Людмила Уварова
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Задачи семинара-практикума :
• Расширить знания педагогов о значении финансовой грамотности дошкольников;
• Познакомить с современными подходами и моделями повышения финансовой грамотности дошкольниковв игровой деятельности;
• Повысить финансовую грамотность педагогического коллектива.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
Среди основных воспитательных задач можно выделить:
- побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
- воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
ЭТАПЫ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя : перспективный план, занятия с детьми старшего дошкольного возраста, которые носят интегративный характер, позволяющие знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Применяются разнообразные методы и приемы, включающие в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Для того, чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, проводятся беседы, презентации. Для лучшего усвоения программы использую чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений. Такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач увеличивает интерес ребенка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
Работа по формированию экономического воспитания старших дошкольников делится на несколько блоков.
1 БЛОК: «ПОТРЕБНОСТИ»
На первых ступенях работы блока «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Животные и растения удовлетворяют свою потребность в перечисленных средствах существования из природы или рук человека. Человек же удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства.
Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь друзей. Человек нуждается в развитии своих возможностей и способностей, поэтому ему необходимы образование, творческое и физическое развитие.
Развитие представлений детей о потребностях строится поэтапно:
1 Этап: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку и т. д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие – то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т. д., откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие.
Усиление внимания к проблемам общения: как попросить о нужном предмете, помощи, услуге, как предложить свои помощь или услугу.
Ознакомление с разными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.
На 2 этапе работы оказывается помощь детям в знакомстве и общении друг с другом, выявление общего между ними, склонности и интересы каждого, помогать в осознании потребности в дружеском общении, в узнавании нового. Обсуждать с детьми, в чем заключаются потребности, разнообразие потребностей людей. Вместе с детьми выделить из этого разнообразия.
3 этап. Решение практических задач
На этом этапе вместе с детьми выяснить причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, воздух, жилище, одежда, обувь, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т. д.)
Обсуждение: что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям (гигиена и культура питания, качество товаров, необходимость в книгах, театре, кино и т. д.)
Выявить зависимость между потребностями и правилами жизни (чтобы удовлетворить потребности, нужны определенные правила). Знакомить детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.
Основные экономические понятия:
Экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.
2 БЛОК: ОБМЕН И ДЕНЬГИ. РЫНОК. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Основной идеей этого блока является объяснить дошкольникам то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг.
1 этап. Обмен и деньги. Рынок.
- Развитие у детей представлений: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о назначении цены; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.
- Организация «рынка» обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое. Объяснение нескольких значений слова «рынок».
- Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.
- Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.
2 этап. Спрос и предложение. Установление цены.
- Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.
- Проведение практического занятия: производство товара (игрушки, поделки и т. д., который бы отвечал спросу; защита лучшего «товара» (реклама); конкурс на лучший товар или услугу; установление цены. Определение спроса и предложения.
- Проведение беседы о деньгах и о денежных единицах разных стран, о новой европейской денежной единицы.
3 этап. Практические занятия.
- Выставка – продажа изделий, изготовленных детьми.
- Аукцион.
- Конкурс на лучший проект.
Основные экономические понятия: товары, услуги, взаимозависимость, обмен, продажа, спрос, предложение, цена, деньги, рынок.
3 БЛОК: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И РЕСУРСЫ. РЕКЛАМА И ВОЗМОЖНОСТИ
Когда дети познакомились с потребностями человека, животных и растений, узнали, что такое деньги, как образуется цена на товары, где можно приобрести товар, где он производится, пришло время узнать кто и как производит товар.
1 этап Расширение и углубление понятия «ресурсы»
Расширение представлений: о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле, кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.
2 этап Какие бывают производители
Ознакомление детей с производителями товаров и услуг (представителями разных профессий, видами транспорта, разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о капитальных ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди, о взаимосвязях разных профессий. Обсуждение вопроса о том, что для удовлетворения потребностей нужны товары и услуги. Уточнение понятий: “товары”, “услуги”, “потребитель”, “производитель”. Выяснение взаимосвязи потребления и производства, услуг. Проведение практических занятий по теме “Что кому нужно, что кем производится?”
3 этап Решение практических задач
Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширение представлений детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров, о цепочках производителей. Решение задачи «Как появляется новая тетрадь» (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов на вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг,постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса). Ознакомление детей с понятием «экономия ресурсов».
Основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы.
Отдельно хотелось бы поговорить о рекламе. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.
Почему бы любовь наших детей к рекламе не использовать в образовательных целях? Ведь реклама – это особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость, образность, привлекательность для зрителя.
Что должен уметь хороший специалист по рекламе?
Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества. Чем-то «словесная» часть рекламы сродни пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать свою рекламу. Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.
Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Поскольку детям трудно уложить всю информацию в одну – две фразы, можно начать с 4 – 6 предложений. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.
Можно употреблять несколько вариантов рекламных заданий.
Рекламируемый предмет заранее известен всей группе
Ребенок может выбрать любой персонаж и от его имени прорекламировать место его жительства (для этого нужны знания об особенностях этого персонажа, его образе жизни, характерных признаках его места обитания). (Например, реклама домика поросенка Нуф-Нуф).
Рекламируемый объект известен только автору
По тексту рекламы участники игры определяют, что именно рекламируется. В этом случае сразу видно, удачно или нет составлена реклама, на сколько она выразительна, действительно ли отобраны характерные признаки объекта. При этом важно, что сам автор сразу ощущает степень своего «профессионализма» : чем лучше составлена реклама, тем быстрее дети отгадывают, что именно рекламируется. (Например, Реклама муравейника).
Реклама может быть использована как одна из форм обобщения наблюдений
В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого ребенка.
Основные экономические понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламный агент, «свое дело».
4 БЛОК:ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ. ВЫБОР И ЕГО ЦЕНА. ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ – ЭТО ТОЖЕ ЭКОНОМИКА
Задача этого блока подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Отсюда и название
1 этап. Расширение и углубление темы.
- Создание ситуаций ограниченности ресурсов в процессе разных видов деятельности детей.
- Продолжение работы по развитию представлений об ограниченности ресурсов, ознакомление детей с проблемой выбора.
- Уточнение понятий «ресурсы», «ограниченность ресурсов», ознакомление с понятиями «выбор», «цена выбора».
2 этап. Выбор и его цена.
- Выяснение с детьми возможности удовлетворения всех потребностей.
- Выявление проблем: почему невозможно удовлетворить все потребности; ограниченность каких ресурсов мешает этому; как приходится поступать, когда ресурсы ограничены; от чего приходится отказываться, делая свой выбор (цена выбора).
3 этап. Решение практических задач.
- Беседы, чтение рассказов по данной теме.
- Проведение ситуативных игр, в ходе которых внимание детей акцентируется на том, что все ресурсы ограничены, одни и те же ресурсы можно использовать разными способами, всякий раз необходимо принимать решение, какой из способов выбирать.
- Использование в играх реальных ситуаций, в которых дети решали бы не только экономические задачи, но и экологические и нравственные проблемы.
Основные экономические понятия: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.
Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников способствует :
• формированию экономического сознания дошкольника;
• приближению к реальной жизни;
• пробуждению экономического мышления;
• получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
• обогащению детского словаря;
• выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;
• возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.