НАТАЛЬЯ БИЗЯЕВА
Математический центр в младшей группе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
(А. Маркушевич)
Центр математического развития в детском саду создается с целью стимулирования познавательной активности детей и побуждения их к различным видам деятельности для получения ими новых математических знаний и умений в соответствии с их возрастной категорией.
Публикация «Математический центр в младшей группе ДОО» размещена в разделах
Создавая предметно – пространственную среду группы, мы старались решать следующие задачи:
- формировать качества личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой: целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность;
- развивать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
- воспитывать у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Математический центр мы расположили на освещённом участке группового пространства около большой магнитной доски. Создавая центр, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм (игры размещены на полках в один, два слоя, тем самым предоставили возможность в свободное время самостоятельно выбрать игру или пособие, играть индивидуально или с другими детьми.
В работе используем наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.
К раздаточным материалам относятся:
- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д. ;
- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки-лото и др. ;
- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
- таблицы и модели;
- счетные палочки и т. д.
Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа, и для упражнений.
Для закрепления навыка составлять, сравнивать и уравнивать две группы предметов имеется разнообразный раздаточный материал для индивидуальной работы: «Полоски различные по длине и цвету»; «Полоски для сравнения».
В нашей группе «Смешарики» есть разнообразный строительный материал, который мы используем для развития математических способностей малышей. Группируем однородные предметы по одному или нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Также в математическом центре находятся сюжетные картинки «Времена года», «Распорядок дня», модель часов.
В нашем центре математического развития созданы условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Для этого имеются такие игры, как: «Считалочка»; «Первый счёт»; «Весёлое лото». Также дети с удовольствием играют и в другие настольно-печатные игры, которые можно использовать на организационном занятии и в самостоятельной деятельности детей.
В математическом центре находятся книги на развитие мышления «Изучаем формы», «Больше-меньше»; закрепление знаний о цвете «Запоминаем цвета», формирование количественных представлений, на закрепление знаний «Времена года», «Время суток». Книга тестов, которая помогает выявить степень сформированности психических процессов ребёнка (сенсорика, память, внимание, мышление, где он преуспевает, а в чём требуется дополнительное внимание.
Развитие мозга ребенка зависит от действий и манипуляций в окружающем мире вокруг него. Игры пазлы для малышей предусматривают многие ключевые возможности. Дети учатся работать непосредственно с окружающей их средой и изменяют его форму и внешний вид, когда они работают с пазлами. Следует отметить, что многие из пазлов являются сложными и требуют повторных попыток для того, чтобы собрать их. Пазлы можно собирать вместе в группе, это сближает участников, это заставляет их думать, решать проблемы, принимать решения коллективно!
Дети очень любят мозаику. Для чего она? У малыша при игре с мозаикой стимулируется развитие:
- постановки цели и стремления выполнить ее;
- мелкой моторики пальцев;
- логического мышления;
- образного мышления и воображения;
- художественного вкуса.
Одним словом, составляя картинку из деталей мозаики, малыш фантазирует. А это служит мощным средством в психосоматическом развитии.
Игры – шнуровки развивают координацию движения рук, усидчивость, терпение. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, развивать логику, знакомить с новыми понятиями. Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.
Игры с прищепками – это отличная тренировка для пальчиков. Ведь нужно затратить достаточно стараний и усилий, чтобы прикрепить прищепку. Обычные бельевые прищепки — это незамысловатый и доступный материал, который есть в каждом доме. С помощью дидактических игр с прищепками можно изучать цвета, счет, алфавит, профессии, времена года, транспорт и все что угодно.
Чтобы сделать обучение математике более интересным и простым, мы используем дидактический материал, как: "Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера".
Благодаря таким развивающим играм можно ознакомить детей с разнообразием цветов, дать понять разницу между «один» и «много», а также «высокий» и «низкий». При помощи яркого раздаточного материала дети могут быстрее запомнить соответствие длины и цвета палочки, научатся ими пользоваться, аккуратно выкладывая заданную картинку.
Логические блоки Дьенеша используются по аналогии с палочками Кюизенера. При помощи дидактического материала у малышей улучшается речь, они учатся сравнивать фигурки по размеру, количеству и цвету, осваивают основы классификации предметов по определенным признакам.
Игры с пирамидкой знакомят малыша с размерами, соотношениями «больше - меньше». Способствуют навыкам ориентирования в пространстве, развивают память, внимание, начальные навыки счета. Пирамидки бывают разной формы, размеров, цветов, из различных материалов.
Сборка пирамидки способствует развитию интеллекта и логического мышления, совершенствует мелкую моторику рук, координацию движений, учит восприятию цвета, формы и размеров.
Есть у нас и набор пирамидка-стаканчиков. Игрушка состоит из отдельных стаканчиков-колпачков разного размера, формы и цвета, которые ставятся друг на друга или вкладываются внутрь по принципу матрешки. Цель такой игрушки – научить ребенка соотносить детали по величине и выкладывать последовательность от большего к меньшему и наоборот. Малыш может играть со стаканчиками, строя башенки различной высоты, насыпать в формочки крупу или пуговицы, играть с ней в песочнице, использовать стаканчики в качестве посуды для кукол.
Сортер – несомненно, полезная игрушка. Главная цель – научить ребенка логически мыслить. Путем сортирования деталей малыши не только мыслят, но и подключают аналитические умения, память, цветосочетание направленная на разностороннее развитие:
- знакомит с понятиями: «одинаковый – разный», «такой же», «похожий», «подходят – не подходят»;
- активизирует способности к сравнению, анализу, классификации, сортировке, помогает устанавливать причинно-следственные связи;
- развивает память – ребенок запоминает, что чему соответствует, также на память влияет одновременное воздействие на зрение и осязание, тактильные ощущения;
- учит различать фигуры по признакам (форма, цвет, количество, текстура);
- учит ориентироваться в пространстве;
- развивает мелкую моторику, координацию движений, ловкость, которые влияют на мыслительные способности, логическое мышление и речевой аппарат, то есть благодаря этому ребенок может раньше начать говорить.
Счетные палочки не только учат считать ребенка, но и развивают детское мышление. Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи. С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче - длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже». Наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника: интеллект, самостоятельность, воображение и творческое мышление, внимание, интерес к исследованиям и познанию, активность, целеустремленность, самостоятельность, способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности, сосредоточенность.
Игры с вкладышами - это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно-действенного мышления. Чему могут научить вкладыши? За счет того, что такая игрушка представляет собой набор из нескольких предметов имеющих одинаковую форму, но разный размер, ребенок учится соотносить предметы по величине, а вкладывая один предмет в другой - развивает координацию движений.
Мы используем несколько видов вкладышей: геометрические, тематические.
Цель геометрических - узнавать геометрические формы и заполнять их соответствующими картинками. Цель тематических - соотнести заданную тему и форму.
Почему полезно играть с рамками-вкладышами?
Ребенок учится находить систему, выделять общие признаки среди различных с первого взгляда элементов и наоборот – замечать отличия между похожими. Детей от 3-х лет пазлы-вкладыши готовят к овладению письменными навыками, научат проводить линии и обводить разные трафареты. При этом развивается глазомер и аккуратность, ребенок учится различать границы фигур. Вставлять подходящие по форме детали так, чтобы отверстия были плотно закрыты и точно совмещать углубления с вкладышами – это отлично упражнение для пальчиков. У малышей развивается мелкая моторика, сенсорика, а соответственно – речь и память.
Как и многие развивающие игрушки, рамка-вкладыш побуждает малыша к самостоятельным действиям и дарит радость, когда он справляется с задачей.
Магнитная мозайка для развития интеллекта. Играя с мозайкой, ребёнок развивает мелкую и крупную моторику, интеллект и воображение. Собирая фигуры и композиции, формирует пространственное мышление. При помощи мозайки дети закрепляют основные геометрические фигуры и цвета.
Создавая математический центр, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм, предоставляя им возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия, играть индивидуально или совместно со сверстниками.
В течение года, по мере освоения игр, заменяем одни игры на другие, расширяем их ассортимент, вносим изменения. Организация математического центра активности осуществляется с постепенным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, желание играть.
Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединяться в игре со сверстниками, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался.
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.