Корнеева Анна
Математический проект «Маленькие помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие помощники.
Номинация: дошкольный возраст.
Актуальность
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять.
Публикация «Математический проект „Маленькие помощники“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.
Развивающие игры, непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений активизирует сотрудничество детей друг с другом, поэтому проектную деятельность мы построили таким образом, чтобы предусматривалось взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий). Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Проект направлен на развитие математических способностей, что способствует дальнейшему развитию детей в детском саду, а также на формирование положительного отношения к труду через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Цель проекта : Раскрытие значимости математических представлений в жизни человека.
Задачи проекта :
1. Создать новые ситуации для использования умений детей уравнивать неравное число предметов двумя способам (убавлением и прибавлением).
2. Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать и приносить определенное количество предметов в соответствии с заданным числом в пределах 5.
3. Устанавливать размерные отношения между предметами разной высоты, располагать их в порядке убывания или нарастания величины.
4. Обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к работникам дошкольного учреждения.
6. Создавать условия для возникновения у детей потребности трудиться.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, младший воспитатель.
Длительность проекта : краткосрочный проект.
Этапы проекта :
1 этап. Выявление проблемы в ходе наблюдения за трудом младшего воспитателя.
Беседуя с детьми о различных профессиях, я обратила внимание детей на то, что в любом деле обязательно нужно уметь все рассчитать, измерить, правильно ориентироваться, чтобы не ошибиться. Чтобы убедиться в важности математических знаний для каждого человека, я предложила проверить это на деле. Объектом для данного выяснения дети выбрали младшего воспитателя своей группы. Мы решили узнать: «Зачем уметь считать, измерять младшему воспитателю?».
Наблюдение за трудом младшего воспитателя.
Задачи: 1. Раскрыть детям последовательность выполнения трудовых операций. 2. Формировать умение подчеркивать результат труда. 3. Закрепить в словаре воспитанников названия трудовых действий и их последовательность. 4. Воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание помогать ей.
2 этап. Практические исследования.
Вместе с детьми мы решили опытным путем проверить нужны ли математические представления младшему воспитателю?
1. Игровое упражнение «Расставь посуду».
Задачи:
1. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.
2. Отсчитывать предметы из большего количества; приносить определенное количество предметов в соответствии с заданным числом в пределах 5.
3. Обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
2. Игровое упражнение «Какой посуды не стало?»
Задачи:
1. Совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать.
2. Формировать представления о размере и цвете и величине групп предметов.
3. Игровое упражнение «Приготовим овощи для салата».
Задачи:
1. Учить уравнивать неравные группы предметов.
2. Формировать представление о порядковом счете, учить правильно пользоваться порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» «На каком месте?».
4. Игровое упражнение «Расставь чашки по высоте».
Задачи:
1. Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины.
5. Игровое упражнение «Помоги выбрать нужную чашку».
Задачи:
1. Дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы.
2. Учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов.
6. Сюжетно-ролевая игра "Детский сад".
Задачи:
1. Формировать умение принимать игровую роль и выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.
2. Пробуждать интерес и уважение к труду воспитателя и младшего воспитателя.
3. Воспитывать дружеские отношения со сверстниками во время совместной игры.
7. Сюжетно-ролевая игра «Вымоем посуду для кукол».
Задачи:
1. В процессе игровой ситуации формировать у малышей представление о значимости результатов труда (чистые игрушки).
2. Развивать умение воспроизводить последовательность трудовых действий.
3. Воспитывать у детей желание трудиться.
8. Практическое упражнение «Помоги младшему воспитателю накрыть на стол».
Задачи:
1. Уточнить знания детей о содержании работы младшего воспитателя; об орудиях труда.
2. Развивать умение грамматически правильно рассказывать о трудовых действиях.
3. Формировать умение согласовывать в речи прилагательные с существительными (например, чистая посуда).
4. Воспитывать бережное отношение к результатам труда.
3 этап. Изготовление фартуков для дежурства по столовой. Организация дежурства.
В ходе наблюдений за трудом младшего воспитателя дети обратили внимание, что она часто меняет спецодежду, одевает разные фартуки при сервировке стола. Чтобы ребята могли помогать младшему воспитателю, мы сшили для ребят новые фартуки, колпачки, косынки, помогли оформить уголок дежурных, чтобы каждый мог участвовать в помощи.
Вывод.
В ходе проекта дети научились уравнивать неравное число предметов двумя способам (убавлением и прибавлением, отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать и приносить определенное количество предметов в соответствии с заданным числом в пределах 5, а также устанавливать размерные отношения между предметами разной высоты, располагать их в порядке убывания или нарастания величины, обозначать словами положение предметов по отношению к себе. У детей возрос интерес к наблюдениям за трудом взрослых и они с удовольствием помогали взрослым. У детей сформировалась психологическая готовность к трудовым навыкам, а это, пожалуй, самое главное в трудовом воспитании. Вместе с ребятами в ходе наблюдений, игр мы пришли к выводу, что математические представления очень важны в жизни и труде человека