Лучший педагог года

Приемы эмоционального стимулирования как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся Суву

Ирина Борисова
Приемы эмоционального стимулирования как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся Суву
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая мастерская

Борисова Ирина Владимировна, воспитатель

ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ»

«Приемы эмоционального стимулирования как средство духовно – нравственного воспитания обучающихся СУВУ»

Проблема воспитания в последние годы обсуждается весьма активно. О причинах этого факта говорить не стоит — поводов быть озабоченными воспитанностью человека сегодня предостаточно. Об этом говорит Стратегия развития духовно-нравственного воспитания до 2025 года, которая ставит перед педагогом глобальные воспитательные задачи. Одной из задач является повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации.

Публикация «Приемы эмоционального стимулирования как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся Суву» размещена в разделах

Основные направления Стратегии: воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности.

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как

процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

В Концепции воспитания говорится, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 г. № 712, в Куртамышском СУВУ разработана и реализуется Рабочая программа воспитания, направленная на личностное развитие обучающихся, которая включает в себя 9 модулей.

В модуль «Классное руководство» входит воспитательная программа «На пути к успеху», которая учитывает возрастные особенности воспитанниц и основные жизненные задачи и включает в себя четыре направления: физическое воспитание и формирование культуры здоровья; гражданско-патриотическое воспитание; нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей; семейное воспитание.

По каждому направлению программы разработаны темы: «Я и здоровье», «Этикет», «Патриот», «Я и семья», содержащие цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации и содержания. В каждой теме приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, обозначены планируемые результаты. Программа «На пути к успеху» разработана на 68 часов. На каждую тему отводится 17 часов. Предусмотрены стартовый и итоговый срезы по каждой теме. Программа предполагает преемственность содержания, форм и методов организации образовательной деятельности на всех уровнях образования, т. е. построена на циклической основе. Программа рассчитана на учебный год, занятия проводятся 2 раза в неделю.

По данным диагностических исследований, 89% воспитанниц при поступлении в СУВУ имеют низкий уровень нравственного развития. Это можно объяснить отсутствием нравственных ценностей в семье, неблагоприятным социальным опытом. Именно поэтому так важно за время пребывания в СУВУ дать детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения, не читая нотаций.

Подростковый возраст – это тот период в жизни человека, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил поведения (начинает формироваться общественная направленность личности).

Подводя итог вышеизложенному, я ставлю для себя цель – создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственных ценностей личности подростка, используя на воспитательных занятиях приемы эмоционального стимулирования обучающихся :

Приемы игрового эмоционального стимулирования : они позволяют связать игры с произведениями искусства (игровое решение этических миниатюр).

Например, работая в малых группах, обучающиеся получают задание составить собственный сценарий игры-драматизации по мотивам сказки, рассказа, притчи, картины или осуществляют драматизацию по готовому произведению. Учатся делать анализ нравственного содержания ролей в играх, налаживать эмоциональную связь игры с жизнью. Ролевая игра и деловая игра помогают понять состояния другого человека, социодрама – умение войти в контакт с другой группой людей.

Приемы соревновательного эмоционального стимулирования учат оценке и сравнению результатов деятельности, поддержке, сотрудничеству, соревнованию в паре, группе, коллективе.

В основе соревнования должна лежать конкретная педагогическая задача, которая позволяет более полно реализовать возможности обучающегося в освоении предмета, вида деятельности; сравнить себя, пары, группы, коллективы по уровню подготовки; самоутвердиться в группе и личностной самооценке.

Приемы словесной подгруппы проблемно-поискового эмоционального стимулирования включают в себя : анализ проблемных вопросов; анализ ситуации из жизни; анализ воображаемых ситуаций; анализ ситуации из художественных или публицистических произведений; разбор содержания пословиц, поговорки, афоризмы; анализ противоречивых высказываний. В приемы игровой подгруппы входят – игра-выбор; скетч – короткая сценка по заданной проблемной ситуации. Итогом должно стать разрешение проблемы; ролевая игра с определенным количеством персонажей.

Приемы эмоционально-образного (художественно - образного) стимулирования включают словесные и аудиовизуальные, а они в свою очередь репродуктивные и творческие. Словесные - это выразительное чтение художественной литературы, исполнение песен, показ слайдов, видеофильмов, видеороликов. В течение года в Куртамышском СУВУ реализуется проект «Умное кино», где воспитанницы имеют возможность посмотреть и обсудить лучшие отечественные фильмы, рекомендуемые школьникам Министерством культуры России к просмотру, с глубоким нравственным содержанием. Уже не первый год в летний период осуществляется проект «Чтение с рассуждениями», в 2023 году данный проект реализуется по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова. Воспитанницы познакомились с такими произведениями как, «Сломанная кукла», «Чистые камушки», «Звезды в сентябре», «Солнечное затмение».

Сочинение эссе, песен, стихов, озвучивание фильмов, слайдов, создание и обыгрывание эпизодов для развития ситуации в фильме – это творческие приемы воспитания нравственных ценностей.

Одним из приемов эмоционального стимулирования питания детской души – являются притчи, их использование в цикле этических бесед. В ходе таких бесед использую притчи разных народов, современные, авторские (Кривин Феликс).

Современный мир рождает поток негативной информации, который выливается на наших детей, и никакие запреты и заслоны не оградят их от примеров жестокости. Только любовь, мудрость, вера и доброта могут противостоять насилию. Притчи учат воспитанниц этим качествам. В своей педагогической деятельности притчи я использую достаточно часто: они становятся основой для развития нравственных качеств на воспитательных занятиях.

Работу с притчами применяю в индивидуальной работе с воспитанницами, а также на групповых занятиях по программе воспитания. Первый опыт работы по притчам был с воспитанницей Х*** С***, который был реализован в педагогическом проекте «Воспитательный потенциал притч» в 2017-2018 учебном году. Занятия проводились индивидуально 4 раза в месяц по 30 минут. В процессе работы воспитанница училась проявлять любовь и уважение к людям, желанию и умению сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований. Продуктом проекта стал диск с видеороликами притч.

Эффективно использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать воспитательный процесс, даёт возможность обучающимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, а так же развивает у воспитанниц творческие и интеллектуальные способности. Разработаны и реализованы проекты разной направленности: социально – значимые - «Детство без границ», «Моя история успеха», «Педагог с Большой Буквы» «Мама, милая мама, поздравляю тебя!», приуроченный ко Дню матери; исследовательский – «Озера Зауралья»; творческий - «В мире хороших манер и доброты»

Распространяя свой педагогический опыт, имею публикации в сети Internet : сайт на wixsiti. Принимала участие в «Фестивале медиауроков -2018» среди педагогов Курганской области в номинации «Воспитательная работа». Также в 2018 году обобщила опыт работы на педагогическом совете по теме: «Индивидуализация воспитательного процесса», а в 2022 году «Приемы эмоционального стимулирования обучающихся, как средство самостимулирования и саморазвития личности». В научно-практическом журнале «Педагогическое Зауралье» № 1, 2019 год статья по обобщению опыта «Индивидуализация в воспитательном процессе в условиях СУВУ».

Являюсь медиатором службы медиации Куртамышского СУВУ. Опыт этой работы свидетельствует, о том, что служба примирения способна помогать разрешить самые сложные ситуации, поскольку в 80 % случаев ситуация была частично или полностью разрешена. И не маловажную роль на предварительных встречах в индивидуальных беседах играют правильно подобранные притчи.

Как показало время, приемы эмоционального стимулирования создают благоприятные условия для формирования системы духовно-нравственных ценностей и развития самостоятельной, творчески мыслящей личности.

Результатом моей профессиональной деятельности считаю стабильно положительную динамику уровня воспитанности обучающихся. А так же, анализируя итоги мониторинга программы Воспитания (стартовый и итоговый срезы, можно с уверенностью сказать, что полученные знания воспитанницы усвоили, и в дальнейшем будут применять их на практике, а значит, они будут более адаптированными к самостоятельной жизни.

Закончить же, мне бы хотелось притчей.

В одном городе проводили конкурс лучшего художника. И, в конце концов, жюри выбрало двух самых лучших. Но судьи никак не могли решить, какой из художников самый лучший. Тогда они обратились за советом к Мудрецу. Мудрец обратился к финалистам с вопросом: – Сколько недостатков вы сами видите на своих картинах. Один художник сказал: – Если бы я увидел на картине недостаток – я бы тут же его исправил. Эта картина безупречна. Второй художник молчал. У него спрашивают: – Вы тоже считаете свою картину совершенной? – Я доволен своей картиной. Но, в то же время, я вижу в ней очень много недостатков. Вот только не могу выбрать с каких начать рассказывать. И тогда Мудрец объявил победителя: – Тот человек, который не видит недостатков своей картины – достиг своего предела и остановился в мастерстве. Лучшим художником я выбираю того, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Экскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольниковЭкскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольников Нужно ли водить детей в храм? В настоящее время становится все больше таких вопросов. Молодые родители крестят своих детей по традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы эмоционального стимулирования как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся Суву
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 08:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы эмоционального стимулирования как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся Суву» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Борисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД