в темноте» и др.
По направлению «Неживая природа» провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, различными веществами.
С детьми провела исследования по темам: «Свойства сахара, соли, муки, «Волшебница вода», «Волшебство электричества», «Увидим воздух» и др.
Взаимодействие с педагогами.
Свой опыт работы представляла педагогам детского сада на педагогическом совете, который проходил в форме мастер – класса под названием «Волшебство электричества». Кроме того, во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы: круглые столы, консультации, семинары - практикумы.
Взаимодействие с родителями.
Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною проводятся анкетирования, консультации, мастер-классы и семинары по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
Результативность работы.
В результате организации детского экспериментирования, я заметила, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности, развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система по развитию детского экспериментирования доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.
Практическая значимость.
Мой опыт работы может быть использован педагогами ДОО и родителями, полезен в организации предметно-пространственной среды, которая дает ребенку свободу выбора и обеспечивает успех в реализации поставленных целей. Имеющиеся наработки позволяют осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».
Уважаемые коллеги экспериментируйте вместе с детьми - это очень интересно!
ЛИТЕРАТУРА
1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009
3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005
5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»
6. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008
7. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
8. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
9. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
10. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.
11. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
12. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
13. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
14. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников//Ребенок в детском саду, 2003 №3.