Любовь Бельтикова
Математическая квест — игра «В поисках математического чемоданчика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать интерес детей к математике через знакомство с новым видом деятельности – квест - игрой.
Задачи:
1. Закрепить:
• знания детей о геометрических фигурах, умение классифицировать их по цвету, форме и толщине;
• знания о цвете, умение называть и определять последовательность всех цветов радуги;
• знания о математических знаках, умение делать правильный выбор при их расстановке;
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
• порядковый и количественный счет, умение соотносить цифру с соответствующим количеством предметов.
2. Продолжать работу по ознакомлению детей с профессиями в рамках проекта ТЕМП.
3. Развивать логическое мышления, сообразительность, внимание.
4. Воспитывать интерес к квест – игре, дружеские отношения.
Материал и оборудование : телевизор, проектор; конверт с письмом, видео обращение злодеев, слайд-презентация; предметы-подсказки (поварешка, музыкальный треугольник, букварь Жукова, бутылочка, следы, три большие чашки с условными обозначениями цвета, формы и толщины, блоки Дьенеша, воздушные шары всех цветов радуги, дощечки с резиночками для выкладывания букв, табличка с буквами и цифрами (зашифрованное кодовое слово, мешочек с мягкими цифрами, мягкие картинки (осьминог, морская звезда, рыбка-клоун, математический чемоданчик.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня утром я получила письмо. Интересно кто его нам прислал? Давайте прочитаем.
Читает: «Дорогие ребята, пишет вам профессор Иван Цифриков. Я живу в замечательном городе Цифрограде и занимаюсь разными математическими науками. Я слышал, что вы очень любите заниматься математикой и поэтому решил отправить вам замечательный чемоданчик с самыми разными играми и пособиями по математике, которые у меня накопились за долгие годы математической работы. Играйте, занимайтесь, развивайтесь! И меня вспоминайте! Чемоданчик вам должны доставить в пятницу 18 ноября. Ждите».
В: Ребята, как же нам повезло! Такое замечательное письмо получили, а еще и посылка ожидается. Будем ждать… Так, подождите….(обращает внимание детей на доску, на которой написано сегодняшнее число и месяц). Какой у нас сегодня день недели? Какое сегодня число?
Д: Пятница. 18 ноября.
В: Сегодня пятница - 18 ноября! Посылка должна была прийти сегодня. Но почтальон принес мне только одно письмо и больше ничего. Странно. Может быть он занес посылку в группу, а мне просто забыл об этом сказать. Давайте ее поищем.
Воспитатель с детьми идут искать посылку по группе. В это время включается видеозапись. На экране злодей Цифроед и его помощник Безфигуркин. Включившееся видео привлекает детей и воспитателя к экрану телевизора.
Ц: «Эй, вы! Можете ничего не искать! Потому что то, что вы ищете уже у нас! (показывают чемоданчик) Мы самые опасные злодеи в математической стране : Я - Цифроед, а это мой помощник – Безфигуркин. И мы ненавидим жителей Цифрограда и тех, кто любит заниматься математикой. Поэтому, мы спрятали математический чемоданчик в надежном месте, и вам теперь его никогда не найти, а самых хороших жителей Цифрограда отправили к вам в детский сад. Они не смогут вернуться обратно в свой любимый город, а значит городом будут править злодеи! Ха-ха-ха».
Злодеи думают, что отключили запись, но запись идет и ребята слышат продолжение.
Б: А они точно не смогут найти математический чемоданчик?
Ц: Никогда. если только не найдут предметы-подсказки, которые я случайно обронил, когда запутывал следы и не познакомятся с цифроградцами. Но до этого они сами не додумаются!
Видео выключается.
В: Вот это да! Ребята, вы слышали, что сказали злодеи, когда решили, что запись видео выключена?
Д: Да! Что они оставили предметы-подсказки.
