Мария Евгеньевна Шалина
Мастер-класс с педагогами «Эксперимент от Золушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения мастер – класса с педагогами на тему : «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников».
Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов - участников мастер- класса в процессе педагогического общения.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс с педагогами „Эксперимент от Золушки“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- «Золушка»
- Темочки
-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса через поисково-исследовательскую деятельность.
-Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
-Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.
-Развивать творческие способности участников мастер-класса.
-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Вид деятельности: мастер-класс
Ход мастер - класса
Деятельность воспитателя. Деятельность участников мастер-класса
I. Вводная часть
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
-Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие в сказку, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
- Наше совместное путешествие в страну простых опытов и экспериментов начинается.
- Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.
- Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте вспомним, что такое эксперимент.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования - вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребенок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
II. Основная часть (практическая)
Отгадайте загадку:
-Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу … (Золушка.)
- Правильно, «Золушка».
- В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовила для нее задания, Золушка опечалилась, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?
- Вы согласны со мной?
Задание первое:
- Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушки нужны сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцам, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?
- У вас на столах лежат яйца. Необходимо определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое.
Как это можно выяснить, что нужно сделать?
- Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод?
- В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.
Задание второе.
- Золушка хотела помыть мандарины (один с кожурой, а другой очищенный) к завтраку. Отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Почему?
- И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет» : в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.
- Золушка приготовила завтрак, но не смогла потушить свечу на кухне.
Задание третье:
- Как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её?
- Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Почему свеча погасла?
- Для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.
- Золушка пошла за водой на речку и увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Золушке так понравилось озеро с разноцветными рыбками, что она решила его нарисовать.
Задание четвертое:
- В молоко разлитое по тарелкам, нужно добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Как вы думаете, почему?
- Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
- А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?
Заключительная часть (рефлексия)
- Уважаемые коллеги! В заключение хотелось бы сказать: «Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
- Сейчас я предлагаю с помощью смайликов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.
Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.