Ирина Викторовна Кочергина
«День природы с родителями: прогулка и сенсорные игры». Семейный досуг для детей с РАС в оздоровительном лагере
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "День природы с родителями: прогулка и сенсорные игры"
Возраст: 5-7 лет
Участники: дети с РАС и их родители
Продолжительность: 2-3 часа
Автор: Кочергина Ирина Викторовна
___
1. Общие сведения о ребенке:
• Дети с РАС 5-7 лет.
• Уровень социально-коммуникативных навыков: различный, в зависимости от ребёнка (часть детей может коммуницировать вербально, другие — через жесты или картинки).
• Сенсорные особенности: возможны чувствительность к громким звукам, яркому свету, определённым текстурам.
Темочки:
- Аутизм, РАС, РДА. Конспекты занятий
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лагерь. Пришкольные, летние, оздоровительные
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Природа, планета Земля, экология
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Праздники, сценарии
- Темочки
• Поведенческие особенности: возможно избегание новых ситуаций или непредсказуемого поведения, могут быть трудности в регуляции эмоций.
2. Цель мероприятия:
Создать комфортные условия для укрепления семейных отношений, развития социально-коммуникативных навыков и сенсорной интеграции через совместную игровую и познавательную деятельность на свежем воздухе.
3. Задачи:
• Развить взаимодействие между детьми и родителями в непринужденной среде.
• Обогатить сенсорный опыт ребенка через тактильные, зрительные и слуховые стимулы природы.
• Предоставить родителям рекомендации и поддержку в организации досуга детей с РАС.
4. Планируемые мероприятия и их обоснование:
1. Прогулка по лесу/парку (30-40 минут):
• Описание: Родители и дети совместно совершают легкую прогулку по парку или лесу. Ведущий экскурсовод рассказывает о природе, животном и растительном мире, с акцентом на простые и яркие факты.
• Обоснование: Прогулки на свежем воздухе способствуют снижению стресса у детей с РАС. Смена обстановки и исследование природы поддерживает любознательность и способствует сенсорной интеграции.
2. Игра «Найди и потрогай» (15-20 минут):
• Описание: По дороге детям и родителям даются задания находить определённые предметы (листья, камушки, цветы) и оценивать их текстуру. Родители и дети могут совместно обсудить, на что похож предмет (гладкий, шершавый, тяжелый, легкий).
• Обоснование: Сенсорная интеграция важна для развития детей с РАС. Знакомство с природными объектами стимулирует сенсорное восприятие, развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков.
3. Пикник с играми (30-40 минут):
• Описание: После прогулки участники могут устроить небольшой пикник. Во время отдыха предложены тихие игры, например, сбор природных материалов для создания "природных коллажей". Это могут быть рисунки на картоне с использованием листьев, веточек, песка.
• Обоснование: Пикник создает спокойную и безопасную атмосферу, подходящую для детей с РАС, которым важны предсказуемые и организованные мероприятия. Также этот момент поддерживает социальное взаимодействие с родителями.
4. Медитативное слушание природы (10-15 минут):
• Описание: Дети вместе с родителями сидят в кругу на траве, закрывают глаза и пытаются услышать звуки природы (пение птиц, шум ветра). Ведущий помогает фокусировать внимание на этих звуках.
• Обоснование: Это упражнение помогает расслабиться и сосредоточить внимание. Слушание звуков природы развивает внимание и стимулирует успокоение нервной системы.
5. Прощальные семейные игры (15-20 минут):
• Описание: Родители и дети играют в активные командные игры, например, «Перенеси листок на ложке» или «Поймай бабочку» (используются цветные бумажные бабочки). Все задания просты и интересны.
• Обоснование: Активные игры помогают развивать координацию движений и совместную деятельность, что улучшает социальные навыки и взаимодействие в семье.
5. Рекомендации для педагогов (вожатых, наставников, сопровождающих):
• Поддержка семей: Во время мероприятия быть доступными для помощи родителям, особенно если ребенок испытывает сложности в адаптации к новому пространству или задачам.
• Четкость и предсказуемость: Дети с РАС лучше воспринимают задания, когда они ясны и предсказуемы. Важно заранее объяснить, что будет происходить дальше.
• Сенсорные особенности: Учитывать, что некоторые дети могут быть чувствительны к прикосновениям, звукам или запахам. Важно поддерживать их комфорт и предлагать альтернативы (например, надеть наушники).
• Поощрение спокойствия: Поощрять детей к спокойным занятиям, не создавая лишнего стресса, и давать достаточно времени для выполнения заданий.
6. Рекомендации для родителей:
• Пример для ребенка: Родители должны быть активными участниками всех игр и мероприятий, показывая на собственном примере, как можно наслаждаться природой и совместным временем.
• Создание позитивной атмосферы: поощрять успехи и достижения ребенка, даже если они кажутся небольшими.
• Гибкость: Если ребенок устает или перегружается, важно позволить ему немного отдохнуть и вернуться к активности позже.
7. Оборудование и материалы:
• Простые инструменты для работы с природными материалами (бумага, клей, картон, кисточки).
• Легкие закуски и напитки для пикника.
• Звуковая система для воспроизведения спокойной фоновой музыки (если есть возможность).
• Корзинки для сбора природных материалов (листьев, веточек, камней).
• Игрушки или атрибуты для активных игр (ложки, бумажные бабочки).
___
Итог:
Программа «День природы с родителями» направлена на развитие эмоциональной и сенсорной сферы ребенка с РАС, а также на укрепление семейных отношений через совместное времяпровождение.