Ирина Емельянова
Конспект интерактивного урока «Крым — наша история»
▼ Скачать + Заказать документы
(сл. 1)
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас будет необычный урок.
(сл. 2)
Учитель. Посмотрите на эти изображения. Что их объединяет?
Обучающиеся высказывают мнения.
Правильный ответ: Крым.
Учитель. Итак, сегодня мы будем говорить про историю и про Крым.
(сл. 3)
Учитель. История крымской земли насчитывает тысячелетия. Благоприятные природные условия, богатый растительный и животный мир Крыма привлекали человека ещё со времён палеолита.
Публикация «Конспект интерактивного урока „Крым — наша история“» размещена в разделах
Менялись эпохи, одни народы приходили в этот благодатный край, другие исчезали.
(сл. 4)
Учитель. В разные исторические периоды в Крыму жили тавры и киммерийцы, скифы и греки, сарматы и римляне, готы, армяне, болгары, хазары, славяне, печенеги, половцы, монголы и крымские татары, итальянцы и турки.
Строились и разрушались города, менялся язык, на котором разговаривали люди. Но каждый народ, который приходил, оставлял здесь свою часть культуры, создавал кусочек истории Крыма.
История Российского государства с самого начала оказалась тесно связанной с историей Крымского полуострова.
(сл. 5)
Задание 1. Работа с иллюстрациями
Для оптимизации деятельности обучающихся, рекомендуется заранее подготовить раздаточные материалы с заданиями и информационными ресурсами для выполнения заданий. К заданиям необходимо сделать оценочную шкалу: верно / частично верно / неверно - для возможности самопроверки и самоконтроля обучающихся.
Учитель. О каком событии общеисторического масштаба рассказывают эти изображения? Внимательно изучите представленные материалы и ответьте на вопросы.
Учитель: Давайте проверим, насколько успешно вы справились с заданием.
Обучающиеся называют ответы на каждый вопрос задания 1 и делают соответствующую отметку в раздаточном листе.
Правильные ответы появляются по мере ответов обучающихся.
(сл. 6)
Учитель. С конца X века восточная часть Крыма оказалась под влиянием загадочного Тмутараканского княжества, местоположение которого долгое время оставалось неизвестным. И хотя о княжестве упоминалось в «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве», многие считали это княжество вымышленным и сказочным.
(сл. 7)
Задание 2. Тмутараканский камень.
Обучающиеся дают свои варианты ответа к заданию 2.
Так как ответ предусматривает наличие нескольких признаков, каждый вариант ответа предварительно оценивается всеми обучающимися как верный/неверный. Верный ответ записывается в раздаточном листе.
Учитель. А теперь сравним наши выводы и узнаем, насколько мы внимательны.
Появляются правильные ответы.
Обучающиеся делают соответствующую отметку в раздаточном листе.
(сл. 8)
Учитель. C XII по XV век земли Крымского полуострова пережили набеги половцев и зависимость от Золотой Орды. Таким образом, историческая судьба земель Крымского полуострова была схожа с судьбой русских земель.
(сл. 9)
Учитель. В середине XV века ожесточённая борьба за власть ордынских наследников завершилась для Крыма избранием независимого хана и основателя династии Гиреев — Хаджи Девлет Гирея I.
С конца XV века Крымское ханство становится вассалом Османской империи.
(сл. 10)
Учитель. Как только русское государство избавилось от ордынской зависимости, перед ним вновь встала задача выхода к Чёрному морю, ставшему турецким «внутренним озером». Выполнить эту задачу удалось только в XVIII веке в результате нескольких русско-турецких войн.
Задание 3. Ордынское владычество
Учитель. Когда и при каком правителе на Руси произошла ликвидация ордынского владычества?
Обучающиеся отвечают устно.
Демонстрируется правильный ответ.
Задание 4. Русско-турецкие войны
Учитель. Ребята, определите из данного перечня, сколько русско-турецких войн велось в XVIII веке? Запишите их в раздаточном листе.
Обучающиеся выполняют задание 4.
Учитель. Проверим наши результаты. У кого получился верный ответ, поднимает руку.
Демонстрируется правильный ответ.
Обучающиеся отмечают результаты в раздаточном листе.
(сл. 11)
Учитель. Русско-турецкая война 1768—1774 годов положила конец османскому господству над Крымом, и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года Османская империя официально отказались от претензий на полуостров.
Манифестом Екатерины II от 8 апреля 1783 года Крым вошёл в состав Российской империи.
Учитель просит одного обучающегося прочитать вслух и с выражением текст манифеста.
Учитель. В честь этого события в 1890 г. был установлен памятник императрице Екатерине Великой. Монумент представлял собой бронзовую статую императрицы на гранитном пьедестале. В правой руке Екатерина II держит скипетр и развёрнутую карту Крыма, левая - простёрта к городу. Вокруг подножья памятника располагались скульптуры государственных деятелей екатерининской эпохи, участвовавших в присоединении Крыма к России, — Григория Александровича Потёмкина-Таврического, Василия Михайловича Долгорукова-Крымского, Александра Васильевича Суворова, Якова Ивановича Булгакова.
Сегодня восстановленный (в августе 2016 г.) памятник можно увидеть в Екатерининском саду города Симферополя.
(сл. 12)
Задание 5. Участники присоединения Крыма к России
Обучающиеся выполняют задание 5 коллективно (так как данный период истории ими ещё не изучен). По желанию обучающихся, один или два ученика выполняют это задание, работая со слайдом в режиме интерактива. Остальные обучающиеся пользуются раздаточными материалами и помогают спикерам.
Учитель. Ребята, вы большие молодцы! С XVIII столетием справились успешно.
(сл. 13)
Учитель. И в следующем, XIX столетии, с Крымом были связаны события, важные для всей российской истории. Речь идёт о Крымской войне (1853–1856 гг.)
(сл. 14)
Задание 6. Участники Крымской войны
Обучающиеся выполняют задание 6, рассматривая портреты исторических личностей, и пытаются предположить верный ответ. Отмечают ответы в раздаточном листе.
Затем следует коллективная проверка предположений обучающихся в устной форме. Каждое предположение должно получить предварительное одобрение большинства обучающихся. После этого следует проверка предположения.
Учитель нажимает на портрет личности, всплывает правильный ответ и краткая биография данной личности. Учитель или обучающиеся зачитывают биографическую справку.
Обучающиеся проверяют ответы к заданию.
(сл. 15)
Учитель. В XX веке нашей стране пришлось пережить немало серьёзных испытаний. Ещё одна станица истории — Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).
(сл. 16)
Учитель. В начале войны Севастополь становится стратегическим оборонительным рубежом. Его героическая оборона продолжалась с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 год.
Учитель зачитывает информацию хроники и справку начальника управления особых отделов НКВД СССР В. С. Абакумова.
Хроника:
30 июня (1942 г.) пал Малахов курган. К этому времени у защитников Севастополя стали заканчиваться боеприпасы, и командующий обороной вице-адмирал Ф. С. Октябрьский получил разрешение Ставки на эвакуацию.
1 июля сопротивление защитников самого города прекратилось, в ночь на 2 июля была подорвана бронебашенная батарея № 35, на которой не осталось снарядов, но которая сражалась и на тот момент не была захвачена противником.
(сл. 17)
Учитель. Однако сопротивление продолжалось. Отдельные группы советских воинов сражались вплоть до 9-12 июля.
На экране демонстрируется фрагмент из документального фильма «Великая война. 3 серия. Оборона Севастополя». Star Media. Babich-Design
(сл. 18)
Задание 7. Города-герои
Учитель. В Москве у кремлёвской стены в Александровском саду расположен мемориальный архитектурный ансамбль. Он состоит из нескольких элементов: могилы неизвестного солдата c Вечным огнём, аллеи городов-героев и стелы городов воинской славы.
На каждой из тринадцати тумб с названиями городов-героев помещено чеканное изображение медали «Золотая Звезда». Тумбы расположены в порядке присвоения городам звания героя. Выберите среди городов-героев те, которые находятся в Крыму.
Обучающиеся выполняют задание и дают устный ответ.
Появляется правильный ответ.
Обучающиеся проверяют сами себя и делают соответствующие пометки а раздаточном листе.
(сл. 19)
Учитель. На этом уроке мы увидели, что история Крыма - часть истории России, часть истории каждого из нас, история нашей Родины, любовью к которой определяется великое государство. Государство сильно единством своих граждан, их патриотизмом, желанием сделать свою страну лучше на основе знания опыта предков, собственного труда и созидания будущего.
(сл. 20)
Учитель. С момента образования государства по настоящее время история России – это история Крыма, а история Крыма – история России.
КРЫМ – НАША ИСТОРИЯ!
Учитель. Ребята, а теперь посмотрите на свои раздаточные листы. Если все задания выполнены правильно, вы большие молодцы!
***