Лучший педагог года

Мастер-класс «Выявление ребенка-аутиста в дошкольном учреждении»

Светлана Лысенко
Мастер-класс «Выявление ребенка-аутиста в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ

«РДА – ЧТО ЭТО? ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ»

Подготовила:

педагог-психолог Лысенко С. В.

Шебекино, 2018 год

Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетенции педагогов-психологов в вопросах выявления раннего детского аутизма (РДА).

Задачи:

1. Познакомить с понятием «Ранний детский аутизм».

2. Рассмотреть причины возникновения.

3. Познакомить с диагностикой выявления РДА.

Боже, дай мне силы изменить то, что я

Могу изменить.

Публикация «Мастер-класс „Выявление ребенка-аутиста в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Дай терпение, чтобы принять то,

чего нельзя изменить.

И мудрости, чтобы отличить первое от второго…

(Молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера (1702— 1782)

.

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию мастер - класс на тему : «ВЫЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА АУТИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер – класса.

Сейчас я ознакомлю Вас с понятием «ранний детский аутизм» и причинами его возникновения, посредствам демонстрации подготовленной мной презентации «Ранний детский аутизм, его симптомы и современная классификация».

Демонстрация презентации: «Ранний детский аутизм, его симптомы и современная классификация» (см ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Выводы и обсуждение участниками мастер-класса просмотренной презентации:

Так, что такое «аутизм» - он развивается у детей в возрасте примерно 2 года и проявятся в специфических расстройствах умственной деятельности - нарушении деятельности эмоциональной сферы с сохранением интеллектуальной составляющей мышления.

Дети - аутисты погружены в себя, часто повторяют одни и те же жесты, могут часами складывать кубики или ходить от стенки к стенке. В некоторых случаях, особенно когда им что-то не удается (а такое бывает довольно часто, возможны проявления автоагрессия).

Чаще всего дети - аутисты легко запоминают простые числа, мысленно осуществляют сложные арифметические действия, проявляют особый интерес к технике и запросто ее разбирают.

Иногда этот интерес приобретает просто катастрофические форм - родителям такого ребенка достаточно только на мгновение отвлечься - и все! Телевизора или приемника как не бывало - только детали.

Так что, несмотря на все свои способности, аутисты все-таки нуждаются в какой-либо дополнительной поддержки. Хотя бы самой элементарной. Фактически даже - нуждаются в ней в течение всей своей жизни, ведь с возрастом заболевание не проходит.

Тем не менее, более или менее успешная социальная адаптация аутиста вполне возможно - в зависимости от того, насколько рано начать работать с таким ребенком и какими именно методами.

Прежде чем начать разговор о диагностической работе, необходимо уточнить: в нашей практике дети «с классическим аутизмом» встречаются редко, чаще встречаются дети с аутистическим поведением.

Первый метод выявления ребенка с РДА – это наблюдение педагога за ним в группе сверстников.

ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ.

(ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ)

Как проявляется аутизм у ребенка : особенности общения аутиста с другими.

Ребенок аутист может родиться в любой семье. В данном случае социальный статус, благосостояние и образование родителей не играет никакой роли. В том, что в семье появился необычный ребенок – нет виноватых. Аутизм считается врожденным состоянием или заболеванием. В ученом мире до сих пор продолжаются жаркие дискуссии на тему: аутизм – болезнь или расстройство? Однако дискуссионные противники единодушны во мнении, что аутизм — патология, которую нужно лечить.

Как правило, сразу после рождения практически невозможно определить симптомы заболевания. Чуть позднее, после формирования у детей определенных навыков, родители замечают некоторое искажение в восприятии окружающего мира и отклонения в поведении ребенка. Дифференцировать симптомы аутизма довольно сложно, так как они индивидуальны и уникальны.

Поведение аутиста в социуме

Первыми признаками аутизма принято считать: отсутствие социальных навыков.

• Некоторые детишки производят впечатление глухих, так как не разговаривают, а порой и не реагируют на обращенную к ним речь.

• Малыши привязываются к определенным внешним объектам. При некоторых формах данного расстройства до определенного возраста ребенок развивается абсолютно нормально, но потом постепенно теряет уже приобретенные навыки

• Поиск уединения, желание пребывания в одиночестве. Поиск одиночества – это тот симптом, который сохраняется у такого ребенка на всю жизнь.

Ребенок-аутист постоянно отводит глаза, избегая встречаться взглядом даже с близкими людьми.

По одному из этих признаков нельзя поставить диагноз – аутическое расстройство. Такой диагноз ставится по совокупности нескольких симптомов.

Выявить аутизм у детей до 6 лет помогают специальные тесты.

Статистика утверждает, что из каждой тысячи один ребенок страдает данным расстройством. Однако детей аутистов значительно больше, так как у многих это расстройство протекает в легкой форме и родители не обращаются к врачам. Они уверены, что стремление ребенка к одиночеству объясняется особенностями его характера. У мальчиков данное расстройство встречается чаще. На возникновение патологии никак не влияет поведение членов семьи. Поэтому говорить о том, что малыш стал аутистом из-за неправильного отношения к нему отца или матери – нельзя.

Как выявить аутизм у ребенка по поведению, интересам: признаки

и особенности поведения и интересы ребенка-аутиста

• Мама ласково обращается к малышу – он остается абсолютно равнодушным. На его лице нет улыбки, он никак не реагирует на свое имя.

• Любая смена привычного жизненного уклада вызывает у ребенка панику.

• Малыш никак не реагирует на мокрую одежду.

• Малыш отдает предпочтение определенной цветовой гамме. Например, любит только коричневые игрушки, разрешает надевать на себя только одежду синих цветов и т. д.

• Малыш никогда не играет со сверстниками, предпочитая игру с вещами.

Ребенок постоянно повторяет одни и те же фразы.

• На любые внешние звуковые раздражители реагирует с заметным опозданием.

• Отличается вспышками агрессии.

• Любой объект испытывает на запах.

• Громкий разговор вызывает агрессию или раздражение.

• У ребенка нарушено чувство опасности.

• Аутисты могут причинять себе физический вред.

• Одним из ведущих симптомов данного расстройства считается нарушение коммуникативных навыков. Детишки, страдающие этим расстройством, начинают значительно позже разговаривать и, как правило, никогда не используют жесты. Некоторые, напротив, зная много слов, попросту их не используют. Они предпочитают взять взрослого за руку и подвести к тому предмету, который им необходим. Более взрослые малыши могут не замечать – отсутствия близких людей в доме.

• Аутист часами может смотреть на один предмет.

• Малыш любит длительное время кружиться вокруг своей оси, махать руками, ходить на цыпочках. Эти движения повторяются изо дня в день.

• Целью игры такого малыша может быть простая расстановка игрушек в один ряд.

Какие нарушения моторики характерны для детей с аутизмом?

• Моторное развитие у детей аутистов характеризуется нарушением мышечного тонуса, слабым контролем равновесия и отсутствием точности в движениях.

• Малыши слабо ощущают свое тело в пространстве, поэтому их движения не скоординированы, скованы или вялы. Их походка чаще всего тяжелая и порывистая.

• Освоить хождение по лестнице для аутистов очень сложная задача.

Ребенок никак не может научиться кататься на велосипеде.

• Ему довольно сложно захватывать и удерживать предметы.

Дети-аутисты, выполняя распоряжение родителей, очень неуклюжи. Однако если малыш решает что-то сделать сам, он может проявлять самые настоящие чудеса ловкости. Для таких детишек характерна произвольная, спонтанная деятельность.

Детский аутизм: признаки необычной чувствительности

Обостренная чувствительность у детей с аутизмом может проявляться по-разному:

• Одни детишки – не выносят громкую музыку.

• Другие – впадают в панику от перспективы переодевания в новую одежду.

• Третьи – проявляют признаки беспокойства, когда кто-то задевает их волосы.

• Четвертые – с большим трудом выносят новые запахи.

• Пятые – впадают в ступор, видя мигающую лампочку.

• Шестые – не приемлют телесного контакта.

Уважаемые коллеги, подводя мастер-класс к завершению, хочу поблагодарить Вас за участие и и дабавить, что более серьезная диагностика аутизма подразумевает выявление определенных маркеров, которые могут говорить о риске развития данного заболевания.

На сегодняшний день одним из наиболее распространенных тестов для диагностики аутизма у детей считается тест M-CHAT.

Тест M-CHAT для детей 1-3 лет включает 20 вопросов, на которые родитель должен ответить «да» или «нет». Чем больше будет отрицательных ответов, тем выше риск аутизма.

В Тесте CARS для детей 2-6 лет используют шкалу CARS. Шкала состоит из 15 сфер, которые подразделяются еще на 4 утверждения. Номер утверждения соответствует оценке (например, если утверждение №2, значит и оценка по данной сфере будет 2). Чтобы подсчитать результат, необходимо сложить сумму всех 15 оценок. Данный тест предлагается родителям в виде буклета (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Большое спасибо за участие Всем присутствующим!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино»

«Как родителям самостоятельно проверить ребенка на наличие аутизма по тестам?»

Тест M-CHAT детей 2-6 лет

На сегодняшний день одним из наиболее распространенных тестов для диагностики аутизма у детей 2-6 лет является M-CHAT. Шкала состоит из 15 сфер, которые подразделяются еще на 4 утверждения. Номер утверждения соответствует оценке (например, если утверждение №2, значит и оценка по данной сфере будет 2). Чтобы подсчитать результат, необходимо сложить сумму всех 15 оценок.

Вопросы для проведения теста CARS :

І. Отношения с людьми.

1. Нет затруднений во взаимодействии с людьми.

2. Слегка нарушены (избегает взрослых, стеснительный).

3. Нарушены в средней степени (игнорирует взрослых, внимание ребенка тяжело привлечь).

4. Серьезные нарушения (полностью игнорирует любые контакты с людьми).

ІІ. Имитация (может ли ребенок имитировать слова, движения, звуки)

1. Нормальная имитация.

2. Легкое нарушение.

3. Нарушение имитации в средней степени.

4. Серьезные нарушения (совсем не имитирует звуки и движения).

ІІІ. Эмоциональный ответ (эмоциональная реакция на ситуацию или событие).

1. Нормальный, соответствует ситуации.

2. Слегка нарушен, иногда не соответствует ситуации.

3. Нарушения средней степени.

4. Серьезные нарушения эмоционального ответа (полностью не соответствует ситуации).

ІV. Владение телом.

1. Нормальное (ребенок активный, движения скоординированы).

2. Нарушено в легкой степени (иногда наблюдается неловкость в движениях).

3. Нарушено в средней степени (ребенок делает странные нетипичные движения, такие как необычные скручивания пальцев, наносит себе повреждения, ходит на пятках).

4. Серьезные нарушения (постоянные нескоординированные и нелогические движения).

V. Использование предметов.

1. Соответствующее использование.

2. Нарушено в легкой степени (проявление повышенного интереса к конкретному предмету).

3. Нарушено в средней степени (неправильное использование, повышенное внимание к мелким деталям этого предмета).

4. Серьезные нарушения (трудно отвлечь ребенка от предмета).

VI. Адаптация к изменениям (реакция на рутинные изменения, например использование фломастеров вместо карандаша).

1. Нормальная адаптация.

2. Слегка нарушена (несмотря на изменения, ребенок все равно пытается использовать предыдущий материал).

3. Нарушена в средней степени (ребенок активно отторгает любые изменения).

4. Серьезные нарушения адаптации (тяжелый ответ на изменения в виде недовольства или истерики).

VII. Зрение.

1. Нормальный зрительный ответ.

2. Нарушен в легкой степени (ребенок предпочитает интересоваться зеркалом, нежели играть с другими детьми).

3. Нарушен в средней степени (избегание зрительного контакта).

4. Серьезные нарушения зрительного ответа (полностью избегает зрительного контакта).

VIII. Слух.

1. Нормальный.

2. Слегка нарушен.

3. Нарушен в средней степени (часто игнорирует некоторые звуки, неадекватно воспринимает определенный звук).

4. Серьезные нарушения реакции на звук.

IX. Использование органов чувств.

1. Нормальное.

2. Слегка нарушено.

3. Нарушено в средней степени (ребенок чрезмерно озабочен попытками пощупать, понюхать или попробовать что-либо).

4. Серьезные нарушения (вместо использования предметов по назначению, пытается их понюхать, укусить, попробовать на вкус).

Х. Степень нервозности.

1. Нормальная реакция.

2. Реакция нарушена в легкой степени (ребенок периодично проявляет повышенный страх к чему-либо).

3. Реакция нарушена в средней степени (проявляет повышенный или пониженный страх к чему-либо).

4. Серьезные нарушения (не проявляет страха в опасных ситуациях или наоборот панически боится неопасных ситуаций).

XI. Речь.

1. Нормальная.

2. Нарушена в легкой степени (выраженная задержка речевого развития).

3. Нарушена в средней степени (неосмысленное использование речи или же полное ее отсутствие).

4. Тяжелые нарушения (отсутствие нормальной речи, воспроизведение странных звуков).

XII. Жесты.

1. Нормальное использование.

2. Легкое нарушение.

3. Нарушено в средней степени (не понимает языка жестов).

4. Тяжелые нарушения (использование странных жестов и полное непонимание жестикуляции других).

XIII. Активность.

1. Нормальная.

2. Слегка нарушена.

3. Нарушена в средней степени (ребенок чрезмерно вялый или активный).

4. Серьезно нарушена.

XIV. Интеллект.

1. Нормальный.

2. Нарушения легкой степени (немного отстает от сверстников).

3. Нарушения средней степени (нормальное функционирование интеллекта отмечается только в одной конкретной сфере).

4. Серьезные нарушения (явное преобладание интеллектуального развития в одной сфере и отставание во всех остальных областях).

Подсчет общей оценки:

o 15-30 – здоровый ребенок;

o 30-36 – легкая форма РАС;

o 36-60 – тяжелая форма заболевания.

Если у родителей возникли подозрения, что у ребенка аутизм, то для диагностики этого заболевания необходимо обращаться в детскому психиатру. Специалист сможет на основании осмотра и обследования поставить точный диагноз. При выявлении аутизма врач даст рекомендации, как лечить это заболевание.

Из книги детского психиатра О. В. Доленко «Аутизм в дошкольном детстве — откровенный разговор».

Публикации по теме:

Презентация «Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении» «Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении» Цель: вовлечение родителей в воспитательно - образовательный.

Утренняя гимнастика в детском дошкольном учреждении Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему образовательных мероприятий в режиме дня, включающую.

День матери в дошкольном учреждении. ФотоотчетДень матери в дошкольном учреждении. Фотоотчет Мама! Как емко, как прекрасно это слово! Слово «мама» - одно из самых древних на Земле. А для наших малышей это слово – самое главное, ведь.

ИКТ в дошкольном образовательном учреждении ИКТ Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео,.

Мастер-класс для педагогов на тему «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с разнообразными.

Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении Введение Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном.

Оркестр в дошкольном учрежденииОркестр в дошкольном учреждении Организация оркестра дошкольников сложное и трудоемкое дело, но вполне реальное. Ребенок, приобщенный к музыке и познавший красоту оркестрового.

Музыкальные занятия как основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении Музыкальные занятия как основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении  В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных.

Педагогическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении Понятие «педагогическое сопровождение» вошло в педагогику относительно недавно. Оно сформировалось на основе концепции гуманистической педагогики.

Роль театрализованной деятельности в дошкольном учреждении Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоциональной сферы (Л. С. Выготский, Л. И. Божович,.

Автор публикации:
Мастер-класс «Выявление ребенка-аутиста в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 3 января 2019 в 11:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Выявление ребенка-аутиста в дошкольном учреждении»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лысенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД