Получи документы

Методическое объединение «Фонетико — фонематическая сторона речи воспитанников»

Наталья Бондарева
Методическое объединение «Фонетико — фонематическая сторона речи воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. Но очень часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при обучении в школе.

Публикация «Методическое объединение „Фонетико — фонематическая сторона речи воспитанников“» размещена в разделах

Преодоление нарушений фонетико-фонематической стороны речи требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Разрабатывая план коррекционно-развивающей работы, я опиралась на труды известных нейропсихологов Семенович А. В., Ланиной Т. Н. и логопедов Пожиленко Е. А., Нищевой Н. В., Агранович З. Е., Ткаченко Т. А.

По мнению Семенович А. В., Ланиной Т. Н. для успешной профилактики и коррекции фонетико-фонематических нарушений необходимо учитывать “онтогенетический принцип развития высших психических функций, предполагающий опору на довербальные стадии развития”.

Таким образом, задачи коррекционно-развивающего обучения заключаются в следующем:

Развивать общие речевые навыки

Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением

Развивать артикуляционную моторику, вырабатывать правильные артикуляционные уклады

Формировать слуховой гнозис, развивать фонематическое восприятие

Формировать слоговую структуру слова

Обогащать и активизировать словарный запас детей

Формировать понятия о грамматических категориях языка

Стимулировать речевую активность детей

Развивать речевое общение

Эти задачи можно успешно реализовать в результате систематической и последовательной работы, используя разнообразные формы и методы.

Первым этапом профилактической и коррекционной работы будет оптимизация сенсомоторного уровня речевой деятельности, которая предполагает: развитие общих речевых навыков (правильного дыхания, плавности речи и т. д., общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Вторым этапом будет являться формирование слухового гнозиса, которое опирается на узнавание неречевых звуков окружающего мира (бытовых и природных шумов, музыкальных звуков и мелодий, голосов животных и людей, чувство ритма).

Третьим этапом будет формирование фонематических процессов, которое, в свою очередь, развивается по трем этапам.

1 этап – восприятие звуков.

2 этап – восприятие и воспроизведение звуков.

3 этап – восприятие и воспроизведение звуков с закреплением их в письменной речи.

Параллельно ведется работа по постановке и автоматизации нарушенных звуков.

Организация, структура, методические приемы зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка. Занятия проводятся в индивидуальной форме, но при этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на подготовительном этапе.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы в нее вносятся некоторые изменения.

Индивидуальные – основная цель которых, подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).

Подгрупповые – основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков, упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой. Меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонематического и лексико-грамматического материала.

Фронтальные фонематические занятия предусматривают (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонематических позициях (активное использование их в различных формах самостоятельной речи, и, одновременно, обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

Предлагаемый план работы можно использовать в работе с детьми, имеющими как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, так и общее недоразвитие речи, а своевременная коррекционная работа поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями и предупредить ошибки чтения и письма, а также позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразно с закономерностями формирования речи в онтогенезе.

Использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка»Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка» Здравствуйте,дорогие коллеги и гости моей странички!Сегодня поделюсь с вами конспектом проведенного открытого занятия по рисованию методом.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Круглый стол с учителями начальной школы «Методическое объединение — центр коллективного творчества» Круглый стол «Методическое объединение-центр коллективного творчества» Цель: обсудить проблемы, возникшие при организации работы методического.

Методическое объединение воспитателей ДОУ в форме «Ярмарка рабочих программ педагога» Используемые ресурсы: • компьютер; • презентация «Нормативно – правовое обеспечение образовательной деятельности на ступени дошкольного.

Методическое указание к картине «Строим дом» для развития речи детей младшего дошкольного возраста Содержание картины. Дети играют на полу со строительным материалом. Мальчики строят дом. Один из них устанавливает флажок на верху постройки,.

Мини-музей «Родная сторона»Мини-музей «Родная сторона» Здравствуйте, дорогие друзья! В своих предыдущих статьях я писала об оформлении изостудии, которая функционирует в нашем детском саду.

Обратная сторона «Пуговичного коврика». Пособие для малышей «Ромашковая полянка»Обратная сторона «Пуговичного коврика». Пособие для малышей «Ромашковая полянка» В прошлый раз я представила вашему вниманию пособие для развития мелкой моторики "Пуговичный коврик". Сегодня я хочу предложить вам.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое объединение «Фонетико — фонематическая сторона речи воспитанников»
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 18:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое объединение «Фонетико — фонематическая сторона речи воспитанников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бондарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД