Ирина Сопельняк
Мастер-класс «Использование развивающих игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера на занятиях по ФЭМП с детьми 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование развивающих игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера на занятиях по ФЭМП с детьми 4–5 лет
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы вас приветствуем на мастер – классе
«Использование развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизинера
в формированию математических представлений
для детей 4-5 лет»
Для начала предлагаю вам игру «Вопрос – ответ».
Игра «Вопрос – ответ»
Публикация «Мастер-класс „Использование развивающих игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера на занятиях по ФЭМП с детьми 4–5 лет“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
1. Как вы считаете, что такое блоки Дьенеша?
Ответ: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки»
2. Как вы считаете, с какого возраста можно заниматься блоками Дьенеша?
Ответ: работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.
3. Что развивают у ребёнка блоки Дьенеша?
Ответ: развивают логического мышления.
4. Знаете ли вы, какие 4 свойства фигур различаются в блоках?
Ответ: В блоках – идет различие по четырем свойствам: форма, цвет, размер и толщина.
5. Как вы считаете, способствуют ли блоки Дьенеша речевому развитию ребёнка?
Ответ: игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи : дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.
6. Как вы думаете, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
Ответ: в подвижных игра,настольно-печатных играх ; сюжетно-ролевых играх: построение плоскостных конструкций
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.
Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.
Для реализации задач по математическому развитию в ФОП мы, используя логические блоки Дьенеша
ФОП В разделе «количество и счет» - выявляем общие свойства отдельных предметов и групп предметов, выделяем из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, совершенствуем навыков счета и отсчета в пределах 10, усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше, и т. д.
ФОП В разделе «величина» - сравнивание предметов по размеру (большие, маленькие, по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
ФОП В разделе «форма» блоки помогают углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов.
ФОП Пространственные представления у детей расширяем и закрепляем в процессе всех видов деятельности, в том числе включением в занятия упражнений с логическими блоками на ориентировку в пространстве.
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для
начала предлагаются самые простые игры
1. Покажи фигуру красного цвета – синего- желтый
2. Покажи фигуру маленького размера (большой, тонкую- толстую)
3. Усложняем задание: Найди такой же фигуру по цвету и форме или по размеру
Например; Покажите красный круг или покажите маленький квадрат
Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств.
Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, величина – силуэтом домика
(большой, маленький, форма– контурами фигур (круглый, квадратный,
прямоугольный, треугольный, толщину – условным изображением
человеческой фигуры (толстый, тонкий).
Усложняем
Знакомятся с понятием «НЕ».
Игры
1. Давайте мы сейчас с вами придумаем сказку, а помогут нам блок Дьенеша
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой,
толстый и похож на прямоугольник м (выбирают блок – большой толстый
прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники).
И вот однажды…» Продолжение придумайте сами, а помогут вам карточки - символы
2. Игра «Чудо - дерево» Перед вами лежат листы, на которых изображено дерево ваша задача с помощью блоков украсить дерево
3.«Засели жильцов» Перед игроками домики с символами, задача засилить жильцов
Что такое палочки Кюизинера?
Палочки Кюизинера — это математическое пособие, придуманное в середине 20 века учителем начальной школы из Бельгии Джорджом Кюизенером.
Что «могут» палочки Кюизинера?
Давайте подумаем, глядя на палочки Кюизинера, чему ребенок может научиться играя с ними?.
Первое, что приходит на ум, — палочки можно считать, то есть с помощью палочек Кюизинера, тренируются навыки счета.
Палочки разного цвета и длины, а значит, их можно делить на группы, считать и сравнивать, где больше, а где меньше, и на сколько.
Обращая внимание на цвет или длину палочек, можно закрепить понятия «такой же» и «не такой» (а тут уже рукой подать до логической операции «НЕ»).
Палочки можно сравнивать по длине, выяснять какая короче, а какая длиннее, искать палочку с длиной между двумя заданными.
Всему этому, конечно, можно научить и с помощью других пособий, или вообще мимоходом. Но есть у палочек Кюизинера и другие возможности.
Каждую палочку можно выложить из единичных палочек и показать, что число — оно не просто так откуда-то взялось, а это результат измерения.
закрепляется счет в пределах 10.
Выкладывая палочки в дорожки, ими можно измерять предметы.
При этом ответ может быть дан малышами — в цветных палочках, а ребятами
постарше — в виде числа.