Ковальчук Ольга Борисовна
Мастер-класс для педагогов «Выносной материал для зимних прогулок»
▼ Скачать + Заказать документы
Ковальчук О. Б., воспитатель
МАДОУ детского сада №69 «Ладушки»
План-конспект мастер-класса
Тема мастер-класса : выносной материал для прогулок в зимний период
Цель мастер-класса : Расширить знания педагогов об особенностях использования выносного материала для зимних прогулок
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Выносной материал для зимних прогулок“» размещена в разделах
- Зимние поделки
- Зимние прогулки и наблюдения
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Задачи мастер-класса : обучить участников мастер-класса конкретным навыкам подготовки выносного материала для зимних прогулок; развить творческую активность.
Оборудование: мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса
Ожидаемые результаты:
1. практическое освоение участниками мастер-класса навыков подготовки выносного материала для зимних прогулок, в рамках транслируемого опыта;
2. активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
3. повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности
Основные этапы мастер-класса :
1. Постановка педагогической проблемы.
2. Практическая демонстрация материала.
3. Рефлексия.
Ход мастер-класса :
вводная часть:
Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину дня. Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4, 5 часов. Фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полной мере. В холодное время года прогулки в детском саду проводятся по специальным нормам.
Продолжительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже минус 15 градусов Цельсия и скорости ветра более 7 м/с.
Прогулка в детском саду не проводится:
- для детей до 4 лет при температуре воздуха ниже минус 15 градусов Цельсия и скорости ветра более 15 м/с;
- для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 градусов Цельсия и скорости ветра более 15 м/с.
основная часть:
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач:
Оздоровление детей.
Физическое развитие.
Развитие самостоятельности.
Расширение кругозора.
Ознакомление с окружающим миром.
Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки :
- малоподвижные;
- игры средней активности;
- игры с высокой двигательной активностью.
Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько радости, веселья, удовольствия доставляет детям зимние прогулки.
Как сделать наиболее интересными прогулки зимой? (ответы)
Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание и др.). А сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, спуски с ледяных горок. Оформление зимних участков — работа непростая, требующая больших физических затрат.
Зимой очень важно активизировать пребывание воспитанников на свежем воздухе, вопреки стуже. Поэтому надо стараться извлекать максимум пользы из природных условий в зимнее время года.
Снег – это прекрасный и основной строительный материал для деятельности детей. Из заранее заготовленных сугробов можно делать снежные валы (длиной 3-4 м) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый не глубокий лабиринт для разнообразных игр. В прочно сделанном валу прокалываются отверстия – ворота для подлезания. По краям площадки располагаются ледяные дорожки для скольжения на ногах. Обледенелые места посыпаются песком. В зимних условиях подходят упражнения: ходьба по следам с подниманием коленей; приставными шагами вправо и влево, «змейкой» между прутиками, вокруг сугроба; восхождение на горку и спуск с нее; бег до дерева, куста.
Какой же выносной материал необходим детям в зимний период? (ответы)
Для младшего дошкольного возраста:
1. Санки для детей.
2. Санки для кукол.
3. Куклы.
4. Пластмассовые ведёрки.
5. Совочки
6. Флажки разные.
7. Султанчики разные.
8. Печатки различной формы.
9. Палочки для рисования.
10. Вертушки разные.
11. Лопатки для снега.
12. Метелки.
13. Атрибуты для подвижных игр (маски, бросовый материал (коробки разных размеров природный материал ( собранный осенью: желуди, шишки и т. п.).
Маски для таких п/и, как «Хитрая лиса», мячи, флажки, ленточки для п/и «Раз, два, три лови», «Кто быстрей к своему флажку» и т. д.
14. Санки с корзиной для снега.
Для старшего дошкольного возраста: выносной материал остается прежним только добавляются атрибуты для спортивных игр: лыжи, клюшки с шайбой, выносной материал для игр с ветром, снегом, льдом: ветрячки, печатки, деревянные палочки, цветные льдинки, усложняется атрибутика для подвижных и сюжетно-ролевых игр. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Городок» можно изготовить прямо из снега, используя краски. Для обыгрывания городков по ПДД необходимы дорожные знаки, элементы одежды регулировщика, можно использовать маски машин.
Например для п/и «Забей в ворота» необходимы клюшки и шайба
Дидактические игры могут быть использованы для детей от 4 до 7 лет. Для данного вида игр можно использовать бросовый материал. Например, пробочки, крышечки разных расцветок и форм для д/и «Подбери по цвету», «Подбери по форме», для игры «Рыболов» можно изготовить рыбки из пластиковых бутылок. Для математических д/и подойдут шишки и желуди, собранные осенью. Использование таких игр, помогут сделать вашу прогулку интересней и разнообразней.
Первая младшая группа
Воспитатели знакомят со свойствами снега (холодный, белый, тает, учат правильными навыками обращения с лопатками, приучают помогать взрослым в уборке снега, в сооружении несложных построек, воспитывают самостоятельность, формируют элементы коллективных действий. Постройки должны обязательно обыгрываться. Можно мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки. Малыши ходят по дорожкам, возят игрушечные санки с куклами, выполняют на снегу узоры печатками; из сырого снега лепят комья – это шары, мячи, колобки, формируют элементы коллективных действий.
Вторая младшая группа
Воспитатель развивает у детей желание трудиться, формирует самостоятельность, стремление достигнуть результата, приучает по собственной инициативе приходить на помощь взрослым, сверстникам.
Воспитатель учит действовать лопатой, сгребать снег в указанное место, утрамбовывать, строить домики для игрушек, делая углубления совком. Можно научить детей сооружать горки для кукол, мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки. Для этого используются невысокие пластмассовые ведёрки. Детям показывается, как надо накладывать снег совками в форму, утрамбовывать его.
Средняя группа
Воспитатель продолжает совершенствовать умения и навыки детей в работе со снегом, прививают желание доводить начатое дело до конца, формируют ответственное отношение к делу, приучают самостоятельно поддерживать порядок на участке. У детей этого возраста могут возникнуть собственные замыслы. Важно вовремя поддержать подобный интерес, помочь советом, а при необходимости принять участие, так как работа со снегом в этой группе в основном носит характер сотворчества детей и взрослых. Дети начинают чаще работать вместе. Воспитатели помогают им договориться и распределить обязанности, поддерживают радостное настроение.
Старшая и подготовительная группы
Воспитатель совершенствует трудовые навыки работы детей со снегом, формируют желание трудиться, развивают дружеские взаимоотношения, инициативу, ответственность, умение вести себя в коллективе, учат наиболее экономным приемам работы, анализировать свою деятельность.
Коллективный труд – основная форма организации работы со снегом старших дошкольников. Детей учат совместно планировать работу, самостоятельно распределять обязанности, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. Особое внимание уделяется качеству постройки, передаче образа, их эстетическому оформлению. Обычным становится совместный труд.
Творческий труд на зимнем участке увлекает детей. Когда выпадает снег, можно предложить очертить палочками границы зимнего участка в соответствии с его планом и сделать снежные валы. Снег расчищается до разметок, затем подравнивается. С этого дня надо договориться с ребятами, что они не будут разрушать снежные валы и ходить за ними. Следующий снегопад используется для украшения валов. Можно научить детей делать гирлянды из ледяных цветов, фонариков, украшать им веранду, постройки. Для украшения зимнего участка широко используются поделки, изготовленные детьми из разных материалов.
заключительная часть:
Правильный подбор выносного материала способствует грамотной организации прогулки детей. Создание условий для двигательной активности на зимних участках, слаженная работа педагогического персонала может дать следующие результаты:
1. Снижение заболеваемости;
2. Повышение двигательной активности детей на прогулке;
3. Развитие познавательного интереса у детей.
Итак, взрослым следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной активности детей в зимнее время.
Список литературы:
1. Дошкольное воспитание №2 2011г.
2. Изменение № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2791-10.
3. Организация прогулки в ДОУ : методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е. А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» под ред. Е. В. Соловьёвой