Ольга Сергеевна Соина
Мероприятие на тему «Русская старина»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект открытого занятия в группе №1
На тему : «Русская старина»
Воспитатель: Соина О. С.
Цели:
1. воспитывать у детей чувство любви, гордость и уважение к Родине;
2. формировать интерес к русскому фольклору, предметам декоративно-прикладного искусства, русской старины;
3. познакомить воспитанников с историей возникновения национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
4. учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
Публикация «Мероприятие на тему „Русская старина“» размещена в разделах
5. способствовать развитию речи, обогащению и активизации словаря детей;
6. развивать чувство ритма, пластики, выразительности движений и речи.
Материалы и оборудование:
1. Иллюстрации русской избы, русских национальных костюмов;
2. предметы быта, народного декоративно-прикладного искусства.
3. Имитация русской избы предметами народного творчества.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Ход занятия.
-Здравствуйте гости дорогие, пожалуйте к нам. Мы рады вам очень гостюшки. Вечерок веселее вместе коротать. Просим милости принять хлеб-соль (воспитатель подносит хлеб).
-Без соли, без хлеба- худая беседа!
У нас для каждого найдется местечко (гости рассаживаются).
-Как гости дорогие вы устроились? Всем удобно и слышно и видно? Погостите вы у нас дорогие гости- гостюшки, а мы вам гостюшки старину станем сказывать стародавнюю, стародавнюю, древнюю про страну прекрасную великую, про народ хлебосольный да радостный. Как вы думаете как же эта страна называется (Россия, Русь)
А как называют ее жителей? (россияне, русские)
- У каждого человека есть своя малая Родина – это город или посёлок, в котором он родился, рос, живёт. Где мы с вами живем? Как называется наш город? А еще есть большая Родина- страна, в которой находятся эти города и поселки. Как называется главный город страны? А сама страна, какое название носит?
-Послушайте, а о чём это стихотворение?
Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!
Ты для новобрачного — свадебная скатерть,
Для младенца — колыбель, для юного — хмель,
Для скитальца — посох, пристань и постель.
Для пахаря — поле, для рыбаря — море,
Для друга — надежда, для недруга — горе,
Для кормщика — парус, для воина — меч,
Для книжника — книга, для пророка — речь,
Для молотобойца — молот и сила,
Для живых — отцовский кров, для мертвых — могила.
Для сердца сыновнего — негасимый свет.
Нет тебя прекрасней и желанней нет.
-О чём это стихотворение? (о Родине, о России, об отношении к свей стране)
-В России живут и другие народы, но больше всего русских. Поэтому, мы, сегодня поговорим о русском народе.
-Скажите, вы хотели бы узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас? Как они одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались и др.
-Как вы думаете ребята, когда человек начал носить одежду эта одежда служила только для защиты от холода или жары?
-Постепенно одежда стала приобретать всё большое значение в жизни человека.
В прежние времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, двигался, говорил, имел соответствующее выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Двигался неспешно, говорить важно и смотреть повелительным взором. Давайте мы изобразим такого человека?
Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что беднее одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками, или домотканого.
-Что означает это слово? (Дети рассматривают иллюстрации ткацкого станка, прялки)
- Давайте посмотрим, какую же одежду шили из готовой ткани. (
Рассматривание иллюстраций с костюмами).
-Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в старину гордились и всячески их выделяли при помощи одежды.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делались очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки: «Работать, засучив рукава» и «Работать спустя рукава».
-Как вы понимаете эти поговорки?
-Зимой носили шубы. Кто был беднее, те шили шубы из меха козы (козьего, меха волка (волчьего, и меха медведя (медвежьего). У богатых и знатных людей шубы были из песца (песцовые, лисицы (лисьи, белки (беличьи, из меха куницы.
Вспомните, в какой сказке старик вёз своей жене лису на воротник.
-В зимние холода и мужчины, и женщины надевали рукавицы и «рукавицы перщатые».
-На что похоже последнее слово? (перчатки)
-От какого слова произошло слово «рукавицы»? (от слова «рука»)
-Перстом раньше называли палец. Значит, слово «перчатки» - от слова «перст».
-Основной одеждой женщин была длинная сорочка, поверх которой надевали сарафан. А чтобы было теплее, надевали телогрею. Как вы думаете, почему так назвали эту одежду?
-Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы.
Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой – узором, в виде орнамента, на вороте, рукавах, подоле.
-Но самым главным украшением был кокошник. (Дети рассматривают головные уборы)
-Что-то люди делали сами, а что-то покупали на ярмарке. Ох, и весело было на ярмарке!
Любили русские люди и повеселиться, а какие красивые русские песни и танцы. Давайте дорогие мои и мы потанцуем. (Хоровод «Во поле березка стояла»)
-А еще проводили веселые состязания и игры (игра- «Шел я через мост»,игра «Собери грибочки»)
-После плясок да танцев спешили домой. Дом у наших предков разделялся на мужскую и женскую половину. Женская половина называлась «Бабий кут» здесь располагалась: печка, которая была самой главной вещью в доме. (В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи, можно было даже спать. Помните Емелю, сказочного героя, который спал на печи, кухонная утварь (дети рассматривают иллюстрации с печью, посудой, лавка с рукодельем, сундук и люлька с младенцем, детские игрушки (рассматривают куклу в люльке). А что хранилось в сундуке? Посмотрите, и у нас стоит сундук. Но сундук не простой он откроется только тогда, когда вы вспомните пословицы о труде («Без труда не вынешь и рыбку из пруда»). Что это в сундуке? (Рассматриваем ложки)
-Ребята мы с вами видим маленький сундучок для посуды, но был еще и большой сундук для одежды. Бабий кут отделялся от остального дома занавеской и проходить чужим, особенно мужчинам в бабий кут считалось зазорным, неприличным.
Мужская же половина была заполнена лавками и шкафчиками с инструментом для починки инвентаря. В самой красивой комнате – горнице стоял длинный стол, накрытый скатертью, а вокруг него лавки. Здесь хозяева кушали и принимали гостей.
-А как вы думаете дети, чем освещали дома в старину (Лучиной, свечкой, масляной лампой)
А главным на столе считался самовар. Его называли батюшкой. А что пили из самовара ребята? (Чай)
-Верно, чай вприкуску с пряничком. Вот и наш самовар скоро поспеет, а мы пока вспомним, что вам больше всего запомнилось?
(косоворотка,сарафан,кокошник) А еще обьясните как вы понимаете: Очи (глаза, изба (дом, рушник (полотенце, лучина (лампочка, колыбелька, люлька (кроватка, кушак (пояс, чугунок (кастрюля).
-Ребятки, вы такие молодцы. Расскажу я вам деточки сейчас о том, как в старину русский народ любил не только песни да пляски, шутки да сказки, а еще любили друг друга переговаривать скороговорками. А вы знаете скороговорки?
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
Архип осип, Осип охрип.
Добр бобр до бобрят.
Наш Полкан попал в капкан
Под плетень, в тень
Топор в пень — дзень!
-Молодцы ребята. Вы любите веселиться. Вот и в старину люди любили веселиться сами и веселить других частушками. Наши мальчики и девочки тоже приготовили частушки. (Частушки)
-Вот и наш самовар поспел просим всех к столу чайку отведать.
САМОВАР КИПИТ – УХОДИТЬ НЕ ВЕЛИТ.
ВЫПЕЙ ЧАЙКУ – ЗАБУДЕШЬ ТОСКУ.