Анна Новикова
Метод кластер в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Разбивка на кластеры :
• является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации;
• развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события);
• помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы;
• вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме;
• развивает такое качество личности, как коммуникабельность.
Публикация «Метод кластер в работе логопеда» размещена в разделах
Современная жизнь показывает, что уже от дошкольника требуется умение мыслить самостоятельно, логически, умение обобщать и делать вывод.
А если у ребенка нарушено речевое развитие, либо идет задержка психического развития, то ему трудно самостоятельно воспринимать и интерпретировать получаемую информацию. Одна из главных причин этого – бедный словарный запас и несформированность грамматического строя речи.
Для решения этих задач педагоги в своей работе используют традиционные образовательные технологии в сочетании с современными, инновационными. Технология развития критического мышления - один из современных методов, направленных на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС :
эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
такое качество личности, как коммуникабельность
Метод кластеров универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.
В процессе коррекции и развития речи дошкольников можно использовать разные приемы, хочу поделиться опытом работы в составлении так называемых кластерных таблиц в процессе изучения нового материала или обобщения знаний по изученной лексической теме. Применение в логопедической работе технологии кластера можно использовать для обогащения словаря и развития лексико – грамматической стороны речи. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать знания по той или иной проблеме.
В образовательной деятельности под кластером понимается графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Возможно применение кластера на протяжении всего занятия, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Например, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе занятия, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя-логопеда и коллектива.
Рассмотрим примеры разбивки на кластеры.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных лексических тем.
К разбивке информации на кластеры для дошкольников предъявляю такие общие требования:
- все понятия должны представлять собой наглядный материал, понятный ребенку;
- в начале введения кластерных таблиц использовать не более 3-4 смысловых единиц, чтобы дети постепенно привыкали к этому способу обобщения информации, затем количество элементов увеличивается;
- при составлении кластерных таблиц использовать игровые приемы, чтобы ребенку было интересно.
Применение кластера в логопедической работе имеет следующие достоинства:
позволяет охватить большой объем информации;
всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
причинно-следственные связи и строить умозаключения;
от частностей к общему, понимая проблему в целом;
Использовать приема кластера можно при работе над лексико – грамматической стороной речи, при объяснении нового материала, закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.
Учитывая особенности познавательной деятельности детей с тяжёлыми речевыми нарушениям и с задержкой психического развития (сниженн ая познавательная активность, можно использовать разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: дидактические игры, упражнения, наглядный материал (картины, игрушки, схемы).
Методы направлены на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Чтобы обеспечить оптимальные условия развития речи детей с общим недоразвитием речи необходимы способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми. Это взаимодействие обеспечивают интерактивные технологии.
Что дает интерактивное обучение дошкольников? Обеспечивает комфортные условия для взаимодействие взрослого и ребенка. Дети на занятиях в парах, микрогруппах или малых группах имеют возможность прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения. При таких условиях каждый ребенок чувствует свои успехи, закрепляет их достигает высо-ких результатов в обучении.
Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. Но поскольку этот метод больше ориентирован на школьников, то более целесообразным считаю его адаптацию на дошколь-ный возраст. Можно также его немного изменить и создать разные варианты.
На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
При работе с кластером необходимо придерживаться правил:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Метод кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему. Для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу Позвольте представить вашему вниманию опыт работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу.
Формирование произносительной стороны речи у детей с моторной алалией с общим недоразвитием речи 1 уровня. Презентация Моторная алалия представляет собой сложное речевое расстройство,характеризующееся отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического.
Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие.
Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. 1.1. Развитие импрессивной.
Формирование элементарных математических представлений в работе на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи Способность человека – выносливость. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью, качеством, без которого невозможен успех.
Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.
Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:
Инновационные образовательные технологии в ДОУ
привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
служат для создания благоприятного эмоционального фона;
способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.
уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.
Полезные свойства интеллектуальной карты
Применение интеллектуальной карты в речевом развитии
1. Сбор материала о предмете или объекте
создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;
работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2. Закрепление и обобщение материала
создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам;
выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения;
работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Кластер – (скопление, гроздь, пучок, совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.
Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.
Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.
Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре - это наша тема.
Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы
У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.
Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.
В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.
В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.
Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС
является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
развивает такое качество личности, как коммуникабельность.
Приём Кластер
В учебной деятельности под кластером понимается графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Возможно применение кластера на протяжении всего занятия, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Например, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе занятия, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя-логопеда и коллектива.
Могу привести такие примеры разбивки на кластеры
- Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
Правила оформления кластера на занятиях
В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого при выполнении индивидуального задания.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем.
