Ирина Федоровна Козлова
Термины к разделу «Общие основы педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Активность личности - особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности, а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.
2. Андрагогика — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики Александром Каппом.
Публикация «Термины к разделу „Общие основы педагогики“» размещена в разделах
3. Анкета- опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего, закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в педагогических исследованиях.
4. Аннотация - краткая характеристика произведения печати (или неопубликованного документа) с точки зрения его содержания, оформления, направленности, происхождения и т. д.
5. Аристотель Стагирит (384 до н. э. ок. 322 до н. э.)- древнегреческий философ и учёный-энциклопедист. Философия Аристотеля делится на теоретическую (умозрительную, цель которой знание ради знаний, практическую, цель которой знание ради деятельности, и пойетическую (творческую, цель которой знание ради творчества. Педагогика не выделяется Аристотелем в особую дисциплину, но трактуется как часть теории государства и общества. Идея воспитания (пайдейи) у Аристотеля выходит за рамки школьной педагогики, перерастая в понятие "культура" как трансляция знаний, этических ценностей и норм поведения, регулируемая государством. Таким образом, законодатель, по Аристотелю, оказывается воспитателем, его деятельность своего рода социальной педагогикой; в этом смысле уже не педагогика подчинена политике, но политика педагогике : именно пайдейа оказывается целью аристократической формы правления.
6. Беседа - вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.
7. Бецкой И. И. (также Бемцкий 3 [14] февраля 1704, Стокгольм - 31 августа [10 сентября] 1795, Санкт-Петербург) - видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762-1779, президент Императорской Академии художеств (1763-1795, инициатор создания Смольного института (1764) и Воспитательных домов в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1770) с госпиталем для рожениц. При его содействии были открыты Императорское коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных, отделение для девочек-мещанок при Смольном институте. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве. Путем воспитания Бецкой стремился создать «новую породу людей» - дворян и представителей других сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством.
8. Блонский П. П. (14 (26) мая 1884, Киев - 15 февраля 1941, Москва) - русский и советский философ, педагог и психолог. Является одним из основоположников советской педологии.
9. Вентцель К. Н. (24 ноября (6 декабря) 1857, Санкт-Петербург - 10 марта 1947, Москва) - русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания.
10. Внушение - воздействие на психику человека, при котором путём преимущественно неосознаваемой психической активности создаётся установка на функциональное развёртывание её резервов.
11. Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
12. Воспитание - нравственное формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.
13. Воспитание - трудовое совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
14. Воспитание - умственное формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.
15. Воспитание физическое - система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
16. Воспитание эстетическое - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
17. Эстетическое сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.
18. Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Эстетическое чувство выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы.
19. Воспитание этическое - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.
20. Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
21. Гербарт И. Ф. (нем. Johann Friedrich Herbart; 4 мая 1776, Ольденбург, Священная Римская империя, -14 августа 1841, Гёттинген, королевство Ганновер) - немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.
22. Герогогика - наука о воспитании пожилых и престарелых людей.
23. Демокрит- великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
24. Детство - период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. 25. Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью, во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
26. Деятельность ведущая - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, вы-полнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических ново-образований на данной ступени развития.
27. Деятельность педагогическая - это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.
28. Дидактика - отдел педагогики, излагающий общие методы обучения.
29. Дидактические принципы - принципы дидактики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы школы в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения. 30. Добролюбов Н. А. - русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, поэт, публицист. Представитель «революционной демократии». Добролюбов и Чернышевский разработали учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы, о сущности педагогической сознательной дисциплины, воспитании самостоятельной мысли учащихся. Добролюбов сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. 31. Дьюи Джон - американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Цель воспитания, по Дьюи, — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства.
32. Задача педагогическая - это система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса. Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
33. Закономерности педагогического процесса - это тенденции воспитания, выражающие основной закон учебно-воспитательной деятельности. 34. Знание - результат процесса познавательной деятельности. Обычно под знанием подразумевают только тот результат познания, который может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку[1]. То есть, говоря о знании, мы чаще всего имеем в виду отражение действительности в мышлении человека. 35. Индивид - отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, личность, единичный представитель человеческого рода.
36. Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психика и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. 37. Интервью - разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
38. Исследование научное педагогическое - это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. 39. Каптерев П. Ф. - российский и советский педагог и психолог. Является основоположником отечественной педагогической психологии. Разработал свою периодизацию её развития: от принятия христианства до Петра I — церковная педагогика; от Петра I до 60-х годов XIX века — государственная педагогика; с 60 годов XIX века — общественная педагогика.
40. Квинтилиан Марк Фабий - римский ритор (учитель красноречия, автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria)[2] — самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторских школах, наряду с сочинениями Цицерона. 41. Коменский Ян Амос - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы. Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
42. Конспектирование - это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации.
43. Концепции образования - системное описание определенного предмета или явления, способствующее его пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей его построения или функционирования.
44. Лесгафт П. Ф. - биолог, анатом, антрополог, врач, педагог. Также известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии], научной системы физического воспитания, и прогрессивный общественный деятель России.
45. Личность- человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. 46. Локк Джон- английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. 47. Ломоносов М. В. - энциклопедист, физик и химик (он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики 48. Макаренко А. С. - советский педагог и писатель, крупнейший советский теоретик образования[1]. Макаренко пропагандировал демократические идеи и принципы в теории и практике образования. Будучи одним из основателей советской педагогики, разработал теорию и методологию воспитания детей в коммунах, ввел понятие продуктивного труда в образовательную систему. Антон Макаренко считается одним из величайших педагогов.
49. Метод- это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод способствует достижению намеченной цели.
50. Методы воспитания- совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.