В: Нам с вами нужно найти эти предметы-подсказки, отыскать всех жителей Цифрограда, добраться до злодеев и вернуть себе математический чемоданчик. Задача не из легких! Вы готовы с ней справиться?
Д: Да!
В: Тогда, нужно отыскать тот самый предмет, который поможет нам начать поиски. Этот предмет может быть самым обычным, но необычно должно быть то, что этот предмет не должен здесь находиться.
Дети идут искать предмет. Находят поварешку.
В: Кажется мы нашли первую подсказку. Что это, ребята?
Д: Половник.
В: Самый обычный половник, но он должен находиться в группе?
Д: Нет!
В: А где он должен быть? Где его место?
Д: В столовой. Им Фарзана Флюровна наливает нам суп….
В: Тогда давайте пройдем в столовую и попробуем там отыскать следующую подсказку.
Дети и воспитатель проходят в столовую. Там они видят повариху в колпаке и фартуке (колпак и фартук украшены геометрическими фигурами, которая мешает в кастрюле геометрические фигуры, зачерпывает их поварешкой, пробует. Повариха грустная.
В: Здравствуйте! Кто вы такая и почему такая грустная?
Г. Ф. : Здравствуйте ребята! Меня зовут Геометрия Фигуровна. Я работала поваром в математическом городе Цифрограде и готовила вкусные геометрические блюда для его жителей, пока злодей Цифроед не отправил меня сюда. Здесь я не могу ничего приготовить, а значит и не смогу вернуться обратно.
В: Ребята, давайте поможем Геометрии Фигуровне?
Д: Да, поможем.
Г. Ф. : Мне нужно приготовить три блюда: Суп из геометрических фигур только желтого цвета, компот из геометрических фигур только треугольной формы и пирог из самых толстых геометрических фигур. Поможете мне найти нужные компоненты для всех трех блюд?
Д: Да!
Детям предлагаются три кастрюли: на одной приклеено пятно желтого цвета, на второй - треугольник, на третей – силуэт толстого человечка. Дети раскладывают геометрические фигуры в соответствии с заданием по цвету, форме и толщине.
Г. Ф. : Какие вы молодцы ребята! Помогли мне найти нужные компоненты для всех трех блюд, теперь я смогу их приготовить и вернуться в Цифроград.
Достает музыкальный треугольник и отдает его воспитателю.
Г. Ф. : Вот нашла здесь очень красивый треугольник, хотела из него что-нибудь приготовить, да лучше подарю его вам за помощь. Может он вам пригодиться.
В: Ребята, может быть это следующий предмет-подсказка. И он поможет нам найти путь дальше. Куда же нам теперь идти?
Д. : В музыкальный зал.
Дети и воспитатель проходят в музыкальный зал. Там они встречают даму в темном плаще, которая ходит из стороны в сторону и что-то бормочет.
В: Здравствуйте! Как вас зовут и кто вы?
М. С: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мадам Сенсорика. В Цифрограде я была знатной портнихой и шила для жителей города яркую и цветную одежду. К сожалению, после того как злой Цифроед отправил меня сюда, я позабыла названия всех цветов, от этого моя жизнь стала темной и унылой.
В: Ребята, давайте поможем мадам Сенсорике? Назовем все яркие цвета, которые мы знаем.
Д: Красный, синий, желтый….
М. С: К сожалению, я не могу вспомнить, как они выглядят.
В: Ребята, боюсь просто перечислением цветов здесь не обойтись, нужно что-то другое.
Воспитатель отводит детей в сторону.
В: Помните, мы с вами на музыкальном занятии разучивали танец «Радуга». Мне кажется, что если мы его станцуем мадам Сенсорике, то она обязательно все вспомнит. Станцуем?
Д: Да!
Дети танцуют танец с шариками «Радуга». По окончании танца мадам Сенсорика снимает с себя темный плащ и заканчивает танец вместе с детьми в ярком платье.
М. С: Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли. Теперь я могу вернуться в Цифроград и продолжить свою работу.
Достаем букварь Жукова и отдает его воспитателю.
М. С: Вот нашла здесь очень яркую и цветную книгу, хотела забрать ее с собой, но думаю, она вам может пригодиться.
В: Ребята, мы получили очередной предмет-подсказку. Куда же нам теперь идти?
Д: В логопедический кабинет.
Дети и воспитатель проходят в логопедический кабинет. Там они встречают двух людей, которые о чем-то спорят.
В: Здравствуйте! Кто вы и о чем здесь спорите?
З: Здравствуйте, ребята! Мы Математические Знаки. В Цифрограде мы были инспекторами математических отношений и следили за порядком в городе. К нам обращались жители с самыми разными вопросами, и мы помогали им определить, где больше, меньше, а где равно. Но после того, как Цифроед отправил нас сюда, мы совершенно забыли какие знаки и куда нужно ставить. И теперь не может разрешить ни один спор, поэтому сами спорим.
В: Ребята, давайте поможем Знакам.
З: Помогите нам разрешить спор между двумя словами. Они не могут решить какое из них длиннее.
В: А что это за слова?
З: Отгадайте наши загадки и узнаете.
Больших размеров достигает
Усами рыба обладает,
И любит в ямах зимовать.
Так как же эту рыбу звать?
Д: Сом.
На экране появляется картинка и слово «сом».
З: Вторая загадка:
Целый день она летает
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …
Д: Муха.
На экране появляется картинка и слово «муха».
В: Ребята, давайте посчитаем, сколько букв в каждом слове, определим слово, которое длиннее и поставим знак.
Д: В слове «сом» - 3 буквы, а в слове «муха» - 4, слово «сом» короче слова «муха» - ставим знак «меньше».
На экране появляется знак меньше.
З: С первым спором справились!
На экране появляются картинки с изображением двух девочек-подружек.
З: Это две подружки Маша и Марина. Маша считает, что в ее имени больше гласных звуком, чем в имени Марины, а Марина - наоборот. Помогите решить их спор?
В: Ребята, давайте определим, сколько гласных звуков в именах девочек.
Д: В имени «Марина» - 3 гласных звука, а в имени «Маша» - 2.
В: Какой знак нужно поставить между ними?
Д: Знак «больше».
На экране появляется знак «больше».
З: Молодцы, ребята! Осталось решить последний спор.
На экране появляются слова: «шар» и «шум».
З: Ребята, слово «шар» и слово «шум» постоянно спорят и ни как не могут решить, есть ли среди букв, из которых они состоят, одинаковые? Помогите им решить спор.
В: Ребята, вы видите одинаковую букву и в том и в другом слове?
Д: Да. Это буква Ш.
На экране под каждым словом появляется буква Ш.
З: Ребята, попробуйте при помощи резиночек «написать» эту букву на специальной дощечке.
Дети изображают букву.
В: Какой знак можно поставить между двумя одинаковыми буквами?
Д: «равно».
На экране появляется знак «равно».
З: Спасибо вам, ребята за помощь! Теперь и нам спорить не о чем! И мы можем вернуться в свой родной город.
В: А вы не видели или не находили здесь что-нибудь необычное?
З: Может быть это покажется вам необычным.
Знаки обращают внимание детей на пустую бутылочку, которая валяется на полу.
З: В ней были чернила, но кто-то опрокинул ее и все чернила разлились. Тот, кто это сделал, теперь оставляет за собой черный след.
В: Ребята, нам нужно идти по следам.
Дети и воспитатель идут по следам, которые приводят их в подготовительную группу. У входа в многофункциональный кабинет их встречает Безфигуркин.
В: Здравствуйте, господин Безфигуркин! Мы пришли за математическим чемоданчиком, который нам отправил профессор Иван Цифриков. Отдайте его нам!
Б: Вы все-таки добрались до нас! Как вам это удалось? Но чемоданчика вы все - равно не получите! Чтобы пройти дальше, вам нужно назвать кодовое математическое слово, а оно зашифровано.
В: Ребята, давайте попробуем разгадать шифр?
Д: Да!
Воспитатель обращает внимание детей на буквы и цифры на двери.
В: Ребята посмотрите, на двери написаны буквы, а под ними цифры. Давайте попробуем прочитать буквы, которые здесь написаны.
Д: И, Л, Ч, С, О.
В: Такого слова я не знаю! Посмотрите на цифры. В каком порядке они написаны?
Д: В разброс.
В: Попробуйте расставить их в порядке возрастания: от самого маленького до самого большого. Может быть, тогда получится слово.
Дети расставляют. Затем читают слово.
Д: «число».
В: Кодовое слово: «число»!
Б: Какие вы сообразительные ребята! Но Цифроеда вам трудно будет победить! (Шепотом) Если честно, то мне давно уже надоело прислуживать этому злодею, я тоже хочу жить в Цифрограде и как его жители, заниматься чем-нибудь нужным и полезным. Поэтому я вам помогу.
Безфигуркин отдает детям мешочек с мягкими цифрами внутри.
Б: Этот мешочек вам пригодится. Откроете его и узнаете, что там лежит, когда придет время.
В: Спасибо, тебе Безфигуркин!
Воспитатель и дети проходят в кабинет. Там они видят сидящего за столом Цифроеда, перед которым стоит тарелка с цифрами, в руках у него вилка и нож. Он обедает цифрами.
В: Здравствуйте, уважаемый Цифроед! Мы пришли забрать то, что по праву принадлежит нам.
Ц: Не ожидал я вас здесь увидеть! Найти меня было не просто, но у вас получилось. Для вас у меня осталось последнее задание, если вы с ним справитесь, то мне придется отдать вам математический чемоданчик.
В и Д: Мы справимся!
Ц: У меня есть любимые питомцы: осьминог, морская звезда и рыбка-клоун. Все мои любимцы, так же как и я, очень любят цифры. У каждого из них есть своя любимая. Попробуйте догадаться, что это за цифры и положите их рядом с картинкой соответствующего морского обитателя. Я бы предложил вам свои цифры, да вот беда, съел все на обед. А без цифр вы не справитесь с заданием.
В: Ребята, что же нам теперь делать? Где взять цифры?
Д: Посмотреть в мешочке.
Воспитатель открывает мешочек и достает от туда цифры.
В: Теперь мы справимся с заданием. Посмотрите на первую картинку. Кто на ней изображен?
Д: Осьминог.
В: Как вы думаете, какая цифра его любимая?
Д: Восемь.
В: Почему?
Д: Потому что у него восемь ног.
В: Найдите в мешочке цифру 8 и положите ее рядом с картиной осьминога.
В: Кто изображен на второй картинке?
Д: Звезда.
В: Как вы думаете, какая любимая цифра может быть у морской звезды?
Д: Пять.
В: Почему?
Д: Потому что она пятиконечная.
В: Найдите в мешочке цифру 5 и положите ее рядом с картиной звезды.
В: Кто изображен на третьей картинке?
Д: Рыбка-клоун.
В: Даже не знаю, какая любимая цифра может быть у рыбы-клоуна? Может быть, вы догадались?
Д: Три.
В: Почему?
Д: Потому что у нее три белых полоски на оранжевом тельце.
В: Найдите в мешочке цифру 3 и положите ее рядом с картиной рыбки.
Ц: Ребята, вы справились с последним заданием! И я вынужден отдать вам математический чемоданчик.
Передает чемоданчик и одну дидактическую игру по математике в руки воспитателя.
Ц: Вы его заслужили! В нем много интересных математических игр и пособий, вот таких как эта (показывает игру).
В: Ребята, я предлагаю вам пройти в группу и там рассмотреть все содержимое математического чемоданчика.