Райхель Елена
Метод моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Метод моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Метод моделирование в современной научно-педагогической литературе рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л. А., Дьяченко О. М. и др.) Воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним, это наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Публикация «Метод моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Многочисленные исследования советских психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний, умений и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью графических моделей у детей относительно быстро и легко совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные, практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.
Известный психолог Л. С. Выготский неоднократно указывал на значимость метода наглядного моделирования. Т. В. Егорова и А. Л. Леонтьев отмечали, что метод наглядного моделирования особенно важен для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше вербального.
Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядного моделирования развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. К. Журовой, так же как и многие методы дошкольного обучения, основаны на использовании наглядных моделей. Данный метод предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.
Такой метод, помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, предложение, научиться действовать с ними. При использовании схем предложений, слов меняется характер деятельности детей : они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст делится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков.
Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка. При обучении, как чтению, так и письму, исходным процессом является звуковой анализ и синтез устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности. Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.
Учитывая то, что наглядное моделирование доступно дошкольникам только в результате специально организованного обучения, необходимо формировать у них навыки наглядного моделирования в определенной последовательности, в несколько этапов с повышением доли самостоятельности участия детей в этом процессе :
1. Знакомство с сенсорным материалом, его анализ.
2. Перевод сенсорного материала на знаково-символический язык.
3. Формирование навыка дешифровки модели.
4. Формирование навыка самостоятельного моделирования.
Используя данный алгоритм действия на практике, возможно, резко повысить эффективность формирования у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза, что в свою очередь повысит эффективность усвоения детьми старшего дошкольного возраста, образовательного материала, при обучении грамоте.