Татьяна Петрова
Механизм формирования нравственных чувств
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Петрова Т. В.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. От того, насколько грамотно будет осуществляться воспитателем этот процесс, зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Именно сегодня первостепенной задачей педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, является формирование у ребенка необходимых нравственных чувств, представлений, поступков, соответствующих нормам поведения
Публикация «Механизм формирования нравственных чувств» размещена в разделах
Проблемой нравственного воспитания занимались: В. А. Аверин, Б. Н. Боденко, А. Валлон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, В. А. Сухомлинский, А. П. Усов, Д. Б. Эльконин и другие.
Данное понятие они рассматривают как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного об-щества.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающим (взрослый природа и ребенок)
. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. (ребенок читает книжку)
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Под знаком вопроса
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. (ребенок и чувства)
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. (поступки и поведение)
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания : (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности3.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Пока ребенок не пройдет полный цикл нравственное качество не может быть сформировано
Но При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма : представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Единству воспитания нравственного сознания и поведения А. С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.
Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников
Например
по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг в день рождения каждого ребенка провожу игру «Поздравлялка», дети образуют круг – в середину встает именинник, остальные дети – поздравляющие встают в круг. Мы поздравляем именинника песней Каравай, затем для именинника дети танцуют и поют. (фото)
В конце мы рисуем коллективную открытку от группы, в которой участвуют все дети (фото)
умение делиться, я прививаю при свободном рисовании. Когда дети учатся пользоваться общими мелками и карандашами. (фото)
Так же для формирования нравственных качеств у младших
дошкольников я выбрала жанр кино-мультипликации, включающую в себя совместную деятельность воспитателя с детьми, основанную на просмотре и анализе мультфильмов. Здесь при формировании нравственного качества в самом механизме были заменены компоненты, На 1 место вместо знаниий вышли чувства и эмоции. Т. е. ребенок сначала Эмоционально преживает ситуацию. Затем происходит получение знаний. (беседа) Так мы смотрели мультфильм по произведению Самуила Маршака Что такое хорошо, что такое плохо., затем мы беседовали на эту тему). Я задавала им вопросы, и давала им высказаться С помощью воспитателя ребята учились справедливо оценивать поступки героев.
.2. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия (картинки) игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.
4. Так же очень важны Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п., выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на
возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. Усвоив норму, ребёнок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником,
чем самим собой. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослого – «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми, ребенок подходит к реальной самооценке [20, с. 96].
Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь