Светлана Бурбо
Мастерская по ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Удивительная мозаика». Знакомство с мозаикой Липецка
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по изобразительной деятельности. Творческая мастерская «Удивительная мозаика»
Цель: вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики.
Задачи познавательные:
• познакомить с техникой изображения «мозаика», историей её происхождения;
• познакомить с мозаичными работами в Липецке;
• познакомить с профессией художника-мозаичника;
• обогащать словарный запас детей.
Задачи развивающие:
• развивать познавательную интерес;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать умение самостоятельно подбирать форму печатки, краски;
Публикация «Мастерская по ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста по теме „Удивительная мозаика“, Знакомство с мозаикой Липецка» размещена в разделах
• способствовать развитию творчества, воображения, внимания, точности движений, глазомера;
• развивать художественный вкус, образное восприятие.
Задачи воспитательные:
• воспитывать патриотические чувства;
• воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие;
• воспитывать уважение к труду людей профессии художник-мозаичник.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с техникой мозаики, выкладывание различных видов мозаики (пазлы, геометрическая мозаика фабричного производства, работа с раскрасками в стиле мозаики. Работа с родителями: предложить, посещая с детьми Нижний парк Липецка, зайти в подземный переход, около бювета. Цель: ознакомление с произведениями мозаичного искусства.
Оборудование: видеосистема, презентация «Чудесная мозаика», музыка для сопровождения изобразительной деятельности детей.
Материалы: кусочки разноцветной смальты, листы бумаги А5 для индивидуальной работы с изображениями тематики некоторых липецких мозаик – по типу раскраски, репродукции (образцы) этих же мозаик, ёмкости с гуашью разных цветов, печатки разных форм (из картофеля, кисти беличьи № 3, влажные салфетки.
Ход занятия
Воспитатель приготовил для детей сюрприз – шкатулку с кусочками смальты. Детям предлагается предположить, что это и для чего может быть использовано. Смальта – цветное стекло для мозаики.
Восп. А что такое мозаика?
Дети. Изображение, выполненное из отдельных кусочков.
Восп. Верно. Вся мозаика, вся картинка собирается из мелких частиц. Мастер подбирает их по цвету, размеру и величине. Для чего нужна мозаика?
Дети. Она красивая. Ею украшают стены, предметы….
Восп. (добавляет) Давайте посмотрим с вами на несколько предметов, выполненных в технике мозаики.
Далее беседа сопровождается показом слайдов презентации «Чудесная мозаика» (слайд 1—мозаичные панно на стенах ванной комнаты, на полу, на шкатулках).
Восп. Мозаики бывают простые и сложные (слайд 2: для сравнения два изображения). Чтобы выполнить простую мозаику, особенно думать не надо. Такую мозаику может выполнить даже ребёнок. А эта мозаика более сложная. Почему?
Дети. Она очень мелкая. Много кусочков, деталей, много разных цветов.
Восп. Верно. Чтобы выполнить работы этой мозаики, нужно быть внимательным, аккуратным, усидчивым, терпеливым. А как называется мастер, который выкладывает мозаику? (Подводит к словообразованию: горшки изготавливает – горшечник, башмаки – башмачник, часы ремонтирует, мозаику выкладывает)
Дети. Мозаичники.
Восп. Художники-мозаичники выкладывают узор, рисунок, орнамент из твёрдых материалов: цветной керамической плитки, цветных стёкол, цветных камней, кирпичей, гальки и др. Маленькие кусочки разной величины, формы и цвета подбираются, подгоняют друг к другу, закрепляются и, когда всё это высыхает, отшлифовываются. Закрепляются они цементным раствором, мастикой и воском (слайд 3 – художник-мозаичник за работой). Это очень кропотливый труд!
Мозаику стали делать ещё в древности. Первые мозаики выполнялись из кружков или конусов глины, окрашенных в разные цвета. Ею украшали храмы, соборы, которые сохранились до наших дней (слайд 4 – стена в царском дворце в древнем государстве Месопотамии).
В Греции мозаику делали только из гальки (слайд 5, в Древнем Риме, Италии – из полудрагоценных камней с применением золота, что придавало особый блеск. Ими украшали богатые дома (слайд 6).
В нашей стране мозаичные работы выполнялись тоже с давних пор. Русские художники-мозаичники украшали церкви, соборы, другие здания (слайд 7). В технике мозаики создавали портреты людей, которые прославили наше страну (слайд 8). Вы узнали этих знаменитых людей? (Император Пётр І и первый космонавт Гагарин Ю. А.)
Вы уже сказали, где мы можем встретить мозаику в наши дни. Давайте посмотрим работы замечательных художников-мозаичников. Мозаикой из кусочков смальты украшают фонтаны, бассейны, стены, потолки, станции метро в больших городах (слайды 9-13). Вам знаком один из людей, изображённых на последнем панно? (Император Пётр І)
Мы с вами просмотрели много работ, выполненных в технике мозаика. Правда, все они очень красивы?
Дети соглашаются.
Восп. Но повторим ещё раз. В такой работе требуются следующие качества характера…
Дети (продолжают фразу): внимание, терпеливость, усидчивость, аккуратность.
Восп. И, конечно, желание создавать красоту для других людей! А сейчас мы отправимся с вами на прогулку по нашему любимому городу.
Физкультминутка
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья, и кусты! (Потянулись вверх — присели)
В Нижний парк пришли гулять (развести руки в стороны)
Свежим воздухом дышать (расправить грудную клетку,
сделать глубокий вдох)
Минеральною водой
угостимся мы с тобой (гладим живот)
Мы продолжим наш поход. (шаг на месте)—
Вот подземный переход! (остановились)
Восп. Мы с вами пришли в замечательное, интересное место в нашем городе – подземный переход, который славится своими мозаиками. Кто-то из вас был в этом подземном переходе?
Дети отвечают.
Восп. Давайте рассмотрим некоторые мозаики о нашей Липецкой области (слайды 14-19). И липчане, и гости нашего города не просто проходят по этому переходу – попутно они любуются работами художников-мозаичников. У меня для вас есть новость: скоро эти мозаики будут обновлять, так как некоторые детали состарились, кусочки отклеились. Необходимо реставрировать эти мозаики. Возможно, что подземный переход на время реставрации закроют и гости нашего города не смогут посмотреть на мозаики. Поэтому сейчас я предлагаю вам поработать мастерами по созданию мозаики. Кем же вы сейчас будете?
Дети. Мы будем художниками-мозаичниками.
Восп. А наша группа превращается в мастерскую! Каждый из вас может выбрать себе рисунок, на основе которого и будет создаваться мозаика. Возьмите себе и образец. Будете на него ориентироваться. Но сначала давайте подготовим наши руки к такой важной, непростой работе.
«Приготовили ручки»
Вот помощники мои! Их, как хочешь, поверни.
Хочешь эдак, хочешь так -- не обидятся никак!
Всё! К работе приступаем! Всё красиво выполняем!
Восп. Для работы вам потребуются краски и печатки разных геометрических форм. Некоторые, совсем тонкие детали, может быть придётся прорисовать кисточкой. Рассмотрите внимательно образец и поставьте себе на поднос те материалы, которые вам будут нужны.
Тихо играет музыка. После работы организуется выставка. Рефлексия.