Берёза Анна Валерьевна
Материалы по самообразованию «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольного возраста посредством использования инновационных подходов в условиях ФГОС».
Актуальность.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что- либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Публикация «Материалы по самообразованию „Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Безопасность. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
1. Изучить новинки методической литературы по использованию инновационных игровых технологий по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.
2. Сформировать у детей осознанное выполнение правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
3. Повысить образовательный уровень родителей по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.
Изучив методические новинки, я выбрала современные педагогические технологии в дошкольном образовании, которые направлены на реализацию ФГОС дошкольного образования.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков безопасного поведения, умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
3. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности детей в социуме.
4. Сформированное понимание детей о личной безопасности и безопасности
окружающих.
3. Обогащать знания детей об электроприборах, их назначении в жизни людей, правилах пользования ими.
4. Знания о мерах предосторожности, действиях во время ЧС.
5. Расширенные знания детей о профессиональных действиях пожарных, диспетчерах пожарной части, о технике, помогающей людям при ЧС.
Введение
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Стандарт дошкольного образования в области социально коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
В своей работе, планирую использовать инновационные образовательные технологии:
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• игровая технология
• технология «ТРИЗ» и др.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОО направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Также планирую использовать инновационный деятельный метод «Ситуация».
1. Особенности реализации этапов технологии деятельностного метода «Ситуация».
1. Введение в ситуацию.
На этом этапе создавать условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность.
Ключевыми фразами этапа являют вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Задавая вопросы в такой последовательности, педагог целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Дети получают важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».
2. Затруднение в ситуации.
С помощью системы вопросов («Смогли?» - «Почему не смогли?») вовлекаем детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.
3. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.
С помощью вопросов «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» обращаем внимание на умение детей слушать, понимать и планировать свою деятельность.
4. Игровые технологии – это использование игр и игровых упражнений; соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, выставок детских творческих работ, тематических и досуговых мероприятий, развлечений, целевых прогулок.
5. Кроме того, планирую включить в режимные процессы ежедневные «Минутки безопасности» («Вежливые слова», «Мы идем в гости», «Приветствия и прощания», «Разговор по телефону», «Дорога и перекресток», которые помогали закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
В подвижных играх «Пожарные на ученье», «Ловишки», «Перебежки», «Кто быстрее?» не только обогащать жизненный опыт детей, но и совершенствовать двигательные навыки и умения, ловкость, быстрота, координация движений.
Какие еще методы и приемы планирую использовать в работе с детьми по формированию ОБЖ?
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь – это хорошо или огонь – это плохо. Например, детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара, и отобрать предметы, которые горят.
Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование ситуаций: дым в группе, что ты будешь делать, твои действия, подай ножницы правильно. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогали игры-драматизации.
Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с правилами безопасности позволяло вызвать активный познавательный интерес у детей и сделать образовательную деятельность насыщенной.
Таким образом, воспитание безопасности – непрерывный, систематический процесс, который зависит не только от оснащения его самыми современными технологиями и оборудованием, но прежде всего от грамотности и компетентности воспитателя в области данной проблемы, от умения слаженно взаимодействовать с детьми, сотрудничать с родителями и социумом.