мареева яна
Использование полихудожественного подхода в воспитательно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особо значимый период в духовно-нравственном воспитании и развитии ребенка. Старший дошкольник не просто активно усваивает основные ценности окружающего мира и общецивилизованные начала добра и зла, чести и бесчестия, красоты и безобразия, своего и чужого, но и постигает их общий смыл уже в этнонациональной форме. Это тот самый период, когда в сознании маленького человека формируются первые представления, из которых впоследствии вырастает образ Родины, осваиваются первые правила и на базе которых формируется патриотизм.
Публикация «Использование полихудожественного подхода в воспитательно-образовательном процессе» размещена в разделах
Особое значение в связи с этим приобретает полихудожественный подход в воспитании патриотизма у старших дошкольников. Он заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе ДОУ различных видов искусства и художественной деятельности с целью нравственного, художественного, эстетического развития и воспитания ребенка. По мнению автора, ребенок с самых первых лет рождения по своей природе предрасположен в равной степени к разным видам искусства, то есть он полихудожественен. Но в практической действительности, в детских садах и школах, каждый вид искусства предлагают детям в основном обособленно, забывая, что сознание ребенка одновременно вмещает все виды художественной деятельности со своеобразным их переплетением в процессе развития. Полихудожественный подход в работе с детьми дошкольного возраста помогает педагогам успешно воспитывать у них патриотизм, так как каждое из искусств обладает своими средствами выразительности и влияет на различные стороны сознания ребенка. В литературе –это слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора); в театрализованной деятельности – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм, лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в композиции) и др. ; в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др. В воспитании у дошкольников патриотизма, важно, чтобы содержание интегрированных искусств было тесно связано с близким ребенку природным окружением, национальными и народными традициями и обычаями.
Полихудожественный подход в воспитании детей дошкольного возраста заключается в соединении различных видов искусства, в переводе одного художественного ряда в другой, в использовании отдельными искусствами выразительных средств, художественного языка и материала других искусств. Эффективность интегрированных и комплексных занятий в воспитании патриотизма у ребенка дошкольника состоит в том, что в них могут объединяться знания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка. Данные занятия объединяют и разнообразные виды художественной деятельности: музыкальную, театрально – игровую, речевую, изобразительную деятельность дошкольников. Возможно объединение и двух деятельностей, например музыкальной и изобразительной, музыкальной и театральной. Главная цель таких занятий – возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер. Педагогическая ценность данных занятий в том, что, необычные по своему содержанию и форме, они увлекают ребенка, побуждают его активно и творчески действовать. Дети используют различный художественный материал, переходят от одного вида деятельности к другому, применяют разные приемы. Эта комплексная деятельность активизирует ориентировку дошкольников в окружающем, творческую инициативу и стимулирует эмоциональные переживания.
Так ознакомление с историей Родины, по мнению И. В. Штанько [6], можно проводить иллюстрируя беседы произведениями искусства, художественной литературы. Так, например, рассматривая портреты купца и купчихи в старшей группе, можно вспомнить чудесную сказку русского писателя С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», которая станет яркой литературной иллюстрацией.
Знакомя старших дошкольников с народными традициями и праздниками, нужно формировать представления детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. С этой целью на занятиях по декоративно-прикладному искусству можно использовать русские народные сказки, былины, потешки, народные игрушки, народную музыку. Например, готовясь к весенним народным праздникам, воспитатель знакомит детей с песнями-закличками, традицией лепки птиц из теста, хороводами, затем с песнями-колядками, воспитывая любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова.
Теперь рассмотрим, каково же влияние на воспитание патриотизма у старших дошкольников каждого из видов искусств в отдельности.
Неизменной любовью у старших дошкольников пользуются театрализованные игры. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы, поэтому умелое использование театрализованной деятельности оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по воспитанию патриотизма у детей.
Огромный потенциал воздействия на воспитание патриотизма несет в себе музыкальное искусство, в особенности произведения музыкального народного творчества. Старшие дошкольники с поразительной быстротой овладевают музыкальным наследием народа. Слушание, разучивание и исполнение народных песен детьми способствует становлению у них таких проявлений патриотизма, как уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей.
В работе по патриотическому воспитанию должна чаще использоваться и художественная литература, поскольку она является прекрасным средством формирования чувства гражданственности, представлений о Родине, воспитания уважения к различным народам, благодарности воинам. Необходимо знакомить детей с многонациональной художественной литературой, лучшими произведениями, подобранными через призму тех общечеловеческих нравственных ценностей, которые, с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение к людям различных национальностей, а с другой – закладывают основу общечеловеческой
Таким образом, можно говорить о том, что использование полихудожественного подхода в воспитательно-образовательном процессе по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста успешно помогает становлению у них таких его проявлений, как уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, воспитанию чувства гордости за талант своего народа, уважения к другим народам, чувства сопричастности к культурному наследию.