Приложение МААМ

Метод моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста

Райхель Елена
Метод моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Метод моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Метод моделирование в современной научно-педагогической литературе рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л. А., Дьяченко О. М. и др.) Воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним, это наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Публикация «Метод моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Многочисленные исследования советских психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний, умений и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью графических моделей у детей относительно быстро и легко совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные, практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.

Известный психолог Л. С. Выготский неоднократно указывал на значимость метода наглядного моделирования. Т. В. Егорова и А. Л. Леонтьев отмечали, что метод наглядного моделирования особенно важен для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше вербального.

Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядного моделирования развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. К. Журовой, так же как и многие методы дошкольного обучения, основаны на использовании наглядных моделей. Данный метод предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.

Такой метод, помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, предложение, научиться действовать с ними. При использовании схем предложений, слов меняется характер деятельности детей : они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст делится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков.

Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка. При обучении, как чтению, так и письму, исходным процессом является звуковой анализ и синтез устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности. Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Учитывая то, что наглядное моделирование доступно дошкольникам только в результате специально организованного обучения, необходимо формировать у них навыки наглядного моделирования в определенной последовательности, в несколько этапов с повышением доли самостоятельности участия детей в этом процессе :

1. Знакомство с сенсорным материалом, его анализ.

2. Перевод сенсорного материала на знаково-символический язык.

3. Формирование навыка дешифровки модели.

4. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Используя данный алгоритм действия на практике, возможно, резко повысить эффективность формирования у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза, что в свою очередь повысит эффективность усвоения детьми старшего дошкольного возраста, образовательного материала, при обучении грамоте.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Использование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возрастаИспользование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возраста Лепбук по теме : "Лето". Используя определённую лексическую тему, необходимо затронуть все образовательные области, содержание лэпбука.

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2023 в 11:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Райхель Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД