Марина Юшкевич
Мероприятие с родителями педагога-психолога в ДОУ «Счастливый ребенок — благополучная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель этого мероприятия - ознакомление родителей с особенностями влияния стиля общения в семье на детей, способствование конструктивному общению взрослого с ребенком, укрепление и сохранение родственных отношений.
Задачи:
- ознакомить родителей с особенностями влияния стиля общения в семье на эмоциональное благополучие детей;
- формировать умение анализировать свои воспитательные воздействия на ребенка и их последствия, способствовать конструктивному общению взрослого с ребенком;
Публикация «Мероприятие с родителями педагога-психолога в ДОУ „Счастливый ребенок — благополучная семья“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- развивать умение членов семьи взаимодействовать в общении и поведении;
- укреплять и сохранять родственные отношения.
Оборудование: свеча, листочки, нарисованное дерево с листочками, ручки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ватман, цветная бумага, стакан с водой, соль, перец, ком земли, записки-пожелания, ящик.
Ход мероприятия
Приветствие участников.
Упражнение «Приветствие»
Добрый вечер, родной наш дом!
Добрый вечер родителям всем!
Станем вместе мы в круг -
Сколько друзей - посмотри вокруг!
Руку дружбы протяну.
С другом ссориться не стану.
Будем все мы дружно жить.
И родной наш дом любить!
Обсуждение правил группы
Цель: обратить внимание участников на соблюдение правил работы тренинговой группы.
Педагог-психолог : Для того чтобы наша встреча прошла организованно и продуктивно, нам необходимо придерживаться определенных правил общения, послушайте каких:
-Добровольное участие в выполнении упражнений и задач;
- Говорить только о себе, своих переживаниях;
- Не критиковать, быть положительным;
- Один говорит, все слушают;
- Обсуждать действие, а не личность.
Итак, с правилами группы вы ознакомились. Если кто-то с ними не согласен, можно предложить свои правила.
Упражнение «Волшебная свеча»
Цель: дать участникам возможность лучше познакомиться, проявить индивидуальность и создать теплый психологический микроклимат, способствующий свободному, эффективному общению участников мероприятия.
Педагог-психолог : Перед вами на столе стоит волшебная свеча. Участники встречи, держа поочередно свечу, называют свое имя и кратко рассказывают о себе, отвечая на вопрос: «Какой я?». Свечу передаем до тех пор, пока все участники не расскажут о себе.
Вопрос: что было приятнее: говорить или слушать рассказы?
Ожидания «Древо познания»
Цель: выявить проблемы и трудности, которые встречаются в семейном воспитании ребенка; выяснить ожидания участников от встречи (понимание, общение, знаний).
Педагог-психолог : Уважаемые родители! Каждый из вас пришел на занятия со своими надеждами. Пожалуйста, найдите на столах листочки с дерева. На них запишите свои ожидания.
Предлагаю вам озвучить ваши надежды и наклеить на дерево познания листочки.
Ассоциативный куст «Мир детства»
Цель: развивать творчество, креативность у родителей; снять напряженность; использовать игру в семейном воспитании для стабилизации родительско - детских отношений.
Педагог-психолог : Давайте вспомним приятные мгновения детства. Детство - это счастливое (грустное, очень счастливое и т. д.) время вашей жизни. Пусть каждый назовет слово, которое ассоциируется со словом детство. Но сначала мы с вами помедитируем под успокаивающую музыку. Участники «прокручивают» его в своем воображении.
Погружение. Сядьте поудобнее, ноги поставьте так, чтобы они не чувствовали сопротивления, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Представьте, что вы переноситесь в свое детство. Теплый весенний день, вам 5,6 лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице - посмотрите, во что вы одеты. Вам весело, рядом с вами близкий человек - посмотрите, кто это. Вы берете ее за руку и чувствуете его теплоту и надежность. Затем вы отпускаете эту руку и бежите весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку чужого человека. Вы возвращаетесь и видите, что ваш близкий человек стоит позади и улыбается. Вы бежите к нему, и снова вместе идете дальше, смеясь из-за того, что произошло. А теперь вернитесь назад, в эту комнату, и, когда вы будете готовы, откройте глаза.
Вывод: Преимущественно это радостные слова. Такое ли детство у ваших детей? (Открытый микрофон. Родители выражают свои мысли через микрофон).
Информационное сообщение
«Факторы, влияющие на развитие ребенка»
Педагог-психолог : Важнейшее сокровище человека - это здоровье. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что все дети требуют определенной психологической поддержки, поскольку находятся под влиянием ряда неблагоприятных факторов.
Чем отличается психическое здоровье от психологического?
Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.
Психологическое здоровье касается человека и представляет собой совокупность психических свойств личности, которые постоянно развиваются. Эти свойства помогают личности найти свой путь, который позволит выполнить определенную жизненную цель, а также гармонизируют потребности отдельного лица и общества в целом. Проблемы психологического характера подвергаются корректировке гораздо легче, чем психического.
Нервные, нестабильные родители - нервный и нестабильный ребенок.
Усложняются семейные отношения, а страдают от этого, прежде всего, дети. Эти отношения отражаются в напряженных отношениях между детьми.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще происходит у детей, страдающих от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, растущие в условиях семейных споров.
Подвижная игра «Австралийский дождь»
Участники становятся в круг.
Педагог-психолог : Уважаемые участники! Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Если мы будем внимательны, то услышим, какой он. Я буду показывать движения, а вы повторять их:
В Австралии поднялся ветер (тереть ладони).
Начинает накрапывать дождь (щелчок пальцами).
Дождь усиливается (поочередные хлопки по груди).
Начинается настоящий ливень (хлопки по ногам).
А вот гроза, настоящая буря (топот ногами).
Но что это? Буря начала стихать (хлопки по ногам).
Ливень превращается в дождь (хлопки ладонями по груди).
Жидкие капли падают на землю (щелчок пальцами).
Утихает ветер (тереть ладони).
Появляется солнышко (руки вверх).
Упражнение «Появление ребенка в семье и его психическое развитие»
Цель: рассматривать модели развития детей в зависимости от того, когда ребенок родился (первый, второй или третий).
Педагог-психолог : Уважаемые участники! Очень часто причиной разногласий и ссор между родителями является неправильное отношение к детям, рожденным старшими, средними или младшими. Поэтому предлагаю вам объединиться в следующие группы: «старшие», «средние», «младшие» и «единственные» дети, чтобы разобраться, как же себя вести с ними.
Задача для каждой группы - передать ощущения ребенка каждой группы. (Педагог-психолог после каждого выступления группы дает краткую характеристику детей, относящихся к той или иной группе). (Приложение)
Педагог-психолог : Действительно, дети - это сдерживающий фактор. Поэтому при воспитании ребенка родителям необходимо следить за своим поведением, ведь именно их поведение является примером для детей.
Эксперимент «Стакан воды»
Стакан воды - это ребенок (чистая, прозрачная, наивная).
Соль - жгучие, оскорбительные слова.
Перец - жгучие оскорбительные слова.
Ком земли - жестокие слова.
Все хорошо смешиваем - получаем - состояние ребенка. Сколько нужно времени, пока все осядет, забудется? А стоит слегка взболтать и все поднимется на поверхность и повлечет новые стрессы и неврозы у ребенка.
Упражнение «Образ счастливого ребенка»
Цель: создать модель эмоционально - благополучного ребенка; углубить знания о роли родительского общения в воспитании детей.
(Участники создают коллаж «Образ счастливого ребенка» из представленного материала, затем презентуют работы.)
Педагог-психолог : Участники должны нарисовать рисунки, которые демонстрируют черты характера, стиль общения и поведение родителей в отношении ребенка.
(Ответы сравниваются, дополняются.)
Вывод: Благодаря этому упражнению мы выяснили, что ребенок в счастливой семье уверен в себе, целеустремлен, высокодуховный, имеет положительную эмоциональную стабильность, проявляет уважение к себе.
Информационное сообщение
«Стили воспитания и к чему они приводят»
В настоящее время выделяют четыре стиля воспитания:
• Авторитарный стиль
• Демократический (авторитетный) стиль
• Попустительский (либеральный) стиль
• Индифферентный стиль
Эти четыре типа основаны на двух факторах: требования, которые родитель предъявляет ребёнку, а также реагирование на потребности ребёнка.
На пересечении этих факторов образуются 4 стиля воспитания:
1. Авторитарное воспитание
Высокие требования + игнорирование потребностей
Это то, что обычно называют "жёстким" воспитанием.
2. Демократический
Самый эффективный стиль воспитания — адекватные требования + уважение к потребностям
Родитель, придерживающийся данного стиля, «правит жёсткой рукой в бархатной перчатке», всё больше ослабляя контроль по мере взросления ребёнка.
3. Попустительский стиль
Отсутствие требований + удовлетворение всех потребностей
Это родители-хиппи, они очень добродушны, никогда не наказывают и позволяют делать всё, что хочется. Казалось бы, рай? Но нет. Для ребёнка — это ад.
4. Индифферентный
Самый катастрофичный вид воспитания — отсутствие требований + игнорирование потребностей
По существу, это дети-одиночки. Родителям вообще нет до них никакого дела, и они всячески уклоняются от воспитания.
Как стили воспитания влияют на ребёнка?
То, как вы реагируете на своего ребёнка, на его поведение, потребности влияет на то, как он принимает решения в жизни, насколько он успешен и на то, как он взаимодействует с окружающим миром. Родители дают ребёнку тот первый опыт, на базе которого строится его взрослая личность. Дети следуют за своим родителем — это инстинкт, и поэтому так важно придерживаться наиболее эффективного способа взаимодействия с ребёнком. А также показывать ему пример эффективного взаимодействия с миром.
Дети, воспитанные авторитарными родителями, как правило, умны и интеллектуальны, так как родители, ассоциируют развитый интеллект с успешностью, соответственно они хороши в учёбе, и менее склонны попадать в различные криминальные истории. Они очень дисциплинированны и ответственны перед другими. Но, эти дети, как правило, несчастны, неуверены в себе, имеют очень низкую самооценку, и они до последнего сдерживают эмоции, так как обычно их наказывали, за чрезмерное (как казалось родителю) их проявление. Они плохо различают свои потребности, и не понимают, как добиться желаемого. Они ориентируются на мнение окружающих, и очень зависимы от оценок со стороны. При этом сами себя трезво оценить они не в состоянии.
Дети, воспитанные демократичными родителями, как правило, вырастают в гармоничных личностей, они могут поддерживать баланс между своими желаниями и желаниями окружающих, хорошо видят границы свои и чужие, несут ответственность за свои поступки, и смело добиваются поставленных целей. Собственных целей, а не навязанных окружением.
Либеральное воспитание имеет следующие последствия: как правило, это люди, не умеющие говорить себе «нет», они потакают своим слабостям, они не могут контролировать свои эмоции и желания, не видят границ, и, конечно, даже речи не идёт об ответственности за себя или за других. С большой вероятностью, это будущие индифферентные родители.
Самые потерянные и несчастные взрослые — это дети, воспитанные уклоняющимися родителями. Они обычно плохо учатся в школе, редко продолжают учёбу, у них серьёзные проблемы с самооценкой — ведь они с детства знают, что не нужны самым близким людям и никакой ценности из себя не представляют. Они с большей вероятностью будут иметь депрессивные эпизоды и вести саморазрушительный образ жизни, иметь проблемы с алкоголем и наркотиками.
Подвижная игра «Рисуем цифрами»
Цель: снять напряжение через двигательную активность.
Педагог-психолог : Предлагаю вам нарисовать в воздухе цифры различными частями своего тела: 1 - носом; 2 - правым плечом; 3 - левым плечом; 4 - правой ногой; 5 - левой ногой 6 - локтем правой руки; 7 - локтем левой руки 8 - правой ногой; 9 - левой ногой.
Игра «Волшебный сундучок»
Цель: повысить настроение участникам занятия, оптимизировать отношения между родителями и детьми.
Педагог-психолог : Уважаемые участники! В Европе есть такая традиция - подавать пирожные с наилучшими пожеланиями. Предлагаю каждому достать из ящика по одной записке, которая подскажет, что вас ждет в ближайшее время.
Пожелания:
Вам сегодня обязательно повезет!
Жизнь готовит для вас удивительный сюрприз!
Все складывается для вас лучше!
Пришло время сделать то, что вы постоянно откладываете!
Сегодня ваш день! Удачи вам!
Сегодня фортуна улыбается вам!
Вы готовы сделать серьезный шаг в своей жизни!
Помните: вы родились, чтобы быть счастливыми!
Сегодня ждите прибыли!
Любите себя такими, какими вы есть!
Помните, что вы любимы!
Сделайте себе подарок, вы его заслуживаете!
Высшие силы оберегают вас, будьте смелее!
Все, что вам нужно, легко приходит к вам!
Все ваши желания исполнятся, поверьте!
Сегодня с вами покой и радость!
Сегодня ваш счастливый день!
Вывод: Надеюсь, что вам было приятно получить такие чудо - записки. Желательно таких записок - пожеланий изготовить для себя как можно больше и получать их по одному каждое утро. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение как взрослых, да и детей, подбадривают их, повышают уверенность в себе.
Подведение итогов тренинга
Цель: получить от каждого участника краткую информацию о впечатлениях от проведенного мероприятия.
Ход проведения: педагог-психолог обращается к участникам и раздает небольшие анкеты с вопросами:
Что было для вас важным на тренинге?
Чему вы научились?
Что вам понравилось?
Получили ли вы новые знания на нашей встрече и как вы будете использовать их в личной жизни?
Оправдались ли ваши ожидания?
Наше сегодняшнее мероприятие было организовано для тех, кто любит детей, любит их, а не любуется ими, как живой интересной игрушкой, любит настоящей любовью. Это занятие для любящих родителей, отдающих сердце и душу воспитанию детей. И, подведя итог по вашим анкетам, могу сказать, что наше мероприятие прошло не зря, с пользой. Кто-то понял свои ошибки в воспитании ребенка, кто-то, наоборот, утвердился в своих педагогических решениях, а кто-то только сегодня задумался над правильностью своего поведения. Именно этого я хотела достигнуть, эта и было моей целью, помочь вам найти ту «золотую середину» в воспитании настоящего целостного человека. Я думаю, что цель достигнута. Надеюсь, что и впредь мы вместе бок о бок будем сотрудничать, выполняя длительное и сложное дело название которого - «воспитание».
Процедура прощания
Цель: эмоциональное завершения тренинга.
Педагог-психолог : Уважаемые участники! Прошу встать в круг, возьмитесь за руки и скажите: «Да сегодня нам везет, пусть нам завтра повезет, пусть всем всегда везет!» Поаплодируйте друг другу и самим себе.
Приложение
ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ЕГО ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции во владении любовью и заботой матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Если старшему ребенку до этого момента не исполнилось 5 - 6 лет, то появление брата или сестрички может вызвать сильный стресс. Его чувства можно сформулировать примерно так: «Мое место занял кто-то другой». Такая реакция сильнее, если дети однополые.
Младшему ребенку в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда ребенком. К его достижениям родители обычно относятся менее требовательно. В отношениях с людьми проявляет враждебность, конфликтность, он больше ориентирован на себя, чем на других. Младшие всегда становятся любимцами, поэтому, в отличие от старших, эмоционально стабильны, общительны. Обычно на них возлагают меньше обязанностей, но стереотипы поведения закладываются уже в этот период. Бывает, что за ними навсегда закрепляется прозвище «малыш». Безусловно, это не может не повлиять на развитие личности ребенка.
Средний ребенок может иметь характеристики как младшего, так и старшего или их комбинации. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свое место в семье.
Единственный ребенок является одновременно старшим и самым младшим ребенком в семье. Больше других единственный ребенок подражает одному из родителей (того же пола). Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на всю жизнь. Однако, находясь под постоянной опекой родителей, у ребенка может сформироваться беспомощность. Существуют два типа единственных детей: «рано стал взрослым» и «маменькин сынок». Второй вариант особенно распространен в семьях, где были проблемы с беременностью (поздние роды и т. д.). Воспитательная позиция тоже играет важную роль в психологическом здоровье ребенка.