К разбивке информации на кластеры для дошкольников предъявляю такие общие требования :
- все понятия должны представлять собой картинный или графический материал, понятный ребенку;
- в начале введения кластерных таблиц использовать не более 3-4 смысловых единиц, чтобы дети постепенно привыкали к этому способу обобщения информации, затем количество элементов увеличивается;
- при составлении кластерных таблиц использовать игровые приемы, чтобы ребенку было интересно.
Достоинства и результаты применения кластера в логопедической работе
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
2. Демонстративно — практическая часть
Примеры использования приема кластера при работе над лексико – грамматической стороной речи: объяснении нового материала, закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.
1. Актуализация знаний о деревьях.
В центре - картинка – дерево
- На деревьях могут расти листочки, а могут быть иголочки. Если на дереве листочки, то оно называется лиственное, а если иголочки – хвойное. С одной стороны от дерева прикрепим картинку с листочками, с другой стороны с иголочками.
Вот здесь у меня картинки с разными деревьями. Прикрепите их к нужному столбику.
Пример 2.
Логопед. Сегодня мы с вами будем говорить домашних животных.
Пройдите к столу, и посмотрите: у каждого из вас на столе картинка. Переверните и скажите, какое животное на нашей картинке. Картинку с животным прикрепите на доске, рядом с тем домиком, где это животное может жить.
1-й ребенок. У меня кошка. Она живет в доме (прикрепляет картинку с кошкой под домиком).
2-й ребенок. У меня собака. Она живет в конуре (прикрепляет картинку с собакой под конурой).
3 ребенок. У меня корова. Она живет в коровнике. (прикрепляет картинку с коровой под коровником)
4 ребенок. У меня свинья. Она живет в свинарнике. (прикрепляет картинку с коровой под свинарником).
Логопед. Чей домик остался пустым?
Дети: Домик лошади. Он называется конюшня.
Логопед. Вот тебе, Костя, картинка, на ней лошадь. Прикрепи ее возле нужного домика. Как называется ее дом? (конюшня).
Логопед. Все эти животные живут рядом с человеком. Как называют этих животных?
Дети. Это домашние животные
Логопед. Почему их называют домашними животными?
Дети. Они живут рядом с человеком, он ухаживает за ними.
Пример 3.
Изучение нового материала.
[Формирование знаний о различных видах транспорта. ]
Логопед. Посмотрите на картину. Какой транспорт вы видите на ней?
Дети. Мы видим лодку, самолет, автобус, трамвай, грузовик, машину, корабль, вертолет, троллейбус,
Логопед. Что из этого транспорта передвигается по воде?
Дети. Корабль, лодка.
Логопед. А как он двигается?
Дети: Они плывут.
Логопед. Что из этого транспорта передвигается в воздухе?
Дети. Самолет, вертолет.
Логопед. А как они двигаются?
Дети. Они летят.
Логопед. Перечислите транспорт, который ездит по дороге.
Дети. Автобус, троллейбус, трамвай, поезд, грузовик, машина, мотоцикл.
Логопед. Правильно, они ездят. Теперь посмотрите на картинки (изображены в одной колонке вода, в другой небо, в третьей дорога) Если транспорт ездит по земле, то он называется наземный, если плавает по воде, то он называется водный, если летает по воздуху, то он называется воздушный. Вам понятно, какой транспорт называется воздушным, какой водным, а какой - наземным.
Закрепление изученного материала. [ Уточнение и расширение словаря по теме ]
Логопед. Вы уже хорошо запомнили все виды транспорта, значит, справитесь сейчас и с этим моим заданием. У меня перепутались все картинки, а нужно правильно разместить их на табличках. Я дам каждому по 2 картинки, прикрепите на нужную табличку.
Логопед выдает детям по 2 картинки, дети прикрепляют их в нужные окошечки.
Логопед : Петя, куда ты прикрепил эту картинку?
Ребенок 1. Это самолет, он летает в воздухе, это воздушный транспорт.
Ребенок 2. Это корабль, он плавает по воде, это водный транспорт.
Ребенок 3. Это машина, она ездит по дороге. Это наземный транспорт.
Проводится аналогичное рассмотрение и других картинок. Они прикрепляются в соответствующую строчку.
Логопед. На одной табличке не хватает картинки. Я вам добавлю. Это планёр. Он летает без мотора, когда человек спускается с какой-то высоты.
Логопед. Вы молодцы, помогли мне распределить картинки.
Эти простые примеры помогают понять, как на занятиях логопеда можно применять кластерные таблицы.