татьяна соловьева
Мелкая моторика детей в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика является основной из важных методов развития ребенка. Тонкую моторику рук у детей нужно и необходимо развивать. Эффективным средством развития мелкой моторики в нашем воспитательном процессе являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время лепки с нашими детьми мы развиваем мелкую моторику, укрепляем мускулатуру пальцев, вырабатываем тонкие движения руки и пальцев, закрепляем навыки осязательного обследования. Также проводим очень полезные для развития пальцев рук виды деятельности, такие как аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, мозайка. С детьми младшей группы мы рисуем цветными мелками различной толщины. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками. Деткам мы разрешаем в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют кисти рук, заставляя их напрягаться и расслабляться. Для того чтобы тренировать сноровку и подвижность кистей рук, эффективны игры для пальцев с пением. Прикосновения позволяют убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и так далее. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов. Взятие в руки позволяет обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан. Ощупывание (обхват, отирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаик, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами.
Публикация «Мелкая моторика детей в младшей группе» размещена в разделах
Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию - осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) - исследуют. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Мы, как воспитатели рекомендуем родителям выделять полчаса в ежедневном распорядке дня, и заниматься с детками в домашних условиях,как лепкой из теста, собирание мелкого и крупного конструктора, и другими упражнениями для развития мелкой моторики.
Дети очень любят играть в «Теневой театр» (при складывании пальцев определённым образом на стене можно получить изображения различных животных). Для этого необходимо простое оборудование: экран или стена, настольная лампа (источник света).
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений воспитатели нашего детского сада также рекомендуют использовать разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически дома, во дворе, во время выездов на природу с самого раннего возраста помогают детям в дальнейшем уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно, заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Как в нашем детском саду, так и дома мы рекомендуем придерживаться одного выведенного педагогического закона: «Не забывайте хвалить ребёнка, не торопите его. Начальный этап обучения детей может быть затянут, но спешить не следует — ничего, кроме вреда, от спешки не будет» !