Наталья Кирьянова
Методическая работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Миссия методической службы направлена на формирование нового типа педагога-профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой.
Целями методической службы нашего ДОУ являются:
• реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса;
• создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ;
• обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу.
Задачи методической службы :
• обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
Публикация «Методическая работа в ДОУ» размещена в разделах
• создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
• организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах;
• проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
Функции методической службы :
• информационно-аналитическая;
• прогнозирование и планирование.
• проектирующая,
• организационная,
• контролирующая,
• коррекционная,
• экспертная.
Основной инновационный вектор методической работы в ДОУ - качество образования как стратегия повышения профессионализма педагогов.
Повышение профессионального уровня педагогов заключается в формировании ключевых компетенций, совокупность которых приводит к эталонной профессиональной компетенции педагога. Профессиональная компетенция педагога определяется как совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность образовательного процесса.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения используются разнообразные технологии, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя:
деловая игра,
брифинг,
тренинг,
викторина,
конкурс профессионального мастерства,
дискуссия,
поисково-творческие задания.
На базе ДОУ функционирует инновационная площадка по теме: «Современное ДОУ теория и практика реализации примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»», в ее работе участвуют 17 педагогов ДОУ.
Результаты внедрения модели методической службы анализируются в триаде:
воспитанники-педагоги-родители.
Отмечаются преимущества ее функционирования:
- экономические (уменьшаются затраты на повышение профессионального уровня);
- педагогические (образование становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным);
- эргономические (педагоги имеют возможность распределять время для самообразования по удобному для себя графику);
- информационные (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий);
- коммуникационные (возрастает число участников сети, с которыми возможно взаимодействие).
Целевым ориентиром является портрет ребёнка ДОУ.
Ценности методической службы видим в подготовке педагога как субъекта профессиональной деятельности, педагога-инициатора, способного к самообразованию и непрерывному творческому росту, готового в ходе собственной творческой деятельности создавать условия для саморазвития воспитанников.
Приоритетное направление – оказание помощи педагогам в подготовке к инновационной деятельности.
Высокая степень удовлетворенности родителей результатами образовательного процесса, рост их педагогической просвещенности подтверждают результативность методической службы (результаты анкетирования).
Экспериментальная деятельность педагогического коллектива, направленная на развитие ранней социализации детей, служит связующим звеном всех участников образовательного процесса ДОУ.
Эффективность методической работы зависит от решения двух взаимосвязанных задач:
• формирования готовности педагогов к восприятию новых образовательных средств
• и обучения умениям действовать по-новому.
Потенциальная полезность функционирования методической службы :
• формирование новой, более вариативной и гибкой к современным условиям образовательной среды для профессионального, творческого развития педагогов и руководителей;
• удовлетворение профессиональных потребностей педагогов;
• культивирование интереса к нововведениям и их инициирование;
• приведение квалификации кадрового потенциала к современному уровню требований (конкурентоспособность);
• повышение свободы общения на основе интенсивного информационного обмена;
• модернизация дошкольной методической службы.
Работа с молодыми педагогами
В основе лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, следовательно, на основе этого дифференцированно определить цели работы с педагогическими кадрами.
Методическая работа с кадрами в ДОУ носит как коллективный, так и личностный характер и включает в себя:
• теоретические и практические семинары;
• консультации и консультации-практикумы;
• изучение и распространение ППО;
• показ открытых мероприятий;
• включение в группы по подготовке педсоветов, конференций, диспутов, методических объединений;
• включение в группы по подготовке и реализации проектов;
• включение в группы по подготовке и проведению открытых мероприятий района и города;
• систематический контроль и оказание помощи;
• стимулирование работы и оценка эффективности деятельности;
• взаимопосещения;
• помощь в организации самообразовательной работы;
• обучение на курсах повышения квалификации;
• деловые игры, тренинги, дискуссии.
Направления работы МБДОУ :
- единство физического развития и воспитания культуры здоровья;
- социально - личностное
- художественно-эстетической;
- познавательно – речевой.
