Людмила Зарубина
Материал из опыта работы «Развитие театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста умения выражать эмоции и чувства через развитие театрализованной деятельности.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- предложить родителям расширить знания детей о видах театра;
- изготовить куклы и декорации из бросового материала для спектаклей;
- научить детей передавать жесты, мимику, интонацию обыгрываемых героев.
Публикация «Материал из опыта работы „Развитие театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность темы:
Как известно, период дошкольного детства – это время, когда ребенок учится общению со сверстниками и взрослыми, и не всегда у него получается быстро наладить отношения с окружающими. Большую положительную роль в развитии отношений и диалога между детьми играет театрализованная деятельность, которую мы начинаем применять уже во второй младшей группе. Это позволяет нашим детям осознать поступки героев, подумать, кто поступил хорошо, кто плохо, как нужно было вести себя в данной ситуации.
Работу по развитию театрализованной деятельности я начала во второй младшей группе. К этому времени дети уже познакомились, привыкли к детскому саду и воспитателю, так как уже год посещали ДОУ, начиная с первой младшей группы.
Сначала я читала детям сказку и просила рассказать, какой герой им понравился. Потом просила сказать, добрый этот герой или злой, показать, как может вести себя этот герой: как он ходит, какое у него настроение, каким голосом он может говорить.
Эта игра очень нравилась детям моей группы.
В своей работе я также использовала картинки сказочных персонажей. Показывая картинку, я просила ребят сказать, добрый это персонаж или злой, веселый или грустный. Дети могли это определить, но объяснить, почему они так решили, еще не умели.
В средней группе я знакомила детей с понятием «Театр». Дети узнали, что такое сцена, гардероб, зрительный зал, для чего нужны декорации, кулисы, костюмы, что такое мимика и жест и т. д.
Мы с детьми научились показывать различные эмоции: злость, печаль, радость, обиду.
Ребята с моей помощью обыгрывали ситуации из сказок «Репка», «Три медведя», «Колобок». Сначала эти мини-постановки проводились в группе, но, впоследствии, дети сами стали использовать такие обыгрывания на прогулке.
В 2017-2018 учебном году я продолжила работу над темой «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте». Эта тема интересна детям, способствует их коммуникативному развитию, развитию памяти, воображения.
Продолжая работу по данной теме в старшей группе, я изучила следующую литературу: Н. Алексеевская «Домашний театр», А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», Н. Ф. Губанова «Театральная деятельность дошкольников», Т. Н. Доронова «Играем в театр».
В своей работе использовала различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, консультативные, визуальные.
Сначала я провела наблюдения за речью детей, ее эмоциональной окраской и четкостью. В результате я пришла к выводу, что большинство детей моей группы (85%) достаточно эмоциональны, хотя у многих есть проблемы со звукопроизношением (70%).
В октябре-ноябре 2017 года я знакомила детей с разными видами театров (театр теней, тростевых кукол, ростовых кукол, бибабо, кукол, декораций. Выяснилось, что многое виды театра уже знакомы детям благодаря посещению представлений приезжих артистов в детском саду или с родителями в городе.
В течение декабря – апреля мы с детьми работали над изготовлением театральных кукол из разного материала : пластиковых ложек, тарелок, пластилина, картона, делали декорации из бумаги. Дети учились изображать эмоции своих кукол. Но наибольший интерес у детей вызвала работа по изготовлению кукол из папье-маше. Это куклы для театра «Репка», «Три медведя», а так же тростевые куклы, изображающие мальчика и девочку. Кроме этого, была изготовлена ширма для кукольного театра.
Процесс создания и игры в театр вызвал у детей неподдельный интерес. Мною было отмечено, что дети и на улице самостоятельно начинали обыгрывать сказку, приглашая меня в качестве зрителя. Ребята стремились передавать эмоции, пантомиму и мимику выбранного персонажа.
В марте 2018 года мной был разработан и обыгран вместе с детьми спектакль «Невоспитанные зайцы», который нес и экологическое воспитание. В процессе работы над спектаклем дети предлагали идеи по развитию сюжета, что можно использовать в качестве декораций. Этот спектакль явился итогом нашей с детьми работы в течение года.
В результате работы над темой «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте» я пришла к выводу, что дети в возрасте 6 лет уже способны в игре передавать настроение и эмоции выбранного персонажа, они могут сами подбирать декорации и костюмы. Воспитателю следует лишь не ограничивать их и помогать в случае необходимости. Работа над данной темой мне понравилась, потому что она была интересна и детям, вызвала у воспитанников интерес.
Перспективы на следующий год:
В следующем учебном году я планирую продолжить работу над развитием театрализованной деятельности у детей своей группы, так как игра в театр нравится детям и имеет яркий эмоциональный отклик. Кроме того, дети моей группы научились строить диалог, что является неотъемлемой частью нашей жизни.