Ирина Борисова
Приемы эмоционального стимулирования как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся Суву
▼ Скачать
Методическая мастерская
Борисова Ирина Владимировна, воспитатель
ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ»
«Приемы эмоционального стимулирования как средство духовно – нравственного воспитания обучающихся СУВУ»
Проблема воспитания в последние годы обсуждается весьма активно. О причинах этого факта говорить не стоит — поводов быть озабоченными воспитанностью человека сегодня предостаточно. Об этом говорит Стратегия развития духовно-нравственного воспитания до 2025 года, которая ставит перед педагогом глобальные воспитательные задачи. Одной из задач является повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации.
Публикация «Приемы эмоционального стимулирования как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся Суву» размещена в разделах
Основные направления Стратегии: воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности.
В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как
процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
В Концепции воспитания говорится, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 г. № 712, в Куртамышском СУВУ разработана и реализуется Рабочая программа воспитания, направленная на личностное развитие обучающихся, которая включает в себя 9 модулей.
В модуль «Классное руководство» входит воспитательная программа «На пути к успеху», которая учитывает возрастные особенности воспитанниц и основные жизненные задачи и включает в себя четыре направления: физическое воспитание и формирование культуры здоровья; гражданско-патриотическое воспитание; нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей; семейное воспитание.
По каждому направлению программы разработаны темы: «Я и здоровье», «Этикет», «Патриот», «Я и семья», содержащие цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации и содержания. В каждой теме приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, обозначены планируемые результаты. Программа «На пути к успеху» разработана на 68 часов. На каждую тему отводится 17 часов. Предусмотрены стартовый и итоговый срезы по каждой теме. Программа предполагает преемственность содержания, форм и методов организации образовательной деятельности на всех уровнях образования, т. е. построена на циклической основе. Программа рассчитана на учебный год, занятия проводятся 2 раза в неделю.
По данным диагностических исследований, 89% воспитанниц при поступлении в СУВУ имеют низкий уровень нравственного развития. Это можно объяснить отсутствием нравственных ценностей в семье, неблагоприятным социальным опытом. Именно поэтому так важно за время пребывания в СУВУ дать детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения, не читая нотаций.
Подростковый возраст – это тот период в жизни человека, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил поведения (начинает формироваться общественная направленность личности).
Подводя итог вышеизложенному, я ставлю для себя цель – создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственных ценностей личности подростка, используя на воспитательных занятиях приемы эмоционального стимулирования обучающихся :
Приемы игрового эмоционального стимулирования : они позволяют связать игры с произведениями искусства (игровое решение этических миниатюр).
Например, работая в малых группах, обучающиеся получают задание составить собственный сценарий игры-драматизации по мотивам сказки, рассказа, притчи, картины или осуществляют драматизацию по готовому произведению. Учатся делать анализ нравственного содержания ролей в играх, налаживать эмоциональную связь игры с жизнью. Ролевая игра и деловая игра помогают понять состояния другого человека, социодрама – умение войти в контакт с другой группой людей.
Приемы соревновательного эмоционального стимулирования учат оценке и сравнению результатов деятельности, поддержке, сотрудничеству, соревнованию в паре, группе, коллективе.
В основе соревнования должна лежать конкретная педагогическая задача, которая позволяет более полно реализовать возможности обучающегося в освоении предмета, вида деятельности; сравнить себя, пары, группы, коллективы по уровню подготовки; самоутвердиться в группе и личностной самооценке.
Приемы словесной подгруппы проблемно-поискового эмоционального стимулирования включают в себя : анализ проблемных вопросов; анализ ситуации из жизни; анализ воображаемых ситуаций; анализ ситуации из художественных или публицистических произведений; разбор содержания пословиц, поговорки, афоризмы; анализ противоречивых высказываний. В приемы игровой подгруппы входят – игра-выбор; скетч – короткая сценка по заданной проблемной ситуации. Итогом должно стать разрешение проблемы; ролевая игра с определенным количеством персонажей.
Приемы эмоционально-образного (художественно - образного) стимулирования включают словесные и аудиовизуальные, а они в свою очередь репродуктивные и творческие. Словесные - это выразительное чтение художественной литературы, исполнение песен, показ слайдов, видеофильмов, видеороликов. В течение года в Куртамышском СУВУ реализуется проект «Умное кино», где воспитанницы имеют возможность посмотреть и обсудить лучшие отечественные фильмы, рекомендуемые школьникам Министерством культуры России к просмотру, с глубоким нравственным содержанием. Уже не первый год в летний период осуществляется проект «Чтение с рассуждениями», в 2023 году данный проект реализуется по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова. Воспитанницы познакомились с такими произведениями как, «Сломанная кукла», «Чистые камушки», «Звезды в сентябре», «Солнечное затмение».
Сочинение эссе, песен, стихов, озвучивание фильмов, слайдов, создание и обыгрывание эпизодов для развития ситуации в фильме – это творческие приемы воспитания нравственных ценностей.
Одним из приемов эмоционального стимулирования питания детской души – являются притчи, их использование в цикле этических бесед. В ходе таких бесед использую притчи разных народов, современные, авторские (Кривин Феликс).
Современный мир рождает поток негативной информации, который выливается на наших детей, и никакие запреты и заслоны не оградят их от примеров жестокости. Только любовь, мудрость, вера и доброта могут противостоять насилию. Притчи учат воспитанниц этим качествам. В своей педагогической деятельности притчи я использую достаточно часто: они становятся основой для развития нравственных качеств на воспитательных занятиях.
Работу с притчами применяю в индивидуальной работе с воспитанницами, а также на групповых занятиях по программе воспитания. Первый опыт работы по притчам был с воспитанницей Х*** С***, который был реализован в педагогическом проекте «Воспитательный потенциал притч» в 2017-2018 учебном году. Занятия проводились индивидуально 4 раза в месяц по 30 минут. В процессе работы воспитанница училась проявлять любовь и уважение к людям, желанию и умению сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований. Продуктом проекта стал диск с видеороликами притч.
Эффективно использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать воспитательный процесс, даёт возможность обучающимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, а так же развивает у воспитанниц творческие и интеллектуальные способности. Разработаны и реализованы проекты разной направленности: социально – значимые - «Детство без границ», «Моя история успеха», «Педагог с Большой Буквы» «Мама, милая мама, поздравляю тебя!», приуроченный ко Дню матери; исследовательский – «Озера Зауралья»; творческий - «В мире хороших манер и доброты»
Распространяя свой педагогический опыт, имею публикации в сети Internet : сайт на wixsiti. Принимала участие в «Фестивале медиауроков -2018» среди педагогов Курганской области в номинации «Воспитательная работа». Также в 2018 году обобщила опыт работы на педагогическом совете по теме: «Индивидуализация воспитательного процесса», а в 2022 году «Приемы эмоционального стимулирования обучающихся, как средство самостимулирования и саморазвития личности». В научно-практическом журнале «Педагогическое Зауралье» № 1, 2019 год статья по обобщению опыта «Индивидуализация в воспитательном процессе в условиях СУВУ».
Являюсь медиатором службы медиации Куртамышского СУВУ. Опыт этой работы свидетельствует, о том, что служба примирения способна помогать разрешить самые сложные ситуации, поскольку в 80 % случаев ситуация была частично или полностью разрешена. И не маловажную роль на предварительных встречах в индивидуальных беседах играют правильно подобранные притчи.
Как показало время, приемы эмоционального стимулирования создают благоприятные условия для формирования системы духовно-нравственных ценностей и развития самостоятельной, творчески мыслящей личности.
Результатом моей профессиональной деятельности считаю стабильно положительную динамику уровня воспитанности обучающихся. А так же, анализируя итоги мониторинга программы Воспитания (стартовый и итоговый срезы, можно с уверенностью сказать, что полученные знания воспитанницы усвоили, и в дальнейшем будут применять их на практике, а значит, они будут более адаптированными к самостоятельной жизни.
Закончить же, мне бы хотелось притчей.
В одном городе проводили конкурс лучшего художника. И, в конце концов, жюри выбрало двух самых лучших. Но судьи никак не могли решить, какой из художников самый лучший. Тогда они обратились за советом к Мудрецу. Мудрец обратился к финалистам с вопросом: – Сколько недостатков вы сами видите на своих картинах. Один художник сказал: – Если бы я увидел на картине недостаток – я бы тут же его исправил. Эта картина безупречна. Второй художник молчал. У него спрашивают: – Вы тоже считаете свою картину совершенной? – Я доволен своей картиной. Но, в то же время, я вижу в ней очень много недостатков. Вот только не могу выбрать с каких начать рассказывать. И тогда Мудрец объявил победителя: – Тот человек, который не видит недостатков своей картины – достиг своего предела и остановился в мастерстве. Лучшим художником я выбираю того, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.