Наталия Литвинова
Методическая работа в условиях реализации инновационного проекта «Муниципальная модель оценки качества образования в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Ленц Анастасия Евгеньевна, заведующий
МБ ДОУ «Детский сад № 259», г. Новокузнецк
Литвинова Наталия Владимировна, старший воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 259», г. Новокузнецк
Шикина Ирина Александровна, педагог-психолог
МБ ДОУ «Детский сад № 259», г. Новокузнецк
Формирование системы оценки качества образования (СОКО) является одним из ключевых приоритетов развития образования Российской Федерации.
Публикация «Методическая работа в условиях реализации инновационного проекта „Муниципальная модель оценки качества образования в ДОУ“» размещена в разделах
Для разработки и апробации муниципальной модели оценки качества дошкольного образования в условиях ФГОС ДО в г. Новокузнецке реализуется инновационный проект «Муниципальная модель оценки качества образования в дошкольной организации», активным участником которого является коллектив МБ ДОУ «Детский сад № 259».
Успешному решению задач инновационной деятельности способствует методическая работа в ДОУ. Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала («Терминологический словарь современного педагога»).
По мнению Н. Н. Боярцевой, П. И. Третьякова, Л. Н. Бережновой методическая работа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание, экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).
Таким образом, целью методической работы МБ ДОУ «Детский сад № 259» в условиях инновационной деятельности является повышение профессиональной компетентности педагогических работников через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника. Данная система включает оценку и самооценку профессиональных качеств и компетентностей; создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного развития через участие в системе методической работы не только в ДОУ, но и образовательном пространстве города, региона, страны; обобщение и презентация опыта работы; обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ДОУ.
На I этапе (Подготовительный) реализации инновационного проекта «Муниципальная модель оценки качества образования в дошкольной организации» была проведена входная диагностика оценки инновационного потенциала педагогов ДОУ. Для этого использована методика «Оценка готовности педагогов к участию в инновационной деятельности» (В. А. Сластенин, Л. С. Подымов). По ее результатам 65% педагогов стремятся к самосовершенствованию, творческим достижениям, лидерству; 81% - креативны, способны к рефлексии, могут отказаться от стереотипов педагогической деятельности; 54% владеют методами педагогического исследования, способны планировать экспериментальную работу; 86% оценивают себя как ответственных, уверенных в себе, с высокой работоспособностью в творческой деятельности. 8% педагогов испытывают затруднения в организации эксперимента, отмечают стереотипность педагогической деятельности.
Входная диагностика позволила определить состав участников инновационной деятельности, утвердить творческие группы по направлениям «Оценка качества дошкольного образования», «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды», организовать индивидуальное консультирование, определить темы в рамках работы по самообразованию, запланировать курсовую подготовку и перейти к непосредственной реализации проекта. Основная задача методической службы ДОУ, педагогов-участников инновационной деятельности на данном этапе заключается в изучении психолого-педагогической литературы, отечественного и зарубежного опыта по проблемам оценки качества дошкольного образования, моделированию сетевого взаимодействии с участниками инновационного проекта из других дошкольных образовательных учреждений.
Результатом данной деятельности стала разработка Паспорта инновационного проекта МБ ДОУ «Детский сад № 259», календарного плана инновационной деятельности в учреждении на 2019-2022г. г. и на текущий учебный год. Эффективности проектирования инновационной деятельности в ДОУ во многом способствует научное сопровождение, заключающееся в разработке концептуального обоснования инновационной деятельности, выявлению ресурсных возможностей участников проекта, разработке критериев и показателей эффективности научно-методического сопровождения, консультировании и информационном обеспечении.
Чтобы методическая работа была конструктивной и практико-ориентированной, был проведен цикл семинаров «Шкалы комплексной оценки ECERS-R как инструмент оценки качества дошкольного образования». В ходе его работы педагоги изучили вопросы качества дошкольного образования, его оценки, познакомились с различными методиками оценки качества дошкольного образования, а также изучили структуру, подшкалы, показатели, индикаторы и инструкции по использованию шкал ECERS-R.
Методическая работа должна позволять педагогам не только быть в курсе научно-методической, теоретической, практической информации, но и развивать умение анализировать собственную деятельность, совершенствовать практические навыки. Авторы инструментария ECERS предлагают использование его для самоанализа педагогами ДОУ. Поэтому в ходе практикума «Исследуем развивающую предметно-пространственную среду группы», изучив подробные пояснения и листы оценивания, педагоги получили возможность провести апробационную экспертизу развивающей среды своих групп по следующим показателям: внутренне помещение, мебель для повседневного ухода, игр и учения, мебель для отдыха и комфорта, обустройство пространства для игр, места для уединения, связанное с детьми оформление пространства, пространство для игр, развивающих крупную моторику, оборудование для развития крупной моторики. Для получения объективных (независимых) данных, снятия затруднений у педагогов дополнительную оценку развивающей предметно-пространственной среды провели эксперты из состава творческой группы. Эксперты, воспитатели ДОУ, прошли курсовую подготовку на базе МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка по теме «Шкалы ECERS-R». Затем совместно с педагогами каждой группы был составлен профиль качества по направлению «Развивающая предметно-пространственная среда группы», выявлены сильные и слабые стороны.
Следующий шаг - разработка проектов преобразования развивающей предметно-пространственной среды и участие в конкурсе профессионального мастерства «Лучший проект развивающей предметно-пространственной среды», который способствовал развитию профессиональных компетентностей, позволил педагогам обобщить и распространить педагогический опыт.
Результаты Подготовительного этапа инновационной деятельности были подведены на круглом столе «Развивающая предметно-пространственная среда: вопросы проектирования и реализации» :
- изучены оптимальные схемы и формы процедуры оценки дошкольного образования;
- организовано формальное и неформальное повышение квалификации педагогических работников;
- проведено исследование и составлен профиль качества развивающей предметно-пространственной среды;
- разработаны проекты оптимизации развивающей предметно-пространственной среды;
- организовано обобщение опыта работы.
Работа педагогического коллектива в данном направлении продолжается. На конец учебного года планируется проведение промежуточной диагностики инновационной деятельности, презентация портфолио инновационного педагогического опыта.
Литература
1. Демин, В. А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В. А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
2. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст] : методическое пособие / А. А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2012. 128с.
3. Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации : материалы XVII городских Дней науки [Текст] / под общ. ред. Г. А. Вержицкого, Н. П. Недоспасовой, Е. А. Нагрели // – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2016. – 132 с.
4. Федорцева, М. Б. Организация внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации : методические рекомендации [Текст] / сост. : М. Б. Федорцева, М. В. Дорн // – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2018. – 136 с.