Татьяна Горячева
Метод проектов как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. Проект «Этих дней не смолкнет слава…»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников
– актуальная проблема в условиях современной России. Социолог Е. И. Пронина отмечает: «Патриотизм сегодня неотъемлемая составляющая любого современного государства, заботящегося о своей целостности, устойчивости, благополучии». Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Развитие и формирование нравственных качеств осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания.
Публикация «Метод проектов как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ, Проект „Этих дней не смолкнет слава…“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как на специально организованных занятиях, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в библиотеку, музей боевой славы, к памятникам павшим героям Великой Отечественной войны, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.).
Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги нашего учреждения, приняли решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.
К созданию проекта:«Этих дней не смолкнет слава…» подтолкнуло нас то, что вопросы воспитания патриотизма, гражданственности в молодых семьях не считаются важными, а дошкольники имеют довольно смутные представления о Великой Отечественной войне или не имеют их вовсе.
ПРОЕКТ «ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА…»
…Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Юрий Воронов,
участник блокады Ленинграда
Тип проекта: творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный (март, апрель).
Возраст: подготовительная к школе группа.
ПРОБЛЕМА: вопросы воспитания патриотизма, гражданственности в молодых семьях не считаются важными, а дошкольники имеют довольно смутные представления о Великой Отечественной войне или не имеют их вовсе.
АКТУАЛЬНОСТЬ: В 90-е годы XX века в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства (Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, этим и определяется актуальность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, к ее истории начинается с детства.
ЦЕЛЬ
:
Совершенствовать формы и методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми и родителями.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
• Способствовать осознанию детьми подвига, совершенного народом;
• Закреплять имеющиеся знания о Великой Отечественной войне;
• Расширять представления детей о тех, кто защищал нашу Родину: мужчины, женщины, дети;
Развивающие:
• развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;
• Продолжать работу по обогащению словаря, развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения;
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины;
• Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- дети;
- воспитатели;
- родители;
- музыкальный руководитель.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• Осознание детьми значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
• Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
• Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
• Повышение заинтересованности родителей в формировании у детей представлений о Великой Отечественной войне.
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: тематический праздник «День Победы».
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Экскурсия в Музей боевой славы школы №24.
2. Прослушивание песен военных лет, песни А. Ермолова «Прадедушка», песен «Солнечный круг», «День Победы».
3. Прослушивание Сообщения Совинформбюро о начале войны.
4. Просмотр презентации «Детям о войне».
5. Диагностика знаний детей по данной теме.
6. Сбор материала по теме: книги, альбомы, фотографии, репродукции картин, конспекты занятий, аудиозаписи, подготовка атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
1. Чтение художественной литературы по теме «Великая Отечественная война».
2. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников о ВОВ.
3. Заучивание стихов, составление рассказов, беседы.
4. Занятия по развитию речи: «Что я знаю о войне?», «Дети – участники ВОВ», рассматривание картины «Взятие Рейхстага».
5. Выставка книг о войне.
6. Продуктивная деятельность:
1) Рисование «Солдат на посту»;
2) Рисование иллюстрации к рассказу Л. Кассиля «Сестра»;
3) Конструирование из бумаги «Солдатское письмо», «Открытка для ветерана»;
7. Инсценировка «Пришло письмо с фронта»;
8. Разучивание песен «Катюша», «Прадедушка».
9. Викторина «Герои войны»;
10. Дидактические игры.
11. Сюжетно-ролевые игры.
12. Открытое занятие для родителей.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- Анкетирование родителей «Формирование у детей знаний о войне».
- Консультации для родителей «Уроки гражданственности», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»;
-Оказание материальной помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, аудио-видеофильмов для детей.
-Домашнее задание с родителями – рисование портретов мам и автопортретов.
-Участие в изготовлении пособий, дидактических игр.
-Оказание помощи в проведении выставок.
-Изготовление атрибутов и костюмов к играм и тематическому занятию.
- Организация экскурсий с детьми в подольский Выставочный зал
1. «Подольчане на защите Отечества»
(уникальные находки подольского военно-патриотического отряда «Память»).
2. Модели военной техники периода Великой Отечественной войны
1941-1945 гг.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Подведение итогов проводится в виде тематического праздника «День Победы».
Диагностика знаний детей о Великой Отечественной войне
Вопросы
1. Что такое война? Что она приносит людям?
2. Каких героев ВОв ты знаешь? Какой подвиг они совершили?
3. Для чего создают памятники, пишут стихи, книги и ставят фильмы о войне?
4. Есть ли в вашей семье участник войны, что ты о нем знаешь?
5. Чем прославился город Подольск в годы войны?
Литература:
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1;
2. Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2011.- 128 с. - (Библиотека воспитателя) (5);
3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М. : Гном, 2011 г.
4. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.