Людмила Королёва
Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический настрой «Фонтан радости»
- Уважаемые гости, приглашаю вас встать в круг радости. Предлагаю каждому из вас поделиться частичкой своей радости, позитива, хорошего настроения друг с другом. Давайте протянем руки и сделаем фонтан радости, а на счет три частички доброты разлетятся вокруг, даря нам отличное настроение и заряд бодрости.
Спасибо. Попрошу занять свои места.
Вводная часть.
Публикация «Мастер-класс „Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Становится очевидным, усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение экспериментальной деятельности в практику работы детского сада.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы на тему «Экспериметально - исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей»
И так, экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального развития дошкольника. В процессе исследовательской деятельности у ребенка развиваются все познавательные функции : память, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения, восприятие, внимание, а также речь и моторика. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний и сведений.
Экспериментирование требует от воспитателя умения грамотно планировать эту деятельность. Я отобрала и систематизировала познавательный материал, разработала перспективный план изучения материала. Это позволяет постепенно знакомить детей с каким-либо явлением, рассмотреть его с разных сторон. В группе есть уголок экспериментирования, в котором находится необходимое оборудование. Мелкий и сыпучий материал находится в контейнерах. Детская лаборатория постоянно обновляется и пополняется. Особое внимание я уделяю соблюдению правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому игра в уголке проводится небольшими группами и под моим наблюдением.
В работе нам помогают любознательные персонажи из сказок и мультфильмов. Главное достоинство экспериментирования в том, что его можно связать со всеми видами деятельности : наблюдение, труд, развитие речи, ФЭМП, изобразительная деятельность, а так же: оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания
Эксперименты могут быть 2 видов :
Демонстративные: Когда имеется всего один объект, который находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами
• Плюсы
• Является менее трудоемким
• Исключены ошибки при проведении опытов
• Проще следить за соблюдением дисциплины
• Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций
• Проще решаются вопросы гигиены
• Минусы
• Объект виден под каким-то одним углом зрения
• Сведена до минимума личная инициатива детей
• Низкий эмоциональный уровень восприятия
• Нет индивидуального подхода
• Пассивность детей
• Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного) анализатора
Фронтальные: имеется много объектов и они находятся в руках у детей.
Плюсы:
• Хорошо видны мелкие детали
• Возможность рассматривания со всех сторон
• Высокое эмоциональное состояние
• Включение всех анализаторов
• Процесс обучения индивидуализирован
Минусы:
• Трудно найти много объектов
• Труднее установить контакт с детьми
• Несинхронность в работе детей
• Труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком
• Повышается риск возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций
В итоге хотелось бы сказать: Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
3. Практическая часть
Предварительная работа: Чтение легенды о магните, стихотворений, чтение энциклопедии для детей, загадывание загадок, просмотр мультфильма «Фиксики» «Магнит»
1. Сейчас я хотела бы провести один из видов фронтального экспериментирования в игровой форме «Золушка»
Цель:
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
-Познакомить детей со свойством магнита: притягивает металлические предметы.
-Развивать активность, любознательность (Познание).
-Формировать умение работать сообща, обсуждать, договариваться (Социально – коммуникативное).
-Формировать грамматически правильную речь. Активизировать словарь детей : магнит, притягивает, исследовательская лаборатория (Речевое).
Материал и оборудование:
тарелочки с крупой вперемешку с гайками, болтиками, магниты,
Организационный момент:
В круг быстрее становитесь
И друг другу улыбнитесь.
Смелей вперёд!
Нас много здесь открытий ждёт!
Предлагаю вспомнить с детьми сказку “Золушка”, где злая мачеха перемешала разную крупу и заставила перебирать Золушку. Кто ей помог? (голуби).
А сейчас злая мачеха перемешала рис с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку, птицы помочь в этот раз не могут.
Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (При помощи магнитов).
Все дети встают вокруг стола, на котором находится поднос с крупой, берут магниты и выбирают шурупы, гайки.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы.
2. Сейчас я хотела бы провести один из видов демонстрационного экспериментирования в игровой форме «Змейка»
Необходимые материалы: стеклянная банка с водой, металлические скрепки, собраны змейкой, магнит.
Достану магнитом змейку из стеклянной банки с водой, не опуская руку в банку.
— Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: — Магнит действует через стекло.
— Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит? (ответы детей)
И снова предлагаю детям вид фронтального экспериментирования : попробуйте управлять металлическим предметом с помощью магнита, который находится под деревянной крышкой стола.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: магнит действует через дерево.
4. Заключительная часть поиграем в игру «Притягивает – не притягивает» (С мячом) или дети работают со схемой у доски «Какие предметы притягивает магнит?» или предложить игру «Ловись, рыбка»,
Рефлексия: дети рассказывают, что интересного они узнали. Я предлагаю им взять себе «Солнышко» (разноцветные круги в виде солнца)
Желтое солнышко – очень понравилось
Оранжевое солнышко – не очень понравилось
Красное солнышко – не понравилось