Наталья Бондарева
Методическое объединение «Фонетико — фонематическая сторона речи воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. Но очень часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при обучении в школе.
Публикация «Методическое объединение „Фонетико — фонематическая сторона речи воспитанников“» размещена в разделах
Преодоление нарушений фонетико-фонематической стороны речи требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Разрабатывая план коррекционно-развивающей работы, я опиралась на труды известных нейропсихологов Семенович А. В., Ланиной Т. Н. и логопедов Пожиленко Е. А., Нищевой Н. В., Агранович З. Е., Ткаченко Т. А.
По мнению Семенович А. В., Ланиной Т. Н. для успешной профилактики и коррекции фонетико-фонематических нарушений необходимо учитывать “онтогенетический принцип развития высших психических функций, предполагающий опору на довербальные стадии развития”.
Таким образом, задачи коррекционно-развивающего обучения заключаются в следующем:
Развивать общие речевые навыки
Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением
Развивать артикуляционную моторику, вырабатывать правильные артикуляционные уклады
Формировать слуховой гнозис, развивать фонематическое восприятие
Формировать слоговую структуру слова
Обогащать и активизировать словарный запас детей
Формировать понятия о грамматических категориях языка
Стимулировать речевую активность детей
Развивать речевое общение
Эти задачи можно успешно реализовать в результате систематической и последовательной работы, используя разнообразные формы и методы.
Первым этапом профилактической и коррекционной работы будет оптимизация сенсомоторного уровня речевой деятельности, которая предполагает: развитие общих речевых навыков (правильного дыхания, плавности речи и т. д., общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Вторым этапом будет являться формирование слухового гнозиса, которое опирается на узнавание неречевых звуков окружающего мира (бытовых и природных шумов, музыкальных звуков и мелодий, голосов животных и людей, чувство ритма).
Третьим этапом будет формирование фонематических процессов, которое, в свою очередь, развивается по трем этапам.
1 этап – восприятие звуков.
2 этап – восприятие и воспроизведение звуков.
3 этап – восприятие и воспроизведение звуков с закреплением их в письменной речи.
Параллельно ведется работа по постановке и автоматизации нарушенных звуков.
Организация, структура, методические приемы зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка. Занятия проводятся в индивидуальной форме, но при этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на подготовительном этапе.
Индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы в нее вносятся некоторые изменения.
Индивидуальные – основная цель которых, подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).
Подгрупповые – основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков, упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой. Меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонематического и лексико-грамматического материала.
Фронтальные фонематические занятия предусматривают (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонематических позициях (активное использование их в различных формах самостоятельной речи, и, одновременно, обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
Предлагаемый план работы можно использовать в работе с детьми, имеющими как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, так и общее недоразвитие речи, а своевременная коррекционная работа поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями и предупредить ошибки чтения и письма, а также позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразно с закономерностями формирования речи в онтогенезе.
Использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.