Образовательные области:
• здоровье
• физическая культура
• социализация
• труд
• безопасность
• чтение художественной литературы
• коммуникация
• познание
• музыка
• художественное творчество
Цель I
Совершенствование механизмов педагогическим коллективом в современных
социально- экономических условиях:
№
п/п Действия Форма организации Ответственный сроки результат
1. Анализ результатов по перспективному планированию
"Запуск" в образовательный процесс примерной общеобразовательной программы «Успех» под ред. Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.);
науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина
Москва «Просвещение», 2011 год Старший воспитатель август Аналитическая справка о результатах по тематическому планированию на сентябрь
Согласование плана работы на новый учебный год
2. Корректировка управленческих действий по координации действий воспитателей и специалистов Методическое совещание Старший воспитатель сентябрь Расписание НОД
3. Приведение в соответствие установленным современным требованиям рабочей документации педагогов Методическое совещание Старший воспитатель октябрь-февраль Пакет нормативных документов
4. Оформление схемы информационных потоков в методическом кабинете Входящая и исходящая документация Старший воспитатель ноябрь Журнал
5. Изучение мнения участников образовательного процесса о качестве образовательных услуг МДОУ Анкетирование родителей
Старший воспитатель декабрь Аналитическая справка
6. Научно-методическое сопровождение издательской деятельности Заседание методического совета Старший
воспитатель октябрь портфолио
7. Систематизация информационных потоков в образовательном учреждении Модераторы Старший воспитатель
сентябрь-май Модель управления информационными потоками в ДОУ
8. Составление, обсуждение и утверждение плана летней оздоровительной компании Сотрудники образовательного учреждения,родители Старший воспитатель
май План летней оздоровительной компании
9. Анализ деятельности воспитательно – образовательной деятельности за год Воспитатели специалисты Старший воспитатель июнь Анализ работы за год
10. Разработка методического плана работы ДОУ на следующий учебный год группа Старший воспитатель
август Проект плана работы на новый учебный год
Цель 2
Разработка системы обеспечения качества образовательного процесса МДОУ:
№
п/п Действия Форма организации Ответственный сроки результат
1. Педсовет №1 «Новый учебный год на пороге ДОУ»
Педагогический совет Старший воспитатель август Аналитическая справка о результатах образовательной деятельности МДОУ
2. Корректировка образовательной программы МБДОУ. Рабочее совещание Старший воспитатель
Июнь - Август Соответствие образовательной программы МБДОУ установленным федеральным государственным требованиям
Презентация образовательной программы ДОУ Презентация Заведующий Старший воспитатель
Педагоги
Сентябрь Подписание проекта договора о взаимодействии
Курсы повышения квалификации Планирование воспитательно - образовательной деятельности МещеряковаЛ. Н.
3. Организация и проведение конкурса среди сотрудников и родителей "Лучший воспитатель" конкурс Старший
воспитатель
октябрь Рост методической компетентности участников образовательного процесса
4 Презентация проекта по взаимодействию образовательного учреждения с социумом Педагогический совет Старший
воспитатель ноябрь Презентация проектов
5. Приведение в соответствие установленным требованиям процедуру аттестации сотрудников МБДОУ Методический семинар
Старший воспитатель
декабрь Нормативное обеспечение процедуры аттестации сотрудников МБДОУ
6. Обеспечение условий для своевременной и успешной аттестации педагогических кадров Консультации, обсуждение и утверждение программ подготовки к аттестации педагогов Старший воспитатель
В соответствии со сроками аттестации педагогов Успешное прохождение процедуры аттестации педагогов
7. Обсуждение и утверждение системы повышения квалификации сотрудников МБДОУ Педагогический совет Старший
воспитатель февраль Система повышения квалификации сотрудников ДОУ
8. Дидактическое обеспечение образовательной деятельности МБДОУ Методический семинар Ст. воспитатель В течение год Соответствие дидактического обеспечения образовательной деятельности МБДОУ
9. Самоаудит образовательной деятельности МДОУ аудит Старший воспитатель май Экспертное заключение по результатам образовательной деятельности МБДОУ
10 .Корректировка системы мониторинга реализации образовательной программы МБДОУ Педагогический совет Старший воспитатель май Система мониторинга
Цель 3
Профессиональная активность сотрудников образовательного учреждения
№
п/п Действия Форма организации Ответственный сроки результат
1. Анализ актуального уровня профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения Анкетирование
Анализ результатов профессиональной активности педагогов ДОУ Старший воспитатель август Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ
2Организация праздника «Летний калейдоскоп»
«День воспитателя»(дети, сотрудники, родители) «Летний калейдоскоп»
«День воспитателя»Старший Воспитатель Воспитатели групп
Муз. руковод. сентябрь Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ
3. Организация современных форм методической работы с педагогами МБДОУ : студий, мастерских, мастер-классов и др. Организационно-методический семинар руководители кружков сентябрь Расписание работы кружков, мастерских, мастер-классов и др.
4Корректировка показателей профессиональной активности педагогов образовательного учреждения Методический совет Старший воспитатель октябрь Утвержденные показатели профессиональной активности
5. Организация и проведение спортивного марафона «Осенний спортивный марафон» Инструктор по физической культуре
воспитатели октябрь Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ
6. Качество реализации образовательной программы Система рефлексивных семинаров Старший воспитатель ежемесячно Материалы семинаров. положительная динамика качества освоения детьми образовательной программы МБДОУ
7. Организация деятельности методических объединений по разработке содержания образовательных областей по основным направлениям развития детей Методические объединения Старший воспитатель ноябрь Методические рекомендации по обеспечению качества освоения содержания образовательной программы МБДОУ
8. Организация и проведение «Путешествие по России»
Музыкально – литературной гостиной к дню матери Старший
Воспитатель Музыкальный руководитель воспитатели старших групп ноябрь Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ
7. Портфолио, как форма организации методической работы педагога Консультация Старший воспитатель декабрь Усиление содержания портфолио педагога
8. Создание детской книги «Сказка в гости к нам пришла» Книга Воспитатели всех групп декабрь Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ
9. январь Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ
10. Акция «Накормите птиц зимой» Конкурс кормушек Воспитатели всех групп февраль Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ
11. Проведение экологического КВНа Праздник мам
Конкурс плакатов Муз. руководитель
воспитатели март Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ
12 Оформление центров книги «Космонавтом быть хочу!»
«Мама, папа, я – здоровая семья!» Экскурсия в библиотеку Вечер развлечений Конкурс рисунков
воспитатели апрель Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ
13 «Моя родословная» Защита проектов воспитатели май Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ
14 Конкурс на лучшее учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности МДОУ конкурс Старший воспитатель май учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности МДОУ
15. Организация музыкально – литературной гостиной «Лукоморье» внутри образовательного учреждения (дети, сотрудники, родители). Музыкально – литературная гостиная Старший воспитатель
Музыкальный руководитель июнь Рост методической компетентности участников образовательного процесса
16. Организация педагогических чтений по теме " Современному дошкольнику современное образование". Педагогические чтения Управление образования администрации Канского района Сборник материалов
17. Участие в постоянно действующих конкурсах, фестивалях, акциях различного уровня конкурсы, фестивали, акции Старший воспитатель в течение года Профессиональная компетентность педагогов
18. Применение интернет-ресурсов в профессиональной активности сотрудников Повышение квалификации Старший воспитатель В течение года Профессиональная компетентность педагогов
19. Организация мастер-классов педагогами и сотрудниками МБДОУ, родителями. Мастер-классы Старший воспитатель
В течение года Описание опыта работы
20Проведение мероприятий на тему «Почтальон и почта»
«День Нептуна» Просмотр мультфильмов (Написать письмо в другой детский сад)Праздник ВоспитателиМуз. руководитель
Инструктор Воспитатели июль Рост методической компетентности участников образовательного процесса
21 «С физкультурой мы дружны» (дети, сотрудники, родители)
«Строим замки, города» «Мы – проектировщики» Праздник
Конкурс Проекты центров активности развивающей среды Воспитатели Муз. руководитель Инструктор
Воспитатели август Рост методической компетентности участников образовательного процесса Защита проектов
Цель 4
Создание единого образовательного пространства развития ребенка в ДОУ и семье:
№ п/п Действия Форма организации Ответственный сроки результат
1. Анализ актуального состояния взаимодействия сотрудников образовательного учреждения и семьи Анализ результатов анкетирования родителей и сотрудников МДОУ Старший
воспитатель август Аналитическая справка о актуального состояния взаимодействия сотрудников образовательного учреждения и семьи
2. Построение концепции взаимодействия сотрудников ДОУ и семьи Проектный семинар Старший воспитатель
сентябрь Концепция взаимодействия сотрудников МБДОУ и семьи
3. Согласование с родительской общественностью тематики и временного регламента консультаций специалистов ДОУ Инициативная группа педагогов и родителей Старший
воспитатель сентябрь План работы консультационной группы на текущий год
4. Корректировка программы адаптации детей и родителей к образовательному процессу МБДОУ Индивидуальное сопровождение детей и родителей в адаптационный период Педагог-психолог Июль-август Программа адаптации
5. Организация консультационной телефонной службы Система тематических мероприятий Старший воспитатель
октябрь План работы
6. Корректировка программы взаимодействия МБДОУ и семьи «Планета СемьЯ». Проектный семинар Старший воспитатель октябрь Программа совместных действий на уровне МБДОУ, возрастных групп
7. Выпуск совместной с общественностью газеты «Одуванчик». Газета «Одуванчик» Старший воспитатель
1 раз в квартал Выпуск газеты
8. Организация совместной продуктивной творческой деятельности Театральные кружки Воспитатели
сентябрь План работы
9. Организация совместной продуктивной творческой деятельности Кружки по изобразительной деятельности
«Красота. Радость. Творчество» Воспитатели сентябрь План работы (выставки, смотры- конкурсы)
10. Организация творческой мастерской «Мастерим игрушки» Творческая мастерская Старший воспитатель ноябрь Игрушки - детям своими руками
11. Приобщение детей к взаимодействию с жителями посёлка акции педагоги В течение года Благодарности, фотографии
12. Организация адаптивных групп для детей и родителей Рабочая группа Педагог-психолог Июль-август Снижение случаев тяжелой формы адаптации детей
13. Организация процесса получения оперативной информации о удовлетворенности качеством деятельности образовательного учреждения Инициативная группа сотрудников и родителей Старший воспитатель ноябрь Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг
Цель 5
Совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения
№
п/п Действия Форма организации Ответственный сроки результат
1. Оснащение предметно-развивающей среды МДОУ (Приобретение игрушек и дидактического оборудования) Заключение договоров Старший воспитатель июнь Обновлённая среда ДОУ
2. Обновление библиотеки методической литературы Счет-фактура Старший воспитатель В течении года Библиотека методической литературы
3. Приобретение детской художественной литературы по возрастным группам Счет-фактура Старший воспитатель
В течение года Библиотека детской художественной литературы
4. Оформление подписных педагогических изданий Заключение договоров Старший воспитатель октябрь,Периодические издания по дошкольному образованию
Учебный план разработан в соответствии с реализуемыми программами:
•Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Филимоновский детский сад» на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех».
Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
•разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития;
•формирование общей культуры;
•формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность
•Примерной основной общеобразовательной Программой «Успех» Н. В. Фединой
Цели и задачи
•создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
•формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
2. А также дополнительными программами:
- Программа физического развития – «Физическая культура – дошкольникам», автор Л. Д. Глазырина;
Цель программы – оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства
- Программа музыкального развития – «Музыкальные шедевры», О. П. Радынова;
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
- Программа экологического развития «Наш дом – природа», автор С. А. Рыжова;
Цель программы – воспитание гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
В основе учебного плана лежат:
•Закон РФ «Об образовании»;
•Конвенция о правах ребенка;
•Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» ;
•Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПиН 2.4.1.2660–10 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164)
•Устав
Учебный план реализуется посредством следующих видов деятельности:
•Специально организованная деятельность (занятия);
•Совместная деятельность воспитателя с детьми;
•Самостоятельная деятельность детей, которая осуществляется согласно режиму дня каждой возрастной группы
МБДОУ организует работу по следующему направлению - Физическое развитие детей.
Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. В середине занятия (старший дошкольный возраст) проводится физкультурная минутка, психогимнастика, в течение занятия соблюдается смена деятельности. Перерыв между занятиями 10 минут. Для профилактики утомления детей, указанные занятия интегрируются с другими видами деятельности. Домашние задания воспитанникам не задаются.
В летний период учебные занятия не проводятся. Проводятся подвижные и спортивные игры, спортивные развлечения, экскурсии, увеличивается время прогулок.
Педагогический процесс в ДОУ осуществляется по Образовательной программе детского сада и примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» под редакцией Н. О. Березиной, И. А. Бурлаковой, Е. Н. Герасимовой. Программа допускает использование элементов учебной деятельности в форме занятий только в старшем дошкольном возрасте при организации переходного периода к школьному обучению. Совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность детей включают в себя различные формы организации и носят интегрированный характер и используются для развития двух и более видов детской деятельности, и решать задачи двух и более образовательных областей.
Физическое развитие
«Здоровье»
Необходимыми условиями решения одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (групп) по охране жизни и укреплению здоровья детей являются:
- создание в ДОУ безопасной образовательной среды ;
- осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы;
- использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.
Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических, направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.
Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др., направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.
Основные задачи психолого-педагогической работы :
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Физическая культура»
Комплекс психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы, составляющий содержание области «Здоровье», должен быть дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.
Основные задачи психолого-педагогической работы :
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
«Социализация»
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.
Основные задачи психолого-педагогической работы :
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
- формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);
- формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
- формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);
- формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).
Специфика реализации данной области заключается в следующем:
- решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);
- выделение «Социализации» в отдельную образовательную область условно, так как процесс социализации «пронизывает» содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами;
- значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.
«Безопасность»
Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. «Безопасность» окружающего мира природы – необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка.
Основные задачи психолого-педагогической работы :
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях; формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям)
- формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы) как предпосылки экологического сознания.
«Труд»
Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка.
Основные задачи психолого-педагогической работы :
- развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых (целях, видах, содержании, результатах, его роли в обществе и жизни каждого человека.
«Познание»
Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи, познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
Основные задачи психолого-педагогической работы :
- развитие сенсорной культуры;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Коммуникация»
предполагает:
- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;
- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.
Основные задачи психолого-педагогической работы :
- развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
«Чтение художественной литературы»
Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.
Основные задачи психолого-педагогической работы :
- формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений);
- развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы);
- приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе).
«Музыка»
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.
Основные задачи психолого-педагогической работы :
- приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству;
- развитие музыкально-художественной деятельности.
Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание, исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, элементарное музыкальное творчество.
«Художественное творчество»
Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».
Основные задачи психолого-педагогической работы :
- развитие продуктивной деятельности детей;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПЕРИОД НА ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ОТВОДИТСЯ 2 МЕСЯЦА. Проведение занятий осуществляется по подгруппам. Продолжительность занятия – 8 - 10 минут. V образовательной деятельности в неделю 1,5 часа.
В соответствии с требованиями Сан ПиН 2.4.1.2660–10 предусмотрено 10 занятий в неделю, по два занятия в день - утром и вечером (после сна).
НОД с детьми от 2 до 3 лет проводятся в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (обновленное содержание, 2005год, «Программой и методическими рекомендациями воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада» под редакцией М. Б. Зацепина. В соответствии с ФГТ и требованиями Сан ПиН предусмотрено 10 занятий в неделю, по два занятия в первую половину дня. Продолжительность занятия - 15 минут, перерыв между занятиями до 10 минут.
V образовательной деятельности в неделю 2,45 часа.
Vмаксимально допустимой нагрузки в первой половине дня = 30, 40 минут.
Дополнительное занятие 1 раз в неделю не более 15 минут.
Специальная организованная деятельность с воспитанниками средних групп проводится в соответствии с программно методическим комплексом «Успех» под редакцией Н. О. Березиной, И. А. Бурлаковой, Е. Н. Герасимовой. В соответствии с требованиями Сан ПиН 2.4.1.2660–10 длительность 15 – 20 минут каждое, в первую половину дня, с перерывом между ними 10 минут.
V образовательной деятельности в неделю 4 часа.
Vмаксимально допустимой нагрузки в первой половине дня = 30, 40 минут.
Дополнительные занятия 2 раза в неделю не более 25 минут.
Специальная организованная деятельность с воспитанниками старших групп проводится в соответствии с с программно методическим комплексом «Успех» под редакцией Н. О. Березиной, И. А. Бурлаковой, Е. Н. Герасимовой. С сентября по май (включительно) проводится 15 занятий в неделю (утром и во вторую половину дня, длительностью 25 минут каждое, с перерывом между ними 10 минут.
Третье физкультурное занятие проводится по усмотрению педагогов, в зависимости от условий ДОУ (во время прогулки, в дни, когда нет физкультурных и музыкальных занятий; организуются спортивные игры и др.)
Организуются индивидуальные занятия по физической культуре с детьми (по мере необходимости).
V образовательной деятельности в неделю 6 часов 15 минут.
Vмаксимально допустимой нагрузки в первой половине дня 45 минут.
Дополнительные занятия 2 раза в неделю не более 25 минут.
Специальная организованная деятельность с воспитанниками подготовительных к школе групп проводится в соответствии с программно методическим комплексом «Успех» под редакцией Н. О. Березиной, И. А. Бурлаковой, Е. Н. Герасимовой.
В соответствии с требованиями Сан ПиН 2.4.1.2660–10 С сентября по май (включительно) проводится 15 занятий в неделю (утром, длительностью 30 минут каждое, с перерывом между ними 10 минут.
Организуются индивидуальные занятия по физической культуре с детьми (по мере необходимости).
V образовательной деятельности в неделю 8 часов 30 минут.
Vмаксимально допустимой нагрузки в первой половине дня 1.5 часа.
Дополнительные занятия 3 раза в неделю не более 30 минут.
Учитывая необходимость дополнительной углубленной диагностической и коррекционно – развивающей работы в детском саду функционирует логопункт и работает педагог – психолог.
В подготовительной к школе группе, логопедом проводятся фронтальные занятия по подготовке детей к обучению грамоте (1 раз в неделю, логоритмика (1 раз в неделю) с детьми, имеющими проблемы в речевой сфере, фронтальные занятия по подготовке детей к обучению грамоте (1 раз в неделю, логоритмика (1 раз в неделю) с детьми, имеющими проблемы в речевой сфере. С целью исключения информационной перегрузки детей, предупреждения возникновения ситуации приоритета материалов одной программы в ущерб другой, осуществлена интеграция содержания программ, позволяющая комплексно решать задачи по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннему воспитанию, амплификации (обогащению) развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
Определение программного содержания стало возможным за счет разработанного, тематического планирования, основанием для которого послужило содержание «Программы коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичёвой, Г. В. Чиркиной и его интеграция с содержанием программно методического комплекса «Успех», под редакцией Н. О. Березиной, И. А. Бурлаковой, Е. Н. Герасимовой.
Содержание раздела «Развитие речи – подготовка к обучению грамоте» в старшем дошкольном возрасте интегрируется с содержанием раздела «Формирование звуковой стороны речи» «Программы коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР». С целью выполнения «Программы коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР» в учебный план логопункта включены занятия по разделу «Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи»; «Формирование звуковой стороны речи».
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей, правильным распределением нагрузки в течение дня. Согласно требованиям СанПиН, во избежание перегрузки детей, предусмотрено три периода, каждый из которых отличается задачами, содержанием и объемом материала логопедических занятий.
Логопункт посещают 25 дошкольников с 5 до 7 лет. Для коррекции и исправления речи логопедом проводится индивидуально-коррекционная работа.