Наталья Копылова
Мастер-класс «Воспитание патриотизма средствами декоративно-прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс : «Воспитание патриотизма средствами декоративно-прикладного искусства.
Подготовила: Копылова Н. Ю.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о воспитании патриотизма средствами декоративно-прикладного искусства.
Публикация «Мастер-класс „Воспитание патриотизма средствами декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах
Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу – патриотического воспитания. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре.
Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм: вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми мы знакомим детей, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
В названии темы моего выступления звучат такие слова, как ПАТРИОТИЗМ и ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Это значит, что они взаимосвязаны. А так ли это? Нам это и предстоит выяснить в ходе моего мастер-класса.
Как вы считаете, пронизывается ли любовь к народу через патриотизм, через декоративно-прикладное искусство? А значит, и то и другое – естественно?
Перейдём к цели мастер-класса.
Цель: Создание орнаментальной композиции с элементами сибирской росписи.
Задачи:
1. Изучение орнамента и особенностей сибирской росписи;
2. Развитие художественных навыков в создании орнаментальной композиции, формирование образного мышления, активизация творческой деятельности;
3. Воспитание чувства патриотизма, формирование национального самосознания, эстетического вкуса, уважения к труду народных мастеров.
Орнамент - одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет до н. э).
В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».
Первоначальные изображения были просты: делали незамысловатые точки, линии, вмятины на сырой глине или вдавливали в нее семена растений. Со временем орнамент предстает в виде продуманного, содержательного рисунка (узора из повторения).
Виды орнамента:
Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;
Растительный - составленный из стилизованных цветов, листьев, веток и т. п. ;
Зооморфный - в котором стилизованы образы зверей, птиц и насекомых;
Антропоморфный - с изображением человеческих фигур и полуфигур.
В традиционном сибирском орнаменте используется геометрический мотив, комбинации различных геометрических фигур- они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симметрии,растительный мотив,составленный из стилизованных цветов, листьев, веток и т. п.
Сегодня мы с вами на мастер-классе будем украшать матрёшку нашим сибирским орнаментом. Послушайте историю как появилась русская матрёшка.
История появления русской матрё шки:
Однажды из Японии, с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был узкоглазый деревянный старичок Фукурума. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад С. А. Малютин, а выточил токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой
Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
Художники расписывали матрёшку яркими весёлыми красками, словно одевает их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская. Матрешка
Технология изображения орнамента заключается в том,что в начале наносится основной элемент (ломаная линия,ромбы, круги и т. д,а затем дополнительный (точки, полукольца, палочки) эти элементы меньше и другого цвета.
Так как орнамент –это узор из повторений, то элементы и цвета могут чередоваться, а могут повторяться в каждом элементе.
А теперь, уважаемые коллеги, чтобы вам было легче понять технологию изображения, предлагаю вам выстроить живой орнамент из вас участников.
Выстраиваем ломаную линию с точками, а теперь выстроим ромбы, как основные элементы орнамента.
Переходим к практической части: расписываем русскую матрёшку сибирским -геометрическим обереговым орнаментом по кроям сарафана.