Светлана Глущенко
Материал по работе с детьми по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»
Предметный словарь: Лес, болото, гриб, ножка, белый гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисички, опята, сыроежки, мухомор, поганка, шляпка, грибница, куст, плод, ягоды, клюква, брусника, черника, земляника, клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, калина, ежевика, морошка, цветы, растения, лукошко, корзина, деревья, хвоя, листья, пень, орехи, шишки, дождь, стебель, окраска.
Публикация «Материал по работе с детьми по лексической теме „Лес, Грибы, Ягоды“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Дидактические игры, пособия
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Глагольный словарь: Собирать, прятаться, висеть, заготавливать, искать, снимать, срезать, беречь, охранять, ломать, расти, идет, сушить, варить, жарить, консервировать, наливаться, созревать, мариновать, солить, краснеть, цвести, лакомиться, пробовать, угощать, рвать, кушать, падать, вянуть.
Словарь признаков: Спелый, лесные, сладкий, кислый, мягкий, душистый, ядовитый, съедобный, хвойный, лиственный, смешанный, вкусный, полезный, пластинчатый, ароматный, гладкий, белый, лечебные, маленькая, круглая, темно-синяя, красная, плетеная.
Пальчиковая гимнастика
КОРЗИНА С ЯГОДАМИ
Вот корзина — так корзина!
В ней крыжовник, В ней малина,
И садовая клубника,
Там брусника и черника!
К нам ты в гости приходи-ка!
Ягод, что найдём мы в ней, Нет полезней и вкусней!
(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.) (Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках.)
(Делают приглашающий жест — движение руками на себя.)
(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)
С. Васильева
Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес».
Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи существительные — названия грибов, развивать мелкую моторику.
Мы идём в осенний лес. А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошёл —
Это очень хорошо. Будем мы грибы искать
И в корзинку собирать.
Вот сидят маслята, На пеньке — опята, А во мху — лисички, Дружные сестрички. «Подосиновик, груздок, Полезайте в кузовок!
Ну, а ты, мухомор, Украшай осенний бор».
И. Михеева (Маршируют на месте.) (Разводят руки в стороны, «удивляются».) (Потряхивают ладонями обеих рук.)
(Хлопают в ладони.)
(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.) (
Сводят руки перед собой — «корзина».)
(Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка.)
(Делают манящие движения руками.)
(Грозят указательным пальцем правой руки.)
Игра «Кто заблудился?»
Цели: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!». Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной громкостью голоса (ближе, дальше). Ребёнок, стоящий спиной, отгадывает, кто «кричал».
Игра «В лесу»
Цели: активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Грибы».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его. Можно выставить перед детьми картинки с изображением грибов.
Наступила осень. Зайдёшь в лес и ахнешь. Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймёшь — не зря говорят, что осенний лес дарами
богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (.) стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички — (.) притаились. А это что за грибочки на пенёчке сидят? Опытный грибник сразу поймёт, что это (.). Но тому больше всех повезёт, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет — (.).
И. Михеева, С. Чешева
Игра «Какое варенье? Какой компот?»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существ ительными).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).
Осень — время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.
— Бабушка, — спрашивала Катя. — Если мы малину соберём, какой компот получится? (.) А варенье какое? (.)
— А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Катя. — Какой компот получится? (.) А варенье какое? (.)
— Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (.) А какое варенье? (.)
— Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (.)
— А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (.)
Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полян
ке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники. Какой
компот сварит бабушка? (.) А какое варенье? (.)
С. Чешева
Игра «Лишняя ягода»
Цели: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и «садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём (начало, середина, конец, развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод ( например: клюква, черника, клубника, просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка объяснить свой выбор.
Например:
Лишняя клубника, т. к. она — садовая ягода, а все остальные — лесные.
Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.
Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.
Игра «Составь схему»
Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги.
Например:
Осенний лес богат дарами.
На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.
Игра «Собери грибы»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки, в названии которых есть звук [н].
Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов (мох, сосна).
Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинки с изображением мха и сосны и предлагает детям выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы на ковролинографе, остальные работают с раздаточным материалом за столами.
Слова: мох, сосна.
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.
Коричневой шляпкой приветствую вас. Я скромный грибок безо всяких прикрас. Под белой берёзкой нашёл я приют. Скажите-ка, дети, меня как зовут?
(Подберёзовик)
В лесу осеннем в сентябре В скучный день дождливый Вырос гриб во всей красе, Важный, горделивый. Под осиной его дом, Шляпка красная на нём. Многим этот гриб знаком. Как его мы назовём?
(Подосиновик)
Красная шляпка, на шляпке горошки, Короткая юбка на беленькой ножке. Красивый грибок, но тебя не обманет, Кто знает о нём — его трогать не станет. Всем людям известно уже с давних пор Что ядом наполнен гриб. (мухомор).
Текст для пересказа
Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:
—Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?
Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.
Л. Толстой
Вопросы:
Почему Митя оставил грибы в лесу?
Что случилось утром?
Что сказала мама?
Текст для пересказа
БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и посмеивается:
— Что ж ты, Саня. Маленькая Варя больше тебя набрала!
— Ещё бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
— Что ж ты, Саня, — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала.
— Ещё бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.
В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.
И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.
Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше. Встречается бабушка. — Что ж ты, — говорит, — Саня. Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!
— Ещё бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься.
По Э. Шиму
Вопросы:
Что несли в кузовках Санька и Варя?
Что сказала бабушка?
Что ответил Санька?
Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?
Что Санька каждый раз отвечал бабушке?
Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?