Ольга Ефимова
Консультация для родителей «Годовые задачи ДОУ и сотрудничество с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи МБДОУ №19 на 2024 – 2025 учебный год
Цель: Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечение условий для личностного развития и проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни, охраны и укрепления его здоровья.
Задачи:
1. Обеспечить динамику развития художественных умений и навыков у дошкольников средствами художественной выразительности и искусства.
2. Совершенствовать работу по качественной готовности детей дошкольного возраста к обучению путем устойчивого развития их познавательных психических процессов.
3. Формировать у дошкольников духовно–нравственное отношение к наследию народов России в условиях взаимодействия ДОУ и семьи.
Уважаемые родители, на годовых задачах остановимся более подробно.
1. Первая задача
Обеспечить динамику развития художественных умений и навыков у дошкольников средствами художественной выразительности и искусства.
Средства художественной выразительности являются своеобразным «языком» искусства.
Например, в изобразительном творчестве, средства выразительности, доступные дошкольникам - это линию, штрих, пятно, перспектива, светотень, цвет и др. Данные понятия и их практическое применение мы формируем в детском саду в соответствие с возрастом детей.
К художественным умениям и навыкам дошкольников относят:
- художественные и декоративно-прикладные способности, они реализуются в рисовании, лепке и аппликации;
- музыкальные способности, которые обеспечивают восприятие ребенком звуковых ритмов и мелодий;
- театрально-речевые способности. Дети, обладающими такими способностями, охотно участвуют в постановках сказок или сценок.
Рекомендации родителям по развитию художественных умений у детей дошкольного возраста
• Знакомьте детей с разными видами искусства (живопись, литература, театр, кино и т. д.).
• Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т. п. ;
• Учите правильно держать карандаш, кисть и др.
• Читайте детям литературные произведения в соответствии с их возрастом;
• Побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание.
• Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;
• Предоставляйте ребенку возможность слушать, доступные для понимания сольные и хоровые произведения (песни);
• Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;
• По возможности посещайте с детьми музеи, театры, кинотеатры, экскурсии;
• Формируйте интонационную выразительность речи и артистические способности ребенка, учите выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами во время чтения стихов и рассказывания сказок.
2. Вторая задача.
Совершенствовать работу по качественной готовности детей дошкольного возраста к обучению путем устойчивого развития их познавательных психических процессов.
Готовность детей дошкольного возраста к обучению через развитие познавательных психических процессов предполагает наличие у ребенка на этапе перехода в школу:
• развитого восприятия;
• аналитического мышления (способности постижения основных признаков и связей между явлениями, способности воспроизвести образец);
• логического запоминания;
• развитого интереса к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
• овладения на слух разговорной речью и способности к пониманию и применению символов (схем, букв, цифр и т. д.)
Развитие ощущения и восприятия
Ощущение - первоначальный этап восприятия. Все предметы и явления мы воспринимаем с помощью органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса.
Восприятие создает фундамент для развития внимания, памяти, мышления и воображения.
Рекомендации родителям
1. Формируйте у детей умение определять цвет, форму, величину предметов.
2. Учите детей различать предметы на ощупь и определять вкусовые качества продуктов питания.
3. Закрепляйте пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
4. Обучайте различению основных признаков разных времен года.
5. Учите детей представлениям о времени: сегодня, завтра, вчера, утром, днем, вечером, ночью.
Развитие внимание
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание.
Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми (резкий запах, громкий звук, непривычно одетый человек и т. д.) поэтому ребенок часто отвлекается и ему очень трудно сосредоточить внимание на чем – либо.
Очень важно развить произвольность внимания в дошкольном возрасте. Внимание лежит в основе обучаемости.
Рекомендации родителям
1. Почаще наблюдайте и обсуждайте с детьми увиденное и услышанное.
2. Приучайте проговаривать инструкцию игры несколько раз.
3. Предлагайте детям задания, требующие довольно длительного сосредоточения: построить сложный мост, нарисовать город, прослушать и пересказать сказку, зачеркнуть все буквы А в журнале и т. д.
Развитие памяти
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности.
Рекомендации родителям
1. Проконтролируйте, чтобы тот материал, который ребенок запоминает, был ему понятен. Объясните смысл непонятных слов.
2. Учите вспоминать последовательность событий.
3. Развивайте произвольность памяти. Например, поручите ребенку запомнить, что нужно купить в магазине и т. д. Здесь очень важен мотив, то есть объяснить ребенку, почему он должен это запомнить.
4. Учите с детьми стихи и знакомые сказки.
Развитие мышления
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению логических связей. Например, на улице морозная погода, нужно одеться теплее и т. д.
Рекомендации родителям
1. Вначале развивайте у младших дошкольников мыслительные операции, основанные на действиях с предметами, то есть манипуляции детей с предметами позволяют им сделать определенные выводы о тех или иных свойствах предметов. (мяч катится, он круглый, а куб катиться не может).
2. По мере взросления детей учите детей делать выводы и рассуждать, высказывать свою точку зрения.
3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных и социальных явлениях, обсуждая с детьми прочитанные книги, анализируя поведение людей.
4. Развивайте речь ребенка, так как она является главным средством мышления.
• Развитие воображения
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение.
На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь.
Рекомендации родителям
1. Предоставляйте детям возможность играть, рисовать, сочинять, ведь воображение ребенка складывается в игре, рисовании, сочинении сказок, стишков и т. д. (например, не дочитывайте сказку до конца, пусть ребенок вообразит, чем она закончилась, пусть нарисует сказочную птицу или изобразит волшебный дворец).) и т. д.
3. Третья задача
Формировать у дошкольников духовно–нравственное отношение к наследию народов России в условиях взаимодействия ДОУ и семьи.
Проблема духовно – нравственного воспитания дошкольников весьма актуальна в настоящее время. В законе об образовании духовно – нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка. В дошкольном возрасте идет активное пополнение нравственного опыта, формируются основы морали и нравственности.
1. Формируйте у детей первичное представление о доброте, милосердии, сострадании, честности и справедливости.
2. Читайте детям сказки, ведь они помогают отличить добро от зла, дети начинают понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Учите с детьми пословицы и поговорки. В них заключена мудрость народа.
3. Приобщайте детей к нормам и традициям своего народа.
4. Дайте представление о том, что наша страна многонациональная, на ее территории проживает большое количество народов, которые отличаются своей культурой, языками, традициями и религией, но ко всем надо относиться уважительно.