Ольга Яковенко
Материал для студентов-дошкольников «Педагогическое мастерство и его значение»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое мастерство и его значение
1. Структура педагогического мастерства
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека
Стадии становления педагогического мастерства:
• «Я-концепция» - какой я педагог?
• Стадия деятельности - что я делаю и зачем?
• Творчество педагога, взаимосвязь с детьми.
Структура педагогического мастерства.
1. Гуманистическая направленность;
Публикация «Материал для студентов-дошкольников „Педагогическое мастерство и его значение“» размещена в разделах
Это педагогическая направленность педагога на следующие ценностные ориентации:
а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя;
б) на детский коллектив;
в) на средства педагогического воздействия;
г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.
Это - фундамент педагогического мастерства, придающий ему глубину и основательность.
Профессиональные знания формируются сразу на всех уровнях:
Методологическом – знание закономерностей развития, целей воспитания;
Теоретическом - знание правил и законов педагогики;
Методическом – уровень конструирования учебно-воспитательного процесса;
Технологическом- уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях;
3. Педагогические способности
Важно отметить что они функционируют на двух уровнях:
Это прежде всего умение педагога передавать имеющиеся знания (Репродуктивный уровень)
Учитывание особенностей усвоения, восприятия и понимания детьми, рефлексивный анализ (адаптивный уровень)
4. Педагогическая техника.
Форма организации поведения опирающаяся на знания и способности педагога и связывающая все средства педагогического воздействия для осуществления эффективной педагогической деятельности.
Тема: Педагогическая техника
1. Компоненты педагогической техники.
Педагогическая техника — комплекс общепедагогических и психологических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения, т. е. оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях.
Педагогическая техника включает в себя компоненты состоящие из двух групп умений и навыков:
1. умение управлять собой;
• Владение телом
• Эмоциональным состоянием
• Техникой речи
2. умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
• Дидактические умения
• Организационные умения
• Владение техникой контактного взаимодействия
Тема: Умение управления общением
1. Педагогическое общение. Стили общения.
Педагогическое общение - это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.
Стили общения.
Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.
Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.
Авторитарный стиль педагогического общения - строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.
Ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях.
Демократический стиль педагогического общения - отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.
Создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.
Либеральный стиль педагогического общения - характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей.
Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.
Тема: Педагогическое разрешение конфликтов
1. Классификация конфликтов.
Конфликт – это открытое противостояние сторон, возникшее вследствие наличия у них взаимоисключающих интересов и позиций. Термин конфликт переводится с латинского языка как «столкновение». Под конфликтом понимается столкновение, борьба сторон, несовпадение их мнений.
Одной из общепризнанных классификаций конфликтов является разделение их на четыре группы:
• внутриличностный;
• межличностный конфликт
• конфликт между личностью и группой;
• межгрупповой конфликт.
Данная классификация является универсальной, под указанные четыре категории подпадают абсолютно все конфликты, ни один из них не остается в стороне. Данная классификация также применяется как к социальным конфликтам вообще, так и иным видам, например, к конфликтам, возникающим на производстве.
Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов)
Межличностный конфликт – это конфронтация, возникающая в процессе коммуникативного взаимодействия индивида с социальным окружением
Конфликт между личностью и группой — это противоречие, возникшее между индивидуумом и социальной группой. Явление это довольно многоплановое, так как взаимоотношения в конкретной группе выстроены в определенную систему, подчиняются гласным и негласным правилам, с наличием формального и неформального лидера и пр. Поэтому возможность возникновения в группе конфликта возрастает в несколько раз.
Конфликт межгрупповой – конфликт между микрогруппами в коллективе или между различными социальными группами, отстаивающими противоположные интересы и цели.
Общие этические правила выхода из конфликтной ситуации:
• ищите то, что вас сближает,
• не нагнетайте напряженность,
• идите «навстречу» противнику,
• будьте открыты для принятия другой позиции,
• стремитесь создать самую сердечную, теплую атмосферу при встрече (дискуссии, переговорах, беседе, споре, полемике,
• не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
Способы разрешения педагогического конфликта по степени их усложнения :
1. Юмор (беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо, но в нем не должно быть сарказма).
2. Психологическое поглаживание (нежность, ласка, одобрение, выражение любви; выделение положительных «черт» противника и улучшение отношений между партнерами).
3. Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок).
4. Третейский суд (незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили во время конфликта, он может быть непосредственным участником примирения враждующих сторон или опосредованным).