Папки-передвижки

Использование полихудожественного подхода в воспитательно-образовательном процессе

мареева яна
Использование полихудожественного подхода в воспитательно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особо значимый период в духовно-нравственном воспитании и развитии ребенка. Старший дошкольник не просто активно усваивает основные ценности окружающего мира и общецивилизованные начала добра и зла, чести и бесчестия, красоты и безобразия, своего и чужого, но и постигает их общий смыл уже в этнонациональной форме. Это тот самый период, когда в сознании маленького человека формируются первые представления, из которых впоследствии вырастает образ Родины, осваиваются первые правила и на базе которых формируется патриотизм.

Публикация «Использование полихудожественного подхода в воспитательно-образовательном процессе» размещена в разделах

Особое значение в связи с этим приобретает полихудожественный подход в воспитании патриотизма у старших дошкольников. Он заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе ДОУ различных видов искусства и художественной деятельности с целью нравственного, художественного, эстетического развития и воспитания ребенка. По мнению автора, ребенок с самых первых лет рождения по своей природе предрасположен в равной степени к разным видам искусства, то есть он полихудожественен. Но в практической действительности, в детских садах и школах, каждый вид искусства предлагают детям в основном обособленно, забывая, что сознание ребенка одновременно вмещает все виды художественной деятельности со своеобразным их переплетением в процессе развития. Полихудожественный подход в работе с детьми дошкольного возраста помогает педагогам успешно воспитывать у них патриотизм, так как каждое из искусств обладает своими средствами выразительности и влияет на различные стороны сознания ребенка. В литературе –это слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора); в театрализованной деятельности – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм, лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в композиции) и др. ; в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др. В воспитании у дошкольников патриотизма, важно, чтобы содержание интегрированных искусств было тесно связано с близким ребенку природным окружением, национальными и народными традициями и обычаями.

Полихудожественный подход в воспитании детей дошкольного возраста заключается в соединении различных видов искусства, в переводе одного художественного ряда в другой, в использовании отдельными искусствами выразительных средств, художественного языка и материала других искусств. Эффективность интегрированных и комплексных занятий в воспитании патриотизма у ребенка дошкольника состоит в том, что в них могут объединяться знания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка. Данные занятия объединяют и разнообразные виды художественной деятельности: музыкальную, театрально – игровую, речевую, изобразительную деятельность дошкольников. Возможно объединение и двух деятельностей, например музыкальной и изобразительной, музыкальной и театральной. Главная цель таких занятий – возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер. Педагогическая ценность данных занятий в том, что, необычные по своему содержанию и форме, они увлекают ребенка, побуждают его активно и творчески действовать. Дети используют различный художественный материал, переходят от одного вида деятельности к другому, применяют разные приемы. Эта комплексная деятельность активизирует ориентировку дошкольников в окружающем, творческую инициативу и стимулирует эмоциональные переживания.

Так ознакомление с историей Родины, по мнению И. В. Штанько [6], можно проводить иллюстрируя беседы произведениями искусства, художественной литературы. Так, например, рассматривая портреты купца и купчихи в старшей группе, можно вспомнить чудесную сказку русского писателя С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», которая станет яркой литературной иллюстрацией.

Знакомя старших дошкольников с народными традициями и праздниками, нужно формировать представления детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. С этой целью на занятиях по декоративно-прикладному искусству можно использовать русские народные сказки, былины, потешки, народные игрушки, народную музыку. Например, готовясь к весенним народным праздникам, воспитатель знакомит детей с песнями-закличками, традицией лепки птиц из теста, хороводами, затем с песнями-колядками, воспитывая любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова.

Теперь рассмотрим, каково же влияние на воспитание патриотизма у старших дошкольников каждого из видов искусств в отдельности.

Неизменной любовью у старших дошкольников пользуются театрализованные игры. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы, поэтому умелое использование театрализованной деятельности оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по воспитанию патриотизма у детей.

Огромный потенциал воздействия на воспитание патриотизма несет в себе музыкальное искусство, в особенности произведения музыкального народного творчества. Старшие дошкольники с поразительной быстротой овладевают музыкальным наследием народа. Слушание, разучивание и исполнение народных песен детьми способствует становлению у них таких проявлений патриотизма, как уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей.

В работе по патриотическому воспитанию должна чаще использоваться и художественная литература, поскольку она является прекрасным средством формирования чувства гражданственности, представлений о Родине, воспитания уважения к различным народам, благодарности воинам. Необходимо знакомить детей с многонациональной художественной литературой, лучшими произведениями, подобранными через призму тех общечеловеческих нравственных ценностей, которые, с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение к людям различных национальностей, а с другой – закладывают основу общечеловеческой

Таким образом, можно говорить о том, что использование полихудожественного подхода в воспитательно-образовательном процессе по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста успешно помогает становлению у них таких его проявлений, как уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, воспитанию чувства гордости за талант своего народа, уважения к другим народам, чувства сопричастности к культурному наследию.

Публикации по теме:

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Дидактическое развивающее пособие из ткани «Мягкая книга» для применения в воспитательно-образовательном процессе «Новый год»Дидактическое развивающее пособие из ткани «Мягкая книга» для применения в воспитательно-образовательном процессе «Новый год» ЧАСНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №167 ОАО «РЖД» «СКАЗКА» "Мягкая книга" – развивающее пособие для применения в.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Проектная деятельность в средней группе ДОУ с использованием полихудожественного подхода «Моя любимая игрушка»Проектная деятельность в средней группе ДОУ с использованием полихудожественного подхода «Моя любимая игрушка» Паспорт проектаВид проекта: творческий. Продолжительность проекта: одна неделя. Участники проекта: дети средней группы «Ромашка», воспитатели,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование полихудожественного подхода в воспитательно-образовательном процессе
Опубликовано: 21 мая 2024 в 21:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование полихудожественного подхода в воспитательно-образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем мареева яна (УИ 2270